Достижение разблокировано: посмотрела балет "Манон", сшипперила Леско, брата Манон, с кавалером де Грие.
А в общем, довольно весело провела три часа, хотя к последнему акту стало скучновато. Ну, не зря третий акт "Манон" считают самым неудачным: как написал один критик в Dance Magazine, все в этом акте рассыпается и сценически, и драматически, и хореографически. И я с этим критиком абсолютно согласна. Балетная ткань там разлезалась по швам, как платье на Манон, и прекрасные Фридеман Фогель (де Грие) и Ксения Рыжкова (Манон) ничего не могли с этим поделать, хотя старались изо всех сил. К ним никаких претензий нет, да и вообще к труппе я придираться не буду, хоть и могла бы: кордебалет работал не блестяще, слаженности не хватало. Но где не брали танцем, добирали игрой: во втором акте я почти пропустила адажио Манон с богатенькими клиентами, потому что не могла глаз отвести от восхитительной Мадам (Яны Большаниной) и кордебалетной куртизаночки-проституточки, о чем-то с Мадам ворковавшей. Их я тоже сшипперила, потому что трудно было удержаться, да и вообще Мадам со своими девочками взаимодействовала очень мило, а временами - как с этой проституточкой - почти что двусмысленно. В общем, на них вдвоем было очень интересно смотреть. А вот на Манон с клиентами - не очень.
Так вот, о балете в целом: резать, резать и резать, как сказал бы покойный Дягилев. Из трех актов можно без ущерба для сюжета сделать два, даже нужно бы сделать два акта, потому что воды очень много. Вот в первом акте, например, появляется глава попрошаек со своими попрошайками. Я не спорю, Алексей Бабаев в этой роли смотрелся прекрасно, танцевал лихо, попрошайничал от души, а еще у него была интересная химия все с тем же Леско (Георги Смилевски), так что я заподозрила и их в пейринге. Но для развития сюжета этот хорошенький попрошайка совершенно не нужен. После первой сцены первого акта он исчезает - и все, больше мы его не увидим. Во втором акте откровенно затянуты кордебалетные танцы. Макмиллан не умеет интересно выстраивать ансамбли, и его бордельным танцам не хватает пикантности: девицы, конечно, зазывно помахивают юбками и обнажают стройные ножки, но сексуальности в этом маловато. Впрочем, может быть, это намек на то, что здесь секса нет, just business, а чувственную эротику пусть выдают Манон с де Грие. Только ведь не выдают же! В конце концов выясняется, что за секс (оральный) в этом спектакле отвечает отрицательный Надзиратель (Михаил Пухов), появляющийся в третьем акте и принуждающий Манон к фелляции. Это выглядит весьма натурально, ничего не скажешь. Кстати, что касается третьего акта - хоть он и короче первого и второго актов, но и его надо бы порезать. Например, выкинуть из него малопонятные танцы луизианских барышень, выглядящих точь-в-точь как куртизаночки из второго акта, а также душераздирающе тоскливую сценку с участием ссыльных проституток. Эти проститутки, обстриженные и в длинных лохмотьях, топчутся босиком, заламывают руки, валятся на пол, снова встают, уворачиваются от настырного Надзирателя, снова заламывают руки, поддерживают друг друга и в общем демонстрируют полный упадок и разрушение. На все это смотрят не только зрители из зала, но и благородные луизианские господа, дамы и барышни. Насмотревшись вдоволь, они проникаются к бедным ссыльным девицам живой жалостью, разбирают девиц, обнимают и куда-то уводят. Причем обнимают и уводят не только господа, но и дамы с барышнями. Бедный сластолюбивый Надзиратель остается с носом, но тут, на его счастье, является припоздавшая к общему разбору Манон в очень короткой юбке - и Надзиратель заметно ободряется.
Манон и де Грие в этом балете тоже пострадали от Макмиллана: он, собака страшная, сделал их партии довольно-таки бледными. Не то чтобы совсем скучными, нет, но недостаточно интересными. И сами персонажи несколько теряются на фоне ярких и сочных Леско и его любовницы (ее танцевала сегодня Оксана Кардаш). При этом танцевали и Рыжкова, и Фогель восхитительно, Фогель был очарователен, просто наслаждение видеть такой чистый, элегантный танец, такие благородные линии, такое искусное партнерство. Рыжкова меня покорила в первом акте: у нее получилась прелестная юная Манон, вроде бы совсем еще невинная и простодушная, но и хитрющая, и к побрякушкам и нарядам неравнодушная, и вполне легкомысленная и кокетливая, вертушка и кошечка. Она искренне влюбилась в де Грие - но так же искренне поддалась на уговоры ловкого братца и господина Г.М. (Станислав Бухарев) в очаровательном трио в конце первого акта, и в итоге улепетнула с господином Г.М., в новой шубке и в ожерелье, оставив братца разбираться с де Грие. Брат и разобрался, отыграв-оттанцевав с де Грие то, что вполне могло сойти за диалог: "А Манон где? - А я за нее!". Леско станцевал с де Грие нечто вроде короткого, но очень жесткого (и по-своему - простите слэшера! - сексуального) дуэта, и в конце вложил де Грие в руку монету - из денег, отданных господином Г.М. за Манон, заломил ему руку за спину и заставил опуститься на колено. И выглядело это не только как "бери деньги и помалкивай", но и как "бери деньги и делай то, что я хочу", тем более, что Леско еще что-то такое шептал де Грие на ухо - и право, с моего девятого ряда партера казалось, что там уже не только на ухо шепчут, там вот-вот в шею поцелуем вопьются. В общем, вовремя тут дали занавес, а то бы я бог знает до чего еще дофантазировалась. Хотя я и так нафантазировалась вдоволь - тем более, что во втором акте де Грие и Леско явились в салон Мадам вместе.
