Посмотрела в БТ "Жизель" в постановке Васильева. Было любопытно. С удовольствием бы сходила еще разок-другой, но только когда этот разок-другой будет - предсказать невозможно, уж точно не в этом сезоне. И эти-то два спектакля свалились как нежданная милость, заменив предполагавшееся ранее "Укрощение строптивой". А вообще, граждане, не выпендривайтесь, смотрите "Жизель" Григоровича, или вы забыли, кто тут главный классик в Большом театре?
Васильев, собственно говоря, на хореографического классика не тянет и не претендует. И правильно делает, нельзя отнести его "Жизель" к безусловным хореографическим удачам. Напротив, внесенные им изменения в классическую хореографию выглядят почти всегда неуместно. Особенно это касается всей партии Иллариона (в версии Васильева он снова вернул себе историческое имя, а то все он в российских постановках Ганс да Ганс). Сам Васильев объяснял, что хотел расширить партию незадачливого воздыхателя Жизели, сделав ее более танцевальной, а самого Иллариона - более приятным, даже положительным персонажем. Надо сказать, что Илларион-Ганс и в других версиях далеко не всегда - отрицательный персонаж (ну, разве что не в версии Лавровского, от которой отталкивался Васильев). В западных версиях "Жизели" он вообще очень часто бывает трогательным юнцом, вовсе никаким не злодеем. Да и в "Жизели" в Стасике Ганс в исполнении Сергея Мануйлова может потягаться с Альбрехтом по части романтичности и тонкости чувств. Но вот Васильев решил своего Иллариона сделать совсем хорошим: и завидным женихом, и рубахой-парнем, который с другими пейзанами потанцевать не дурак. Вот только сегодняшний Илларион, вопреки всем этим благим намерениям, был откровенно отрицательным героем. Ну или скажем мягче: героем несимпатичным. Не спасали его танцы в первом акте - вплоть до дуэта с Жизелью, вполне себе качественного дуэта с высокими поддержками. Юрий Баранов играл Иллариона грубо, не без сочности, правда, но без малейшей тонкости. Глядя на него, я вспоминала Мануйлова и вздыхала: вот уж кто делал Ганса-Иллариона выразительным и прекрасным без "танцевальных костылей" в первом акте. В довершение всего Баранов не потрудился снять обручальное кольцо перед спектаклем, поэтому Илларион у него получался каким-то уж совсем подозрительным типом, чуть ли не кандидатом в двоеженцы. Не везло Жизели с ухажерами, что и говорить. Но интересно было - не скажу, что мне это понравилось, но все-таки показалось именно интересным - решение финального пейзанского танца в первом акте (перед сценой безумия): обычно Жизель с Альбрехтом присоединяются к общей пляске в коде - и ревнивый Илларион (Ганс) вбегает на сцену и буквально отталкивает их друг от друга. В версии Васильева Илларион сам пытается вовлечь Жизель в общую пляску, танцует с ней (вот тогда и обламывается ему дуэт с высокими поддержками), потом по ходу танца они расходятся, чтобы встретиться в глубине сцены, но в это время появляется Альбрехт, и Жизель бросается к нему, а чуть замешкавшийся Илларион видит, что с ним уже не танцуют - и взрывается, и начинает обличать Альбрехта при всем честном народе. Это было любопытно, хотя я не уверена, что это хорошо. И в целом мне вообще не понравилась и партия Иллариона в первом акте - хореографически она выглядит грубовато (впрочем, не исключено, что и Баранов нарочно танцевал ее грубовато), и сцена затанцовывания Иллариона в акте втором. Опять Васильев попытался поправить и улучшить то, что улучшать не следовало: фишка ведь именно в том, что Илларион вынужден против воли вторить кабриолям виллис, подчиняться им в танце. А тут, пока виллисы отбивают кабриоли, Илларион крутит гран-пируэт, и получается черт знает что. Напряжение исчезает, хоть виллисы и замыкают кольцо вокруг Иллариона, и кружатся, и танцуют, но смертоносного танца не получается, Илларион остается сам по себе, а они - сами по себе. И зачем, спрашивается, нужен гран-пируэт, если вся сцена из-за него рассыпается?
Еще немного ворчания и немного похвал