Говорят, трансляция "Татьяны" сегодня подкачала: звук ужасный, картинка пропадала. Печально. Что ж, будем надеяться, запись в нормальном качестве все-таки выложат в сеть. Жаль только, что это будет запись сегодняшнего спектакля, с Вишневой и Соболевским, а не вчерашнего, с Мухановой и Любимовым.
Когда появится запись сегодняшнего спектакля, я, конечно, ее пересмотрю. У меня было все-таки не очень удачное место, далековато от сцены (а вчера-то я сидела в первом ряду), и порою мне приходилось напрягаться и вытягивать шею, чтобы рассмотреть все, что надо. Может быть, это напряжение сказалось на восприятии, не знаю. С другой стороны, не помешало же мне это напряжение с удовольствием смотреть и на Зарецких (Дмитриев и Михалев, как и вчера), и на медведя (Алексей Любимов), и на развеселую Клеопатру-Истомину (Марианна Урусова), и на Юлию (Ксения Рыжкова) и Сен-Пре (Сергей Мануйлов), и на кордебалет. А вот исполнители главных партий слегка меня разочаровали. И не сказать, чтобы я и ждала многого, но, наверное, я все-таки надеялась, что они станцуют пусть и по-другому, но все же хорошо. А в результате получилось не сказать чтобы совсем никак, но не так восхитительно, как получилось вчера у второго состава. Алексей Бабаев танцевал Ленского. Я его смотрела уже в третий раз, и, честно говоря, он "ничего нового не внес в теорию охоты", ничего не прибавил к уже сделанной роли. На фоне дебютанта Евгения Жукова он смотрелся почти проигрышно - именно потому, что танцевал по накатанной колее, и даже за его солнечной улыбкой уже чувствовалась пустота. Осенью мне очень понравились его дуэты, его контакт с Онегиным-Соболевским, но сегодня химии у них не было. Или, может быть, просто слишком велик был контраст с Жуковым и Любимовым: между ними вчера искрило, а между Бабаевым и Соболевским сегодня не проскакивала искра. И Соболевский, надо сказать, меня тоже несколько разочаровал. Он мне - опять же! - очень понравился осенью, мне даже показалось, что Онегин у него получается интереснее, чем у Любимова, по крайней мере, во втором акте. Но сейчас, посмотрев его сразу же после Онегина-Любимова, я думаю: нет, Любимов делает эту роль гораздо глубже и выразительнее, Онегин у него и прожигатель жизни, и легкомысленный молодой человек, и невольный убийца друга - в первом акте, и отчаявшийся "лишний человек", раздавленный любовью к Татьяне - в акте втором, и еще и вампир из снов Татьяны, и всегда - он очень убедителен и драматичен (я уж молчу о пластической выразительности, о его танцевальном даре). А Соболевский - нет, вовсе не плох, хорош даже, но после Любимова он показался мне сегодня бледным и пресноватым. Вроде бы все делал, как надо, а получалось как-то смазанно. А может быть, дело было отчасти в партнерше.
Диана Вишнева в роли Татьяны. Очень красивая, гибкая, легкая, великолепно танцующая, в общем, звезда и прима. И стоит отдать ей должное - отнюдь не лишенная драматического таланта. Но не Татьяна. После Валерии Мухановой - тем более не Татьяна. Просто потому, что Муханова не просто играет девочку Татьяну в первом акте, она и есть эта девочка - угловатая, то робкая, то отважная, мечтательная, влюбленная, оскорбленная, узнавшая горе, пережившая отчаяние. И во втором акте она и меняется, и не меняется, в ней, выросшей, ставшей дамой света, и теперь жива еще та угловатая девочка; а в конце, во время последнего дуэта с Онегиным, она проходит сквозь последнюю вспышку отчаяния, сквозь испытание любовью к Онегину, как огнем, и выдерживает испытание, и остается одна на своем подоконнике, выбирает одиночество, лунный свет и свободу в этом одиночестве. Онегин в отчаянии, но Татьяна Мухановой - не в отчаянии, она сумела это пережить. А Вишнева, к сожалению, не просто смазала, а практически изменила финал, сыграв - после потрясающе проведенного последнего дуэта, без шуток потрясающе, вот там я на несколько минут поверила ей и ее Татьяне, - Татьяну в полном отчаянии, сжавшуюся на этом подоконнике в комочек. Это трогательно, но это же совсем не то. Это, честно говоря, очень банально.
