21.11.2016 в 18:40
Пишет gr_gorinich:Ну вот, спасибо добрым людям, «Ромео и Джульетту» Ноймайера в исполнении Королевского Датского балета можно скачать ссылкаintoclassics.net/news/2016-04-20-40555 , и я ее не только скачала но и заценила.URL записи
Одной строкой: такую Верону - ни у кого еще не видела )
Подробности:
много букв и видео
Спектакль чертовски непривычный. Очень, очень хороший, великолепно исполненный, но местами настолько неожиданно смещающий привычные акценты, что некоторое время лично мне пришлось потратить на разрыв и заштопывание шаблонов. При этом, когда шаблоны выровнялись, послевкусие осталось очень приятное, буду пересматривать.
Самое главное обстоятельство, взрывающее шаблон: это Ноймайер ) Это его, видимо, врожденная неприязнь к морализаторству, неприязнь к выхолощенному символизму и просто фатальное отсутствие приседания перед авторитетами. Он умудряется не замахиваться "на Вильяма нашего Шекспира", а рассказывать историю так, будто, кроме собственно Шекспира, никто ее не пересказывал и не трактовал. И Ноймайер не боится резать Прокофьева. Пусть не во всем я с ним согласна (кое-то из вырезанного я б вернула, но кое-что из оставшегося – вырезала), но переделки балету пошли на пользу: он стал короче и динамичнее. Музыку не только подрезали, некоторые номера переставили местами, а некоторые куски переаранжировали так, что не сразу и узнаешь, но лично мне поправки не резали ухо, а в «текст» балета они вписались отлично. Хотя понимаю, что люди, склонные с пиететом относиться к классике, могут почувствовать себя оскорбленными.
И сколько версий РиДжа я уж видела: театральные постановки, фильмы, мультфильмы, разнообразнейшие версии мюзикла, версии балета, наконец, и ни в одной – еще раз: ни в одной, ни разу не возникало вопроса, что в этой истории «хорошо», а что «плохо». Взаимная любовь назло всему – сто процентов благо. Драки, дуэли, вендетты – зло, чорное настолько, что заодно и семья Капулетти, и Тибальт часто выглядят отъявленными злодеями (на фоне умеренно приличных Монтекки, как ни странно. Может, потому что Монтекки обычно просто не в кадре?). Герцог - третья сторона конфликта, страдающая не меньше Ромео с Джульеттой. Ну как же – он всех мирит, а они, а они!.. Ноймайер никого не обвиняет - и никого не обеляет. Один и тот же человек может совершать поступки и глупые, и довольно гадкие, и героические. Главное, что за этим человеком, за актером его изображающим, интересно наблюдать. И у Ноймайера нет Смерти, Любви, Вражды - вот этих вот плакатов, которые пытаются часто изобразить актеры, от усилий впадая в изрядный (и порой очень несимпатичный) пафос.
(В сторону: а вот в музыке Прокофьева слышен и пафос, и деление на добро и зло, что, в общем, неудивительно: эпоха и окружение способствовали. При этом музыку его очень люблю, но в этот раз чувствовала, как все же мало органичен этот композитор для Ноймайера. Хореограф со своим делом справился, это очевидно, но так же очевидно, что позже, когда он сам стал выбирать и заказывать музыку для своих балетов, ему стало уютнее. Надо бы найти его Золушку и Щелкунчика и посмотреть, как там классика сошлась с хореографией)
Кхм, ладно, значит, РиДж. В этой версии Верона – город как город, там люди все-таки больше занимаются жизнью, чем рубятся на мечах. Корда играет разномастную толпу: простолюдины и знать, актеры, потаскушки, монахи, цветочницы, дети… И они вовсе не заинтересованы в том, чтобы вырезать Монтекки или, наоборот, Капулетти, у всех своих дел полно. Драка в первом акте и дуэль Меркуцио и Тибальта во втором очень показательны: свара начинается скорее случайно, чем закономерно, а до смертоубийства если и доходит, то это – трагическая случайность, а не то, к чему стремятся даже сами дерущиеся. Так что морали насчет того, что кровные распри – фу, в этом балете не ждите, как не ждите и примирения семей в финале. Ноймайера итальянская вендетта не интересует как факт. Интересуют его всегда люди: не то, плохие они или хорошие, а – какие они.
