А все-таки напишу отзыв о вчерашней "Жизели" в Стасике. По-моему, спектакль удался. И - я об этом уже вчера говорила, но повторю - мне кажется, это было связано в том числе и с отсутствием
случайно приглашенных звезд. Может быть, зал принимал артистов прохладнее, чем делал это на "Жизелях" с Полуниным, но признаться, я предпочту этот прохладный зал - диким полунинопоклонникам, превращающим спектакли черт знает во что. Вчера никто не перетягивал одеяло на себя, все работали слаженно и чувствовали друг друга, создавали спектакль, а не были фоном для одной звезды. И мне это очень понравилось.
Но скажу сразу о минусах: я сидела в бельэтаже - и хоть видно было прекрасно, но акустика оставляла желать лучшего: оркестр часто звучал довольно неприятно (а еще - хоть это уже не связано с бельэтажем и акустикой - во втором акте кое-где сильно замедлял темпы), а стук пуантов в два счета перекрывал музыку - так что виллисы цокали по сцене, как горные козочки. Это по-своему мило, но все-таки отвлекает. Но это точно акустические проблемы, когда сидишь в партере, стука пуантов почти и не слышишь.
Еще один минус - вернее, полминуса - это крестьянское па-де-де, которого я ждала, потому что в последнее время распробовала и полюбила музыку к нему, да и само па-де-де начало мне нравиться, оно милое. В прошлые разы в Стасике я в него толком не всматривалась, вчера смотрела внимательно, оценивая хореографию - и именно хореография мне "не зашла": видала я это па-де-де поставленным лучше и интереснее. Но вчера проблема была не в хореографии, а в "половинке" па-де-де: юноша (Александр Омельченко) очень старался и оттанцевал довольно чисто и приятно, но девушка (Марина Золотова) была, мягко говоря, не в ударе - сходила с пуантов, нервничала, шаталась, ее было очень жаль, но никакого удовольствия ее танец не доставил.
Еще могу сказать, что хоть "Жизель" в Стасике как постановка нравится мне гораздо больше григоровичевской фигни в БТ, но была б моя воля - я бы и стасиковскую "Жизель" переставила заново. Там много деталей, нарушающих и разрушающих действие, особенно во втором акте: Жизель летает под колосниками (механизм жутко скрипит), в сценах затанцовывания Альбрехта Мирта то выходит на сцену, то уходит за кулисы, Монны и Зюльмы в этих сценах я вчера вообще не видела, они появились только на "рассвете", а где были до этого - непонятно; Альбрехт перед вариацией с антраша-сис бодро убегает со сцены вслед за Жизелью, а потом в нужный момент появляется, выходит на середину сцены - и давай прыгать. Я на все это вчера смотрела и вспоминала отрывки из сценической версии "Жизели" с Джули Кент и Владимиром Малаховым: там Альбрехт пытался убежать со сцены вслед за Жизелью, но виллисы (сначала Монна, потом Зюльма) преграждали ему путь и не давали уйти, и заставляли танцевать дальше (там, правда, были не антраша-сис, а бризе). Да, конечно, это тяжелее для танцовщика, ему некогда перевести дух - но насколько же это лучше и оправданнее сценически: если Альбрехт свободно бегает туда-сюда со сцены и на сцену - о каком затанцовывании в кругу виллис может идти речь? В общем, мне кажется, было бы здорово, если б в Стасике пересмотрели и обновили "Жизель". И чтоб при пересмотре еще расширили роль Ганса - хоть она, надо сказать, и так больше и интереснее, чем во многих других версиях "Жизели", но когда Ганса играет и танцует Сергей Мануйлов - все равно кажется, что роль слишком мала, надо еще, еще и еще, чтоб насмотреться вдоволь.
