Мы с gr_gorinich открыли новый биллибаддовский пейринг: Клэггарт/Вир - и никакого Билли Бадда! Спасибо за это постановке Тима Олбери (Английская Национальная Опера, 1988 год) с Томасом Алленом, Филипом Лангриджем и Ричардом ван Алланом. Фишка в том, что в этой постановке полностью отсутствует какая-либо эротическая подоплека в отношениях Билли и Клэггарта и Билли и Вира. Билли там - вовсе не нежный цветочек, не красавчик и не детка, а увалень средних лет с приоткрытым ртом, трудно себе представить, что Клэггарт - особенно изящный, элегантный, аристократичный Клэггарт Ричарда ван Аллана - способен воспылать страстью к такому недотепистому Билли. Вот Клэггарт и не пылает страстью, вот ни капельки, но он, как метко заметила gr_gorinich, "ушиблен светом" Билли, и ему не под силу существовать в одном мире, на одном плавучем клочке земли - рядом с этим светом. И в отличие от Клэггарта Гидона Сакса, который и во втором акте, уже решив погубить Билли, до последней секунды страдает от собственного решения, физически мучается, разрывается от боли и любви, - Клэггарт ван Аллана во втором акте уже не испытывает никаких сомнений и пытается погубить Билли вполне расчетливо и хладнокровно. Но, разумеется, и сам погибает в конце концов.
А еще в этой версии потрясающий Вир - Филип Лангридж, Вир, не получающий прощения в конце, обреченный снова и снова переживать свое предательство, мучиться из-за своей трусости. Он и Клэггарт в самом деле, мне кажется, затмевают Билли в этой версии, они оба выразительнее и многограннее, и интереснее Билли. Это сказано не в обиду Томасу Аллену, он прекрасно поет, он очень неплохо играет, но все же у него слишком неподходящая внешность для этой роли. А вот Лангридж и ван Аллан - оба смотрятся весьма удачно: Лангридж пусть и не слишком красив, но чрезвычайно обаятелен, а о ван Аллане и говорить нечего - это самый красивый Клэггарт из всех, что я видела. И как врезаются в память их движения, их жесты: Вир, опускающийся на колени, прислушивающийся к песням матросов на нижней палубе, Вир, отворачивающийся от Билли, когда тот поет: "Captain Vere, save me!", Клэггарт, на секунду накрывающий ладонью маленькую руку Новичка, руку, в которую вложил гинеи, чтобы погубить Билли (Бэрри Бэнкс - Новичок - тоже выглядит очень неавантажно, но поет и играет так, что заставляет забыть о своей внешности), Клэггарт, прикасающийся ко лбу - за миг до смерти, уже в предсмертной истоме.
Надо еще добавить, что эта постановка вообще показалась мне самой сильной из увиденных видеоверсий "Билли Бадда". Само собой, БТшная версия Дэвида Олдена - она вне конкурса и вне конкуренции, но ее на видео и нет, не о чем и говорить. А версия Олбери понравилась мне намного больше и глайндборнской постановки Майкла Грандаджа (о которой в свое время gr_gorinich написала веселый пост), и венской постановки Вилли Декера. Хоть Билли в этой версии и не такой, как хотелось бы, но в целом спектакль получился прекрасный и трагичный, и все персонажи были очень хороши. И хоры, и оркестр - тоже.
А возвращаясь к новопридуманному пейрингу Клэггарт/Вир - ну, я знаю, что это бессовестно, но старые слэшеры просто не удержались, когда увидели, как Вир бросается к Клэггарту, сраженному тяжелым кулаком Билли Бадда. Как-то очень хорошо это у Вира получилось. Увлекательно.
m-lle-lucille
| четверг, 31 августа 2017