Но я отвлеклась от Манон. Так вот, во втором акте она уже перестала быть такой интересной: Макмиллан вдруг начал лепить из нее чуть ли не какую-то Сонечку Мармеладову, явно страдающую из-за вынужденного разврата. Никакого удовольствия от драгоценностей и нарядов эта Манон уже не получала - а ведь все так хорошо начиналось! И во втором акте персонаж уже начал бледнеть, а в третьем акте поблек окончательно: Манон и страдала, и раскаивалась, и умирала, но мне как зрителю было абсолютно все равно, что она страдает и умирает. Хотя опять же - Рыжкова мне нравилась все три акта, она прелестно танцевала и играла, и с Фогелем у нее была изумительная химия. Но ей достался слишком схематичный персонаж, и она так и не смогла оживить его надолго, не только в первом акте.
Де Грие - в общем-то, персонаж почти такой же бледный, как и Манон: в массовых сценах он просто теряется (а вот Леско выделяется, и еще как), в дуэтах с Манон, слава богу, не теряется, но и не выделяется чересчур. Самым любопытным, пожалуй, мне показался дуэт во втором акте, в конце, я его обозвала "Дуэт вокруг браслета". Облапошив господина Г.М. в карты и чуть было не попавшись (вернее, попавшись, но вовремя смывшись), Манон с де Грие милуются в спальне (может быть, в той же самой, что была в первом акте), и Манон все любуется браслетом на своей руке - последним подарком господина Г.М. А де Грие чем дальше, тем сильнее злится, и постепенно из застенчивого влюбленного превращается в этакого ревнивого мавра, и все чувствительнее хватает и швыряет Манон, пытаясь содрать браслет с ее руки. Выглядит это очень любопытно: вдруг выясняется, что де Грие, в сущности, ничем не лучше остальных мужчин, окружающих Манон, он тоже считает ее своей собственностью и хочет, чтобы она подчинялась ему всецело. А она упрямится и не дает стащить этот браслет. И получается, что нужны арест, третий акт, изнасилование и смерть, чтобы научить ее покорности. Не знаю, закладывал ли Макмиллан нечто подобное в свой балет - но я это рассмотрела, и мне показалось, что это довольно любопытно.
Ну, уже сказала, но повторю еще раз: жгли и пепелили сегодня не Манон с де Грие, а Леско со своей любовницей. Впрочем, судя по отзывам, жгут и пепелят они всегда, уж такие им Макмиллан сделал выигрышные партии. Георги Смилевски в роли Леско был прекрасен с головы до ног: довольно хищный, алчный, беспринципный, но очаровательный, как черт, совершеннейший сорвиголова и плут. И любовница его, которую чудно сыграла Оксана Кардаш, казалась даже не столько любовницей, сколько боевой подругой - именно что боевой, а не постельной, такой же веселой пройдохой, как он сам. И вот она - пожалуй, единственная в этом балете - была и по-настоящему сексуальной в своих сольных вариациях: пикантной, игривой, дразнящей, соблазнительной (причем соблазняла она не Леско, а просто окружающих кавалеров - а может, чем черт ни шутит, и дам). И сами вариации у нее были прелестны и в первом, и во втором актах. Во втором акте она еще танцевала с Леско очень забавный "пьяненький" дуэт - а предшествовала ему тоже прекрасно исполненная "пьяная вариация" самого Леско. И потом, уже к концу первой сцены второго акта, любовница Леско танцевала свою "пьяную" вариацию - ну, не пьяную, но "подвыпившую" - и опять была очаровательна и ни капельки не вульгарна. Надо сказать, что Леско в исполнении Георги Смилевски тоже ни секунды не был вульгарен - а ведь танцовщику, исполняющему эту роль, очень легко скатиться в вульгарность, пережать, сыграть некрасиво и грубо. Но Смилевски ни разу не "поскользнулся" и был изумителен - и черт возьми, я повторяю, у него искрило и с главарем попрошаек, и с де Грие, да и с любовницей тоже, просто с любовницей искрило по-другому. В общем, эта парочка - Леско и любовница, Смилевски и Кардаш - была так хороша, что ради них я бы с удовольствием сходила на "Манон" еще раз. Но, разумеется, в нынешнем сезоне этого балета больше не будет, надо ждать следующего сезона. Вообще при всех шероховатостях и недостатках, при некоторой затянутости, при явной недоработанности третьего акта - "Манон" оставляет довольно приятное впечатление. Это такой легкий, яркий, красиво наряженный, вполне развлекательный балет, и время от времени на него можно выбираться - просто чтобы расслабиться, получить удовольствие и еще немножко пошипперить Леско и кавалера де Грие.
P.S. gr_gorinich, специально для тебя: в 2015 году был снят прощальный спектакль Орели Дюпон в Опера де Пари - и прощальным спектаклем была как раз "Манон". Так ты знаешь, кто там сыграл Надзирателя? Карл Пакетт! Вот теперь смотрю на двадцать четыре гигабайта трансляции на рутрекере и думаю: скачать, что ли, глянуть одним глазком? Хотя обидно, что Пакетту дали роль Надзирателя, там особо и не растанцуешься, да и вообще роль ругательная. Лучше б его поставили танцевать Леско, он бы оторвался в этой роли.