Дальше многобуковМануйлов вчера был прекрасен. И что приятно - прекрасен был не только он, а все главные герои: Жизель (Наталья Сомова), Мирта (Оксана Кардаш) и Альбрехт (Денис Дмитриев). Мне показалось, Дмитриев был не так уверен в себе, как остальные персонажи, и хоть танцевал в целом очень неплохо, но то ли еще не совсем станцевался с Сомовой, то ли просто волновался, не знаю - но чувствовалась в нем легкая неуверенность, неустойчивость какая-то. Но он очень старался - и создавал образ, а не просто заученно улыбался или ужасался. Альбрехт Дмитриева - это, в сущности, довольно простой и веселый парень (простота помогает ему не выделяться из крестьянской толпы); он влюблен в Жизель, как старшеклассник в девчонку-ровесницу, и вовсе не думает ни о каких последствиях, о том, что нехорошо вот так морочить девушке голову: мне весело, ей весело, ну что такого? А когда он понимает, что такого, уже поздно. Жестикулирует он прекрасно: когда надо быть властным - в сценах с оруженосцем, в сценах с Гансом - у него это отлично получается, без всякого наигрыша. Сразу и осанка чуточку меняется, и появляется такой надменный ореол: вот уже не крестьянин перед вами, а переодетый аристократ. А рядом с Жизелью он именно что равный ей, свой парень. И еще мне очень понравилось, как в первом акте, когда Берта уводит Жизель домой (кстати, Берта тоже была прекрасна, играла очень выразительно и тонко), Альбрехт гладит захлопнувшуюся дверь - а во втором акте, на могиле Жизели, почти так же гладит крест: тоже как захлопнувшуюся дверь. Это было очень трогательно.
Жизель - Наталья Сомова - порадовала неожиданно: я ее помнила по летней "Жизели" с Полуниным, когда она мне совсем не понравилась, и вчера ни на что не рассчитывала. И обманулась: с первого же появления Сомова была Жизелью - прелестной жизнерадостной девушкой в первом акте, печальной влюбленной тенью - во втором акте. Сцену безумия она провела так, что в какой-то момент у меня всерьез мурашки по спине побежали. Танцевала она в этой сцене, как сломанная марионетка (напомнив мне Наталию Макарову): ломаные, рваные движения, ускоряющиеся и вдруг резко обрывающиеся, когда у нее вдруг иссякают силы. И еще - в этой сцене безумия Жизель совершенно ясно и заметно металась между Альбрехтом и Гансом. Они втроем минимум дважды выходили на авансцену - и Жизель бросалась то к одному, то к другому, будто пытаясь хоть у кого-то найти спасение. Очень четко шло это выделение и Альбрехта, и Ганса - из толпы; обычно в сцене безумия и Ганс-Илларион, и Берта - сильнее сливаются с толпой, выделяется только Альбрехт. В один момент Альбрехт и Ганс почти одновременно шагнули к Жизели, а она прошла сначала мимо Альбрехта (кто смотрел "Жизель", знает этот момент: она бросается как будто к нему, но проходит мимо), а потом - мимо Ганса. Это было так трогательно и так необычно. Надо сказать, что вообще у этой Жизели отношения с Гансом были не неприязненные: впору досочинять, что она была к нему привязана, как к брату, но возлюбленного в нем и до Альбрехта не видела, а после встречи с Альбрехтом - и подавно. Во втором акте Жизель была нежна и воздушна, и что интересно - в один момент Альбрехт оказывался между ней и Миртой, как сама Жизель оказывалась в конце первого акта - между Альбрехтом и Гансом.
Да, а еще - Жизель-Сомова вчера великолепно мимировала. Все жесты были очень естественные и живые, ни одного механического или нечеткого.
О Мирте пару слов: если летом, в "Жизели" с Осиповой и Полуниным Оксана Кардаш показалась мне бледной и неинтересной Миртой, то вчера я все свои сомнения взяла обратно и похоронила: Мирта была изумительна. Во-первых, она очень легкая, с высоким прыжком, "полетная", а во-вторых - ух, какое у нее было мощное "присутствие" на сцене. Эта Мирта не просто стояла, время от времени что-то изображая руками, нет, она командовала сначала затанцовыванием Ганса, а потом затанцовыванием Альбрехта, как генерал командует атакой, от нее было просто глаз не оторвать. У нее изумительно отточенные жесты - властные, неумолимые, и сама она была жесткая и безжалостная, ледяная дева. Не раз приходилось видеть, как Мирта, оттанцевав свои вариации в начале акта, превращалась потом скорее в пассивную наблюдательницу, чем в повелительницу виллис; но в данном случае ничего подобного не было: Мирта постоянно контролировала ситуацию и ни на миг не выпускала "поводья" из рук. Очень, очень хороша. Вот теперь думаю, что надо будет разок изменить Валерии Мухановой и сходить на "Татьяну" с Кардаш в главной роли. И было бы еще чудесно, если б наконец ввели на роль Онегина - Сергея Мануйлова. На сайте он значится в списке