Сложила в копилку просмотренных "Лебединых озер" еще одно - берлинскую постановку Патриса Бара (Patrice Bart) 1998 года. Больше фрейдизма, чем у Эрика Бруна, но меньше гомосексуальности, чем у Рудольфа Нуриева, - вот краткое описание этой версии. Правда, весь фрейдизм выражается в странных отношениях принца с собственной матушкой, но уж там отношения такие странные, что напоминают даже не "Лебединое озеро" Эрика, а его же великую и ужасную новеллу "Во имя любви". Нет, я не шучу, там в самом деле инцест пусть и не откровенный, но, скажем так, наполовину прикрытый. А еще: если после первых двух актов (вообще там традиционные первый и второй акты и третий и четвертый слиты воедино, так что версия сама по себе двухактная, но мне привычнее отсчитывать четыре акта) думаешь: ну ниче так, ниче, сносно, пусть звезд с неба никто не хватает, но и не ужас-ужас, - то после третьего и четвертого делаешь фэйспалм и сквозь фэйспалм спрашиваешь: господи, что я только что посмотрела?!
В общем-то, такое чувство, будто Бар действительно клевал по зернышку из всех известных ему версий ЛО - добавляя, конечно, и собственные фантазии и измышления. Как и в дауэлловской версии, действие помещено куда-то на рубеж девятнадцатого и двадцатого веков - даже, пожалуй, скорее в начало двадцатого века, чем в конец девятнадцатого. Но в первом акте нет такой пестроты, как у Дауэлла: кордебалетные дамы - в легких дневных платьях пастельных тонов, кордебалетные господа - в светлых приличных костюмах, мать принца - в белом платье, но в черной шляпе и в черных перчатках, принц и Бенно - практически в одинаковых синих колетах и белых трико (так что я поначалу даже задумалась: кто тут принц, а кто тут Бенно), Ротбарт - тут он министр двора - в синем мундире. Что же касается уровня исполнения - ну, надо еще, конечно, сделать скидку на то, что труппа Берлинского балета - это вам не датчане, не французы, не англичане и не Мариинка с Большим. В массовых танцах первого акта - скажем так, поставленных без особого блеска и увлекательности, - труппа и танцевала тоже без особого блеска. В лебединых актах корда была лучше - пусть не идеальна, но очень недурна. Вообще говоря, Бар почему-то все ЛО "приписал" себе, не став указывать своих "соавторов": Льва Иванова в белых актах, Горского и Петипа, конечно, да и Рудольфа тоже - потому что сольная вариация принца в конце первого акта создавалась явно на основе вариации, придуманной и схореографированной Рудольфом. Бар ее, конечно, изменил и расцветил всевозможными прыжками, но получилось, на мой взгляд, бестолково и немузыкально. Впрочем, и вся его оригинальная и полуоригинальная хореография - мало впечатляет, честно говоря. Ну и опять же, исполнители - даже исполнители главных партий - в первом-втором актах были недурны, но не более того (а потом и вовсе скисли).
Теперь что касается инцеста и гомосексуальности. После па-де-труа в первом акте (танцуют Бенно и две девицы, танцуют сносно, но без блеска, это вам не французы и не англичане) изумленному зрителю преподносят дуэт принца и королевы. Да, у королевы в этой версии - вполне себе танцевальная, пуантная, а не мимическая роль. И ее дуэт с принцем - с очень откровенными высокими поддержками, с попыткой поцелуя, с явно имплицированным психологическим насилием, в общем - караул, спасите принца. Надо еще заметить, что в этой версии мать принца отнюдь не требует, чтобы принц немедленно искал себе невесту. Наоборот - ей женатый принц совсем ни к чему, ей нужно, чтобы он принадлежал ей одной, а всякие соперницы - будь они хоть людьми, хоть лебедями - ей ни к чему.
Впрочем, не одна королева делает стойку на принца. Есть еще друг Бенно. В синопсисе балета было сказано что-то типа того (точной формулировки уже не вспомню), что Бенно хочет быть принцу не просто другом. В первом акте я ничего подобного не заметила и уж решила, что меня обманули, недодали гомоэротизма, гады. Но во втором акте, после того, как на сцену выплыла Одетта и познакомилась с принцем, и изложила ему свою печальную историю (в этой версии сохранили мимирование, и за это Бару зачет), а потом исчезла, вспугнутая Ротбартом (Ротбарт во втором акте присутствует на сцене в виде черного крылатого силуэта - за это тоже зачет Бару), - прибежал Бенно и начал предъявлять принцу претензии: мол, ты чего это с какой-то крылатой бабой общаешься?! Помните, как в "Сильфиде" Гурн машет руками, рассказывая всем, что видел, видел, как Джеймс хороводится с какой-то крылатой девицей? Вот тут Бенно повторил движения Гурна - точь-в-точь, только с усиленным личным возмущением, и я, признаться, гнусно захохотала. А вот принц не захохотал, а возмутился, станцевал с Бенно мини-дуэт и прогнал бедняжку прочь. Так что вот тут я в обещанный слэш поверила, и стало мне Бенно жалко. Впрочем, не исключено, что раньше ему кое-что все-таки обламывалось, до встречи с Одеттой принц, похоже, не сопротивлялся ни матери, ни другу. Это уж после встречи с Одеттой стал брыкаться и сопротивляться, дурачок. И в результате королева, Бенно, а заодно и Ротбарт составили против принца этакий комплот - мол, ишь чего захотел, с какой-то посторонней девицей связываться! наш принц, никому не дадим, самим мало! Правда, Ротбарт вроде бы августейшим телом не интересовался - в отличие от королевы и Бенно - но ему, понятное дело, совсем неохота было распускать свой лебединый заповедник.
