Мне притащили огромную посылку с книгами, а там была биография Хеннинга Кронстама, я ее открыла и ыыыыыы! Мне и сам Кронстам очень интересен, но там и про Эрика много всего, потому что они были современниками и не то чтобы соперниками, но их вполне заслуженно считали одними из самых ярких танцовщиков в КДБ своего времени. А может, и самыми яркими. Но при этом Эрик был скорее международной звездой, а Кронстам международной карьеры не сделал, но в Дании он был и известен, и любим - вполне заслуженно. Ну вот, раскрыла наугад - и попала на рассказ Кронстама о том, что в юности Эрик был для него идолом и примером для подражания (господи, для кого из датских балетных мальчиков Эрик не был идолом и примером, я вас спрашиваю?). Кронстам был младше Эрика на шесть лет, поэтому когда Эрик уже вовсю танцевал в КДБ и постепенно начинал строить международную карьеру, Кронстам делал лишь первые шаги в профессиональном балете.
Итак, вот что рассказывал Кронстам:
"I remember my brother came with me and watched from the wings when Erik danced Nutcracker, because I had been talking about it at home and saying, 'Oh, this is so wonderful. You have to come see it. You'll never see anything like it.' Erik was the one who let me see what dancing could be - not as an artist, but as a dancer. When Vera came, when we did the center work in class, she told me, 'Stay behind him. Watch him.' If you stand behind somebody when you are dancing, your eye will take it in. Erik had beautiful port de bras. Deep and rich. And he had a nice open turnout, and nice attitude pirouettes. Beautiful jumps. Light, light, light".
Вот это "light, light, light" - это, по-моему, идеальное описание танца Эрика. Дальше идут подробности, частности, технические детали, но легкость - это главное. И еще, конечно, отточенность и упоительная холодная чистота. А, черт меня побери, я так рассказываю, как будто видела его танцующим в живых спектаклях.