И в целом Вишнева, как ни старалась - а она очень старалась, она в остальном все делала, кажется, по ноймайеровскому тексту, и танцевала превосходно, - в целом Вишнева и в первом, и во втором акте была красивой взрослой женщиной, темпераментной, сексуальной и энергичной, напоминающей то русалку, то ведьму - благодаря слишком уж длинным распущенным волосам. Когда она пыталась быть девочкой - танцевать с героями любимых книг, обниматься с плюшевым мишкой, шутливо плясать и возиться с няней, отшвыривая полотенце и отпинывая снятый башмачок-пуант, - это выглядело не органично и трогательно, как у Мухановой, а чуточку нелепо: мол, мы все, конечно, понимаем, что по роли так положено, но все-таки странно так дурачиться в вашем возрасте. По-моему, ей не хватало именно "угловатости", какой-то легкой, полудетской "некрасивости" в движениях, в общей пластике. Она с первой же сцены была абсолютно уверена в своей красоте - и даже резкие движения и жесты выходили у нее все-таки довольно плавными и закругленными. И все это было не совсем то. Опять же, может быть, если б я увидела ее до Мухановой или хотя бы не сразу после Мухановой - я бы оценила ее иначе. Ну а так мне остается только жалеть о том, что именно Диану Вишневу выдвинули на Золотую маску за роль Татьяны в этом балете. Повторяю: она прекрасная балерина, она звезда и прима, и в общем, не нуждается в моем одобрении или признании. Но Валерия Муханова, по-моему, просто-напросто лучше исполнила эту роль. И мне ужасно жаль, что в конце концов сохранится и будет растиражирована запись с Вишневой, а не с Мухановой.
Что еще сказать? Ну, еще раз: Денис Дмитриев и Иван Михалев, парочка чудесных Зарецких, были очаровательны. Прелестно их последнее появление во втором акте: когда они подводят к Татьяне князя Н., а взамен забирают у нее плюшевого медведя и уходят парочкой с этим медведем. Сцена, как бы ни звучал ее пересказ, ни капельки не комичная, а очень выразительная и тонкая, но лично меня от этих Зарецких с плюшевым медведем немного пробирает на мимими.
Зал был в меру тупой, в основном пришел, конечно, "на Вишневу", исправно орал браво в конце актов, пытался хлопать по ходу действия, но понял, что здесь это не принято, и утих. Как обычно, народ читал либретто, пытался соотнести увиденное с застрявшим в голове со школьных лет пересказом "Евгения Онегина" и думал, что проклятый "немец" Ноймайер все напутал, перепутал, переврал. А я, подслушивая все эти обмены мнениями и возмущениями, опять думала: ну вот какого же черта народ идет на "Татьяну" и даже не пытается поискать информацию о том, что это за спектакль, а потом обижается так, будто его поманили классичнейшей классикой, а подсунули черт знает что без предупреждения. Но потом я вспоминала, что народ в основном шел "на Вишневу", а значит, ему что Ноймайер, что черт в ступе - все едино. Тонкостев таких он не понимает.
А, да, еще было потрясающее подслушано в очереди в гардероб: танцев, понимаете ли, мало. Танцев мало! Два с половиной битых часа труппа танцевала, как проклятая, но зрителям все равно было мало танцев. Или же они все ждали, когда им покажут что-нибудь привычное и понятное типа танца маленьких лебедей, только в исполнении Онегина, Татьяны, Ленского и Ольги, да так и не дождались.
Хорошо все-таки было в Копенгагене, слава богу, что я не понимаю датский на слух. А то бы тоже, того и гляди, наслушалась разговоров в публике и разочаровалась бы в датских зрителях. А так у меня еще остаются иллюзии. Иллюзий же по поводу нашей балетной публики у меня становится все меньше и меньше. Знаю, конечно, что на самом деле все не так печально, не все в зале идиоты, но идиоты, как правило, еще и громогласны, волей-неволей приходится их слушать.
Ну, теперь предвижу очередную волну отзывов на моем любимом балетном форуме. С рефреном: "Как он мог, как он смел замахнуться на нашевсе, такой-сякой подлый гриб немец!". Запасусь непременно попкорном. Хотя лучше бы - билетами на следующую "Татьяну" (когда-то она еще будет!) и непременно с Валерией Мухановой. Хотя Оксану Кардаш, дебютировавшую осенью, тоже теперь очень хочется посмотреть. Ну, надеюсь, еще увижу, может быть, даже в этом сезоне.