Они все интересны, каждый по-своему: совершеннейший щенок Ромео, влюбляющийся в каждую юбку, в начале балета – в Розалинду, как Шекспир и прописал; восторженный, пылкий, по-юношески эгоцентричный. Он, что прекрасно, не сахарный Сиропчик, каким его в других постановках часто делают: если его спровоцировать, он будет задираться, хоть на того же Тибальта. Но не потому, что вообще злой, просто кровь у него вскипает от всего подряд, а ни ума, ни сдержанности еще не наросло. И – родственная ему душа – Джульетта, такая же шалая девчонка, проказница, еще неловкая, еще не умеющая держать себя как гранд дама. Не сладко-романтическая героинька, вздыхающая между розой и луной, вполне земная – и потому симпатичная. (Признаюсь: с детства не любила главгероев данной драмы: сироп-с! Подросла и поняла, что сироп не столько у Шекспира, сколько у постановок по его пьесе, но все равно так и не увлекали меня Рома с Джулей. Немного полегчало после Дзефирелли, а потом - такаразучного и венгерского мюзиклов, но все же не особенно. А вот ноймайеровские – те, как говорится, «зашли». Особенно Джульетта – может быть, потому что Ида Преториус, которая ее танцует, просто сногсшибательно умеет играть на сцене).
Тибальт, в этой версии – никакой не военизированный злодей. Скорее, у человека какие-то проблемы с собой, но поди пойми, откуда они взялись: он внутренне очень напряженный и нервный. Он лихой шпажист и с удовольствием машет шпагой, но, кажется, больше чтоб показать, как он ловок, да зло сорвать, а не чтоб непременно человека зарезать. У него очевидные шашни с леди Капулетти, причем порой не столько он к ней тянется, сколько она за ним бегает. Во втором акте ссора начинается, собственно, не потому что пришел злой Тибальт убить Р-ррромео, а потому что в праздничной толпе столкнулся сильно поддатый Тибальт с Меркуцио и Бенволио – ну, а Ромео уж потом подоспел. Этот Тибальт приходит в растерянность и ужас, когда понимает, что убил человека – Меркуцио (причем в этой версии «убил» - слишком громкое слово, Меркуцио сам налетел на его шпагу, отмахиваясь от мешающего поединку Ромео).
Меркуцио – сильный, самодовольный, веселый парень, который, в отличие от Тибальта, никаких психологических трудностей не испытывает, а вовсю наслаждается жизнью, а почему нет? Порой он грубоват и шумноват, он позер, но друзей любит и чуть что – за них вступается. Менее заметный в его тени Бенволио – в отличие от Ромео, не мечтатель, а просто молодой повеса, любитель красоток, балагур, добрая душа.
Граф Парис – красивый мужчина и при этом очень уж граф. В смысле, какой он человек - можно только догадываться: он так старательно соблюдает приличия, так учтив и в то же время так подчеркнуто не реагирует, например, на отчаянье Джульетты, когда она отказывается выйти за него замуж, что начинаешь думать: «Этот уверен, что в Вероне он лучше всех, но из вежливости свою убежденность не афиширует».