Не выдержала и выложила все-таки минутку принца и Бенно. Честно говоря, это единственный стоящий момент во всем спектакле. Ну, не считая, как я уже говорила, сносных белых актов, но там нужно благодарить не Бара, а кордебалет и Льва Иванова. А тут - пожалуйста, все придумал Бар, а исполнители исполнили. И между нами говоря, есть что-то трогательное в том, как Бенно тянется погладить этого дурака принца по руке.
Остатки впечатлений - со спойлерами, а куда же без нихНу ладно, когда Бенно прогнали, пошел привычный белый акт с лебедями. Одетта тоже не потрясала воображение, но в целом была недурна, весь второй акт я посмотрела с удовольствием - и смутно надеялась, что дальше пусть будет тоже не блестяще, но и не кошмарно. Щас. В третьем акте Бар пустился во все тяжкие. Начал с того, что преподнес зрителю сольную вариацию королевы перед портретом любимого сына. Что хореографически, что драматически - эта вариация была абсолютно бездарна, а главное - категорически выбивалась из общего стиля ЛО. Все эти экспрессивные заламывания рук и падения на пол требуют другого антуража. Но как выяснилось, это были еще цветочки. Потом начался бал - и бал открыли королева и Ротбарт (переодевшийся в смокинг) - русским танцем. Господи, к такому я была не готова. Ничего специфически "русского" в этом танце не было, и на том спасибо, но вообще это был караул, потому что Ротбарт - типа министр двора - выплясывал, как жиголо на танцполе, а королева казалась подвыпившей дорогой шлюхой. Ничего удивительного, что бедный принц не знал, куда деваться от этого позора. А танец! танец был поставлен так, что казался пародией, нельзя такое ставить и танцевать серьезно. В общем, жуть. И потом все покатилось черт знает куда. Нет, остальные характерные танцы - действительно характерные, без дураков, - были более-менее (Неаполитанский - так даже мил, да и мазурка в исполнении мальчиков во главе с Бенно тоже была бы ничего так, если бы и туда не влезли королева с Ротбартом), но танец претенденток (я назвала его Вальсом, но музыка-то не Вальса претенденток, а чего-то другого, очень знакомая, но я не могу вспомнить, где она звучит в других версиях ЛО, маразматичка я, ну, в общем, ладно)... так вот, танец претенденток разложили на вариации этих самых претенденток типа в классическом стиле. Смотреть на это было больно: мало того, что поставленный Баром набор элементов плохо сочетался с музыкой, так еще и претендентки исполняли свои вариации так, что хотелось сползти под стол от стыда. Но я вытерпела, надеясь, что хоть черное па-де-де меня немного порадует.
И здесь меня поджидало самое большое разочарование. Я уже сказала: Одетта была не слишком потрясающая, но в целом - ничего, и образ какой-никакой создавала, и танцевала сносно. Но Одиллия... это был провал. Как будто вышла другая балерина - в плохом смысле слова "другая": образа не было вовсе, а танцевала она откровенно плохо. Больно было смотреть, как она продиралась сквозь свою сольную вариацию. И дуэт с принцем тоже рассыпался: не было ни обольщения, ни соблазна, ни головокружения, а просто кое-как исполненное "па-де-де Черного Лебедя", фастфудный вариант. Бедняжка принц, тоже не бог весть какой великий танцовщик и актер, честно старался хоть как-то вытянуть этот номер, но у него почти не получилось.
А потом был четвертый акт - и как ни странно, в четвертом акте Одетта снова произвела почти такое же приятное впечатление, что и во втором акте. Я думала, она расклеится после неудачного третьего акта, - но нет, она была опять вполне-вполне, довольно трогательная Одетта. Но от нее стремительно избавились: нет, не убили, а быстренько "распрощали" с принцем и отправили во главе кордебалета вон со сцены. Тут примчался Ротбарт с воооот такими крыльями - и я поняла, что силуэтом во втором акте он был намного лучше. Мало того - тут же еще пронеслась по сцене королева в белой вуали. На лице у принца было явно написано: "За мной пришли. Спасибо за внимание. Сейчас, похоже, будут убивать". И чтобы опередить всех - он взял да и сам убил Ротбарта. Задушил голыми руками. И утопился. Ну, в синопсисе написано, что утопился, но видать, на мелководье, потому что прибежавшая королева тело сына в два счета нашла, приподняла и к груди прижала. Бедный принц.
В общем, уф. Что я хочу сказать? Конечно, если вдруг у вас есть два с половиной часа свободного времени и желание повеселиться - тогда, пожалуй, можно глянуть и это ЛО. Но потом придется заедать его каким-нибудь другим ЛО - просто чтобы вспомнить, что есть на свете и хорошие постановки этого балета.Берлинские лебеди, инцестуальная королева, замученный принц и Ротбарт-жиголо лежат здесь