А все-таки напишу отзыв о вчерашней "Жизели" в Стасике. По-моему, спектакль удался. И - я об этом уже вчера говорила, но повторю - мне кажется, это было связано в том числе и с отсутствием случайно приглашенных звезд. Может быть, зал принимал артистов прохладнее, чем делал это на "Жизелях" с Полуниным, но признаться, я предпочту этот прохладный зал - диким полунинопоклонникам, превращающим спектакли черт знает во что. Вчера никто не перетягивал одеяло на себя, все работали слаженно и чувствовали друг друга, создавали спектакль, а не были фоном для одной звезды. И мне это очень понравилось.
Но скажу сразу о минусах: я сидела в бельэтаже - и хоть видно было прекрасно, но акустика оставляла желать лучшего: оркестр часто звучал довольно неприятно (а еще - хоть это уже не связано с бельэтажем и акустикой - во втором акте кое-где сильно замедлял темпы), а стук пуантов в два счета перекрывал музыку - так что виллисы цокали по сцене, как горные козочки. Это по-своему мило, но все-таки отвлекает. Но это точно акустические проблемы, когда сидишь в партере, стука пуантов почти и не слышишь.
Еще один минус - вернее, полминуса - это крестьянское па-де-де, которого я ждала, потому что в последнее время распробовала и полюбила музыку к нему, да и само па-де-де начало мне нравиться, оно милое. В прошлые разы в Стасике я в него толком не всматривалась, вчера смотрела внимательно, оценивая хореографию - и именно хореография мне "не зашла": видала я это па-де-де поставленным лучше и интереснее. Но вчера проблема была не в хореографии, а в "половинке" па-де-де: юноша (Александр Омельченко) очень старался и оттанцевал довольно чисто и приятно, но девушка (Марина Золотова) была, мягко говоря, не в ударе - сходила с пуантов, нервничала, шаталась, ее было очень жаль, но никакого удовольствия ее танец не доставил.
Еще могу сказать, что хоть "Жизель" в Стасике как постановка нравится мне гораздо больше григоровичевской фигни в БТ, но была б моя воля - я бы и стасиковскую "Жизель" переставила заново. Там много деталей, нарушающих и разрушающих действие, особенно во втором акте: Жизель летает под колосниками (механизм жутко скрипит), в сценах затанцовывания Альбрехта Мирта то выходит на сцену, то уходит за кулисы, Монны и Зюльмы в этих сценах я вчера вообще не видела, они появились только на "рассвете", а где были до этого - непонятно; Альбрехт перед вариацией с антраша-сис бодро убегает со сцены вслед за Жизелью, а потом в нужный момент появляется, выходит на середину сцены - и давай прыгать. Я на все это вчера смотрела и вспоминала отрывки из сценической версии "Жизели" с Джули Кент и Владимиром Малаховым: там Альбрехт пытался убежать со сцены вслед за Жизелью, но виллисы (сначала Монна, потом Зюльма) преграждали ему путь и не давали уйти, и заставляли танцевать дальше (там, правда, были не антраша-сис, а бризе). Да, конечно, это тяжелее для танцовщика, ему некогда перевести дух - но насколько же это лучше и оправданнее сценически: если Альбрехт свободно бегает туда-сюда со сцены и на сцену - о каком затанцовывании в кругу виллис может идти речь? В общем, мне кажется, было бы здорово, если б в Стасике пересмотрели и обновили "Жизель". И чтоб при пересмотре еще расширили роль Ганса - хоть она, надо сказать, и так больше и интереснее, чем во многих других версиях "Жизели", но когда Ганса играет и танцует Сергей Мануйлов - все равно кажется, что роль слишком мала, надо еще, еще и еще, чтоб насмотреться вдоволь.
Дальше многобуков