Леди Капулетти – женщина, идеально играющая свою роль в обществе, скрывающая нелюбовь к мужу и роман с племянником – огонек прорывается только когда племянника убивают. Лорд Капулетти – хм… смешно: благодаря костюму и сходству актеров, нет никаких сомнений, что по крови Тибальт именно его родственник. Только старший Капулетти, как и его жена, играет свою роль, а на личные чувства, похоже, забил давно и прочно. Привязанная к Джульетте кормилица. Мелькнувшие в первом акте родители Ромео – они старше пары Капулетти, а мамаша, судя по всему, та еще религиозная ханжа. Фра Лоренцо – вотэтапаварот! – молод. Босоногий францисканец, собиратель лекарственных травок, очень ответственный священник ) Герцог – вот уж если кто и злыдень, то это он ) Но, опять же, а как бы вы глядели на зачинщиков драки «стенка на стенку» во вверенном вам городе? Он глядит вот так:
Ух какой стильный герцог вообще! А его уход с раздуванием алого плаща может заставить любого марвеловского супергероя нервно закурить в коридоре )
А еще на сцене (это уж особенность Датского балета) смешиваются разновозрастные артисты: молодые, возрастные, детишки - и не только для антуража, все они активно участвуют в событиях. Отчего иллюзия "живой жизни" на сцене становится еще сильнее. И главные герои включены в это действо, они не звездят, а живут, то пропадая в массовке, то выходя на первый план. Пример: почти самое начало, утро в Вероне. Гляньте, как здорово сделано: задан образ щенка-Ромео, крутящегося вокруг Розалинды и подаренного ею платочка, тут же вводится друг-приятель Бенволио, тут же улицы - утро! - наполняются самым разным народом, уже в толпу, как на сцену, вылетает позер-Меркуцио, и троица включается в пляску молодых веронцев (и веронок! )) ).01 Morning.avi- from Wanderer707 on Vimeo.
А вот Джульетта с подружками, кормилицей и маман. Обратите внимание: Ида Преториус не боится играть совсем современную девчонку, ей не надо по этой версии подделываться даже под условное средневековье. Ноймайер всегда так: обозначит эпоху и стиль, но не гонится за полнотой и плотностью стилизации, только намечает ее. Ему движения души интереснее - не то чтобы "вневременные" (фу, не бывает ничего совсем вневременного!), но в более широком аспекте, он и не доводит чувства до стерильной абстрактности, и не закапывается в этнографию.02 Juliette.avi- from Wanderer707 on Vimeo.
А дальше, когда все главные персонажи полнокровно представлены, Ноймайер вытаскивает новую пачку смыслов, и вот тут у него появляется конфликт: общество, условно говоря, взрослых, живущих в вечной череде ритуалов, живущих "как принято" - и молодых сорванцов, нарушающих приличия. Причем это, повторюсь, не противостояние хорошего и плохого (сорванцы бы выросли - и стали, может, такими же взрослыми), а просто контраст двух образов жизни. К Капулетти собираются гости на бал, сливки общества. Их приветствует хозяин, а заодно тут можно поглядеть на нахального Тибальта, приличного Париса - ну и трех придурков: Ромео, Меркуцио и Беноволио, которые пришли поглядеть на красоток и потроллить Капулетти.03 Arrivals.avi- from Wanderer707 on Vimeo.
И-и вот оно, прекрасное: Танец рыцарей, музыка известная, любимая лично мной, и ни разу (имха!) не поставленная на сцене достаточно грозно и монолитно. Все постановки балета, какие видела, на этой сцене сдуваются: пытаются многолюдьем корды и пышностью костюмов произвести впечатление. Пару раз намеки на что-то лучшее попадались, но не цепляли все равно. Ноймайер ближе всех подошел к тому, чего я так жду от этой сцены - к ощущению довольно грозной и довольно мрачной силы, к ощущению стены, которая может раздавить все, что не она. Силуэты в начале сцены - превосходная придумка, сам танец - и торжественный, и ломаный, - очень хорош, цветовая гамма костюмов - все "работает" в правильном направлении. Правда, мне показалось, что у трио Капулетти в некоторых движениях не хватает слаженности, и это чуть-чуть сбило впечатление. Но, может, только показалось, ведь и ракурсы съемки, увы, тут не самые лучшие.04 Knights.avi- from Wanderer707 on Vimeo.
А дальше Ноймаер уже заданных персонажей сталкивает - и начинается, собственно, драма. Ритуальные пляски Капулетти, сватающих Джульетту Парису - и омертвелое, жесткое тело Джульетты: она делает, что велят, но сама не здесь - и расцветает только натыкаясь взглядом на такого же "неправильного", непохожего на остальных Ромео.05 Capulettes.avi- from Wanderer707 on Vimeo.
