Вскочила сегодня без четверти одиннадцать, выпила ведро кофе и помчалась на "Пламя Парижа". И даже умудрилась не уснуть ни на первом, ни на втором акте. Хотя черт знает, то ли сказался мой тотальный недосып, то ли все-таки спектакль сегодня был не блестящий. Честно говоря, подозреваю, что дело было не во мне или не только во мне.
Как я и предвидела, травмированного Лопатина заменили на Лантратова. К Лантратову я равнодушна, хотя и надеялась, что случится чудо, и он мне понравится (как однажды случилось чудо, и мне - хаха, каламбур - понравился Чудин, причем совершенно неожиданно: в "Совсем недолго вместе"). Но чуда не произошло: Лантратов красив, строен, длинноног, танцует чистенько, сильно не лихачит - это вам не Васильев, простигосподи, - но он скучный. Он ничего не играет, вернее, он делает все, что положено делать Филиппу: воюет, участвует в революции, любит Жанну, па-де-де танцует, саблей машет, даже пытается в самом конце заступиться перед председателем Конвента за Аделину, - вот все это он честно проделывает, но вместо живого персонажа у него получается схема. Наверно, большой вины его в этом нет, надо быть действительно блестящим актером, чтобы оживить Филиппа - образ сам по себе довольно плоский. Но вот у Лопатина это получилось, и на его Филиппа было интересно смотреть. А Лантратов доставляет определенное эстетическое удовольствие, но не более того.
Диана Косырева, дебютировавшая в роли Жанны, понравилась мне меньше прошлой дебютантки - Маргариты Шрайнер. Жанна у Косыревой была славная, милая девушка, но ей не хватало огня и задора. Она старалась, она хорошо танцевала (были помарки, но, мне кажется, несущественные), но в ударных революционно-народных сценах она так не зажигала, как Шрайнер (я уж молчу про Наталию Осипову). Возможно, дело было еще и в партнере: все-таки она должна была дебютировать с Лопатиным, и замена Лопатина на Лантратова могла сказаться и на ее игре. Не знаю. Но пока смотрела на нее - подумала, что было бы любопытно увидеть ее в роли Аделины. Мне кажется, у нее мог бы получиться интересный образ этой несчастной юной аристократки, жертвы революции.
Сегодня Аделиной была Анастасия Горячева, и сказать мне о ней особенно нечего. Ну, танцевала хорошо, да, сразу виден опыт и профессионализм. Играла бледную и довольно скучную овечку. Характера в ней не чувствовалось вовсе: дэмзел ин дистресс, причем почему-то даже в первом акте. Мне вспоминалась Анна Никулина, которую я видела в спектакле-дебюте Шрайнер: вот Никулина играла совершенно прекрасную Аделину - нежную, но и решительную, не размазню-инженю (до сих пор помню, как она сверкнула глазами на маркиза-Гуданова, давшего ей пощечину, и села потом рядом с ним в карету с таким ледяным видом, что можно было не сомневаться: до Парижа она ему ни слова не скажет). А Горячева - ну просто никакая. И еще... хм, когда Аделина выглядит ровесницей своего отца - это смотрится странно. Больше того - местами Руслан Скворцов, игравший маркиза, казался даже моложе.
Скворцов (заменивший Меркурьева, заменившего Гуданова) мне как раз понравился. У него получился холеный такой барин, не злой, не развращенный, но любитель удовольствий, не знающий ни в чем отказа. Не было в нем такой утонченности, такой трогательной беспечности вырождающегося аристократа, как у маркиза в исполнении Гуданова, маркиз Скворцова был проще: вполне цельная натура. Но он был выразителен, он хорошо танцевал, что с друзьями-охотниками (они традиционно отвечают за гомоэротичные мотивы - вместе с красавцами-офицерами при королевском дворе), что с дамами, что сам по себе; он очень мило ухаживал за Мирей де Пуатье, очень умело отвлекал короля, только собравшегося было разгневаться на кокетку-королеву, и очень достойно шел на смерть.
О Жероме - Александре Смольянинове - как и о Горячевой, сказать нечего. Настолько простой парень, что и непонятно, что Аделина в нем нашла. Танцует невыразительно, играет еще невыразительнее, не веришь ни в его отчаяние, ни в его безумие после казни Аделины. Пустое место - что был в спектакле, что не было его.
