Вдохновившись статьей в Dance Magazine, посмотрела фильм Герберта Росса The Turning Point - в какой-то степени "наш ответ ''Красным башмачкам". Получилось кое-где слишком отрывисто, кое-где, на мой вкус, слишком сентиментально, но в общем, очень даже ничего, лучше, пожалуй, чем "Нижинский", снятый Россом три года спустя. "Поворотный пункт" стал первым художественным фильмом для Михаила Барышникова - и Барышников, надо сказать, очарователен в этом фильме, даром что роль у него не слишком интересная: русский танцовщик-плейбой, от которого девушки без ума - и который сам от себя без ума. Но есть там парочка сцен, где он неотразим: так, в начале фильма, на вечеринке, он играет на гитаре и поет "Дом хрустальный на горе для нее" - и так хорошо поет, что не хочется, чтобы он останавливался, а эпизод-то совсем крохотный, не успеваешь наслушаться. И еще одна сцена прелестна - где Барышников (Юрий Копейкин в фильме) безудержно флиртует с Кэролин (ее играет Старр Дэниас), и оба так хороши, что смотрела бы и смотрела. Дэниас отлично играет стервочку Кэролин - и эта стервочка у нее получается такой милой и полнокровной, что затмевает в два счета хорошую девочку Эмилию, героиню Лесли Браун.
Лесли Браун, хоть ее героиня действительно довольно бледна и даже малость схематична, производит вполне приятное впечатление. На момент съемок ей было всего девятнадцать лет, в фильм она попала, в общем-то, случайно: изначально на роль Эмилии планировали позвать Гелси Кирклэнд, но от этой идеи пришлось отказаться - из-за проблем Кирклэнд с наркотиками. Вместо нее взяли Браун - ну и в общем, не прогадали, Эмилия и должна быть совсем юной нежной девочкой, этакой инженю, открывающей для себя взрослую жизнь, большой балет, любовь и разочарования. Самый замечательный эпизод с ее участием: когда Эмилия, ставшая свидетельницей флирта третьей степени тяжести между Юрием, ее бойфрендом, и Кэролин, сбегает в бар и методично напивается, а попутно интригует парочку провинциалов, утверждая с акцентом, что приехала из Ленинграда в поисках "artistic freedom". Это было чудесно сыграно и вообще очень смешно. А вот следующий эпизод - где едва стоящая на ногах Эмилия выходила одной из виллис во втором акте "Жизели" и танцевала точь-в-точь как одна из девиц в Mistake Waltz Роббинса - вот этот эпизод был, на мой взгляд, пережат. И возникал законный вопрос: почему Эмилия не получила втык от администрации за такое безобразие? Впрочем, понятно, почему не получила - у нее была сильная покровительница.
Дело в том, что Эмилия и Юрий - они вообще не центральные персонажи этого фильма, хотя им уделяют довольно много экранного времени. Центральные персонажи - подруги-соперницы Диди (Ширли Маклейн) и Эмма (Энн Бэнкрофт), некогда танцевавшие в той же Американской балетной компании (прототипом ее является, разумеется, АБТ), куда теперь попадает Эмилия, дочь Диди (и Эмма, ее крестная, берет Эмилию под свое крыло). Диди оставила балет, когда забеременела, вышла замуж за своего коллегу Уэйна, переехала с ним в Оклахому, родила после Эмилии еще двоих детей, в общем, выбрала семейную жизнь вместо искусства, хотя не раз и сожалела о своем выборе. Эмма, напротив, продолжила строить карьеру в балете - но в фильме ее дни как балерины уже сочтены, и она знает об этом, как, впрочем, и все вокруг. И тем не менее, пусть в фильме как будто бы пытаются намекнуть на то, что из них двоих счастливее все-таки Диди - с домом - полной чашей, хорошим мужем и хорошими детьми, - а не Эмма с тремя собачками, - но в общем, все не так однозначно, и Эмма, возможно, пусть и не счастливее, но хотя бы свободнее Диди. Диди опутана по рукам и ногам детьми, мужем, да еще и внезапно появляющимся любовником (кстати, вот это был абсолютно неверибельный поворот, да и любовник, на мой вкус, был абсолютно непривлекателен - впрочем, муж тоже), а Эмма благополучно расстается со своим весьма потасканным любовником - и правильно делает. Вообще мужчины играют довольно утилитарную роль и в жизни Диди, и в жизни Эммы, а в реальности они крепко завязаны друг на друга - и право, вот тут открываются такие возможности для фемслэша, что если б фильм снимали немного в другое время, то грех было бы этими возможностями не воспользоваться. Диди и Эмма все время контактируют друг с другом, ссорятся, мирятся, беседуют по душам, вспоминают прошлое, смеются, даже дерутся, обнимаются, целуются - и в самом конце фильма стоят вместе на пустой сцене, обнявшись, и смотрят в темноту. Это очень здорово сделано и снято, и мне это понравилось.
Что еще хорошего есть в этом фильме? Изумительная, божественная, невероятно прекрасная Александра Данилова в роли мадам Дахаровой (не спрашивайте, кто придумал эту фамилию!) - балетного педагога. Это тоже в своем роде "наш ответ" "Красным башмачкам" - и Леониду Мясину в роли Гриши Любова. Данилова, как и Мясин в "Башмачках", сияет, жжет и пепелит, и смотреть на нее - это невероятный кайф. Потрясающая женщина. Она играет очень сочно, с большим юмором, и создает пусть и слегка гротескный, но не карикатурный, а очень милый образ. Прелесть. Еще мне очень понравился Дэниел Ливанс в роли молодого и вредного хореографа Арнольда, требующего от юной Эмилии не эмоционировать и не самовыражаться, а просто танцевать - "не под музыку, а вместе с музыкой". Авторы явно похихикали в кулачок над Баланчиным. Но Ливанс был ужасно мил - и так жаль было узнать, что, оказывается, он умер совсем недавно, в 2015 году, и было ему всего 62 года. Ну что ж, в "Поворотном пункте", в 1977 году, ему 24 года, он молод, здоров - и он очень украшает этот фильм. А, чуть не забыла, еще в фильме отжигает мисс Аделаида (Марта Скотт) - глава Американской балетной компании, нежный привет Люсии Чейз, руководительнице АБТ.
Ну и конечно - фильм-то о балете, и в нем хватает места для балетных эпизодов. Пусть не все они сняты хорошо, а кое-что лично мне кажется погрешностью против хорошего вкуса - так, развитие отношений между Эмилией и Юрием показано через репетицию балконного па-де-де из РиДж (постановка Макмиллана), плавно переходящую в постельную сцену, и постельная сцена под музыку Прокофьева получилась, по-моему, довольно пошленькой, хоть и предельно целомудренной. Но к счастью, в фильме есть и хорошие балетные эпизоды: отрывки из второго акта "Жизели" с Барышниковым и Антуанетт Сибли, финал "Этюдов", вариация из "Корсара" в исполнении все того же Барышникова, "Легенда" Крэнко с Марсией Хайде и Ричардом Крэгуном, и мое любимое - финал из "Па-де-де Чайковского" с Сьюзан Фаррелл и Питером Мартинсом. Ну и еще практически полностью показанное па-де-де из "Дон Кихота" в исполнении Браун и Барышникова, но я, если честно, само это па-де-де не слишком люблю.
Ну вот. Наверно, советовать этот фильм к просмотру я не стану, все-таки сам по себе он не слишком сильный ("Красные башмачки", имхо, были сильнее). Но если смотреть его ради балетно-исторических пасхалок и ради небезынтересных отношений двух главных героинь - то да, можно на него потратить время, он того стоит.