Шуточки Меркуцио, начатые, чтоб Тибальт не раскрыл инкогнито Ромео, продолжающиеся как самоценный флирт, а порой переходящие в соло ради собственно соло - Меркуцио любит публику, но не нуждается в ней ) И теперь, М-ль Люсиль, когда я наконец увидела его танец, я с тобой радостно соглашусь: Хейнс чрезвычайно хорош и далеко пойдет, если все сложится. Он и играет, и танцует очень здорово.06 Mercutio.avi- from Wanderer707 on Vimeo.
И первый дуэт Ромео и Джульетты - еще без признаний, еще очень робкий, но уже такой радостный и легкий, что и вопроса не возникает: чего это они потом самоубились из-за любви, что за любовь такая. Вот в этом круге ритуальных плясок, вдруг - язык живого юного тела, юных душ.07 Duet.avi- from Wanderer707 on Vimeo.
Ну... можно было бы продолжать и рассказать про второй акт, очень сокращенный и очень необычный: там по поводу церковного праздника гуляет народ, развлекают толпу бродячие актеры (изображающие в лицах историю Ромео и Джульетты - любимый хореографом прием удвоения и спектакля в спектакле), Ромео и Джульетта венчаются в церкви (и то, как они, наплевав и на бога, и на приличия, норовят устремиться друг к другу, как удерживают их рассудительные кормилица и фра Лоренцо - оно тоже много говорит о несдержанности и максимализме чувств. И о том, что первая сильная страсть - чувство небезопасное: чуть что не так, и носителя сожжет, и окружающих опалит.) Тем временем на площади возникает совсем незапланированная свара Тибальта с Меркуцио, и если уж кто там и выглядит опасным, то как раз Меркуцио: он насмешливый, трезвый, сильный, ловкий, как черт. А Тибальт и подвыпил, и в раздрае, и шпагу-то порой плохо держит. Надо сказать, тут совсем пропадает прописанная Прокофьевым канва: насквозь положительный "веселый дух" Меркуцио и мрачный воинственный Тибальт. Тибальта тут даже, пожалуй, жаль. Ромео некстати вмешивается в драку - и Меркуцио натыкается на шпагу Тибальта, который даже и не понял сразу, что происходит. И Хейнс отлично играет: он понимает, что ранен смертельно, и что жизнь кончена - и приходит в отчаянье. Но на наших глазах (и спиной к другим персонажам, которые не в курсе) берет себя в руки - и отправляется паясничать, до последнего вздоха. После его смерти у Ромео буквально и очень некрасиво рвет крышу, и все идет по написанному: Тибальт убит, над его трупом голосит леди Капулетти, над трупом Меркуцио убивается Бенволио, Ромео рыдает тут же, потому что сам виноват и просрал все полимеры, конец акта. Герцога с разбирательством и приговорами Ноймайер безжалостно вырезал: и без приговоров понятно, что брак Ромео и Джульетты никогда не признают в семействе.
Или про третий акт: мучительное сватовство Париса, визит Джульетты к фра Лоренцо - и очень удачный сценический ход Ноймайера. Вот как в балете без традиционного мимирования объяснить зрителю суть плана с сонным зельем? Ноймайер здесь на задний план вывел уже встречавшихся нам бродячих актеров: на первом плане замерли Лоренцо и Джульетта со склянкой, а где-то там, вдали, в их мыслях, актеры разыграли действо про ложную смерть, пробуждение и счастливое воссоединение влюбленных: немного картонно и наивно, но очень счастливо. Имхо, получилось замечательно и трогательно еще и потому, что мы же все знаем, чем на самом деле кончится история. Ну а дальше - "смерть" Джульетты, ее похороны, невстреча Лоренцо и Ромео, и финальная сцена. Ромео тут не заморачивался с ядом и зарезался, а следом за ним так же убила себя Джульетта. Упала на его тело, сплела пальцы с его пальцами - и умерла. Вот и финал, и какая разница, что потом было с Вероной и всеми остальными? История-то про Ромео с Джульеттой была ) Нет, кроме шуток, очень сильно сделанный финал.
Но вот обида - вимео не хочет больше брать у меня видео, лимит на неделю исчерпан. А без иллюстраций какой рассказ? )
Просто скачайте и посмотрите - годный балет!