Еще одно пустое место (которому, однако, громко орали "браво" хорошо поставленными клакерскими голосами) - Денис Родькин в роли актера Мистраля. Да, я все понимаю, сама роль неблагодарная, делать с ней нечего, Мистраль - в отличие от Мирей де Пуатье - появляется только в образе Ринальдо в "Ринальдо и Армиде" ("балет в балете" в первом акте), а во втором акте он и вовсе незаметен (Мирей де Пуатье хоть Свободу изображает и вообще выделяется). Но хоть в образе Ринальдо можно как-то себя проявить; по крайней мере, Артему Овчаренко это удалось, его Мистраль-Ринальдо обращал на себя внимание. А Родькин - ни-ка-кой. Но аплодисменты у публики выпрашивает виртуозно, этого у него не отнимешь. Исполнители главных ролей сегодня так не вымогали аплодисменты, как он.
А вот кто меня сегодня очень порадовал - Ангелина Карпова, дебютировавшая в роли Мирей де Пуатье. От ее Армиды было глаз не оторвать: дивно прекрасная волшебница, музыкальная, точная, грациозная, танцевавшая так, что было безумно жаль, что "Ринальдо и Армида" - в общем-то короткий балетик, я не насмотрелась на Армиду, мне хотелось еще. Она очень тонко и выразительно подчеркнула интересные отношения Армиды с ее подругами (подруги, кстати, тоже были очень хороши) - и право, с этими девушками она смотрелась намного лучше, чем с унылым Ринальдо. Танцевала прелестно, и потом, уже в образе самой себя, кокетливой актрисульки, тоже была изумительна. А еще - это уже что касается труппы в целом - сегодня не только Армида радовала взгляд, но и "зрители" на сцене, для которых и был разыгран этот балетик. Труппа - я имею в виду именно кордебалет - сегодня вообще была явно в ударе и часто оттягивала внимание на себя, особенно в народно-революционных массовых сценах. А во время представления "Ринальдо и Армиды" я наслаждалась не только танцем Мирей-Армиды, но и реакцией одной зрительницы, дамы в полосатом платье, сидевшей на самой авансцене. Как она смотрела на Мирей, это что-то, прям хоть сочиняй фемслэшный фанфик! Откровенно ею любовалась, аплодировала ей, восхищалась, ахала, и кавалера своего явно призывала восхищаться. А на Мистраля не смотрела вовсе, как и не было его. Изумительная дама, жаль, не узнаешь, кто ее играл.
Королем сегодня тоже был дебютант - Георгий Гусев. И король у него получился совсем молоденький, какая-то помесь Петра III с Павлом I, что ли. От Людовика XVI в нем, по-моему, вообще ничего не было, но, с другой стороны, он в этом балете и вправду довольно условный Людовик XVI, так что ничего страшного. А сам он был очень мил, хотя и переживал, и топал ножкой на свою королеву - тоже, кхм, весьма условную Марию Антуанетту, набеленную кокетку - чтоб не сказать "потаскушку", напропалую флиртовавшую с офицерами. Но она как-то ухитрялась не превращать всю эту рискованную игру в карикатуру. И в общем, они мне оба понравились - и Гусев-король, и Семиреченская-королева.
Хочется отметить еще четырех сегодняшних дебютантов - солистов овернского танца: Веру Борисенкову, Оксану Шарову, Евгения Головина и Дмитрия Екатеринина. Они вчетвером знатно зажигали и танцевали овернский танец так, что только искры летели. А марсельский танец, я, увы, просмотрела, потому что отвлеклась на разбитных кордебалетных девиц, прелестно пританцовывавших на заднем плане, в толпе. Толпа вообще сегодня была исключительно хороша, за "людьми из народа" было наблюдать интереснее, чем за главными героями: они все жили, постоянно отыгрывали маленькие сценки, контачили друг с другом, реагировали на происходящее вокруг. Все-таки здорово, что в "Пламени Парижа" кордебалет - не безликая масса, подпирающая стенку, и если главные персонажи могут даже быть бледными и не очень интересными, то хороший ансамбль все равно сделает спектакль ярче и увлекательнее - вот как сегодня.