Чем больше читаешь Dance Magazine, тем больше хочется еще. Хоть мне и не очень нравится, каким стал этот журнал примерно с середины восьмидесятых. Качество печати улучшилось, количество цветных фотографий увеличилось, а информации стало меньше. В номерах семидесятых годов - пусть издаваемых на не самой лучшей бумаге, пусть с черно-белыми фотографиями, которые не всегда были качественно воспроизведены, - было гораздо больше информации о танце и балете и в США, и во всем мире. Ну и сами номера были толще, одного номера мне хватало дня на полтора - если читать неторопливо и отвлекаться на всякие дела, и всячески растягивать удовольствие. Номер, изданный где-нибудь во второй половине восьмидесятых годов, я могу проглотить за полчаса. Вывод: надо покупать больше номеров семидесятых годов. Даешь всю подшивку за десятилетие.
Еще любопытно: начиная с 1987 года в некрологах Dance Magazine к привычной формуле "...is survived by his wife/her husband/parents/brother(s)/sister(s)/grandchild(ren)" прибавилась и стала мелькать все чаще еще одна разновидность: "...is survived by his longtime friend/companion". До начала эпидемии СПИДа - и до того, как количество жертв СПИДа в балетной среде стало стремительно расти, - в некрологах Dance Magazine никогда не говорилось так открыто о гомосексуальности умерших. Но начиная с 1987 года в некрологах все чаще начали упоминать не только родственников и супругов, но и однополых партнеров тех, кому были посвящены эти некрологи.
А вообще тяжело читать, конечно. Почему-то острее всего ощущаешь, какое страшное было время, когда сравниваешь эту рубрику некрологов конца восьмидесятых с рубрикой некрологов конца семидесятых годов. В некрологах конца семидесятых больше пожилых людей, больше успокаивающе крупных "разниц выбитых в камне чисел", а в некрологах десятилетием позже так много молодых людей, что жуть берет. И как будто недостаточно СПИДа - там и смерть Патрика Бисселла от передозировки наркотиков, и самоубийство Джозефа Дуэлла из Нью-Йорк Сити Балле... и вот читаешь, допустим, некролог Бисселлу и вспоминаешь недавно прочитанную биографическую статью в том же Dance Magazine (конец семидесятых годов или самое начало восьмидесятых), где Бисселл пусть и не говорит открыто о своих проблемах с наркотиками, но намекает, что проблемы были, но теперь-то уже все позади, теперь все будет хорошо. А ты знаешь, что ничего хорошего не будет, и от этого становится очень грустно.
Эх. Ладно. Вот теперь у меня наконец-то появился повод выложить статью из Dance Magazine, отсканированную сто лет назад. Это вовсе не некролог, а вполне себе жизнерадостная статья-интервью, посвященная шведу Йохану Ренваллу, танцевавшему в АБТ. Но без легкого привкуса некрологичности и здесь не обходится: Ренвалл умер в конце августа 2015 года, всего-то пятидесяти пяти лет ("...is survived by his partner Tom Frueh"). Причем когда я впервые прочитала эту статью - а было это, кажется, в сентябре, вскоре после смерти Ренвалла, я и не знала, что он только что умер. Вот так странно все совпало. Я хотела тогда же и выложить сканы статьи, но на что-то отвлеклась, все было не до того. А сейчас думаю - надо бы выложить, когда еще случай представится.
Это фотографии Ренвалла из статьи (превью). Справа, между прочим, Ренвалл в па-де-де из "Пламени Парижа". А текст статьи будет под катом.
Статья о Йохане Ренвалле из сентябрьского Dance Magazine 1982 года (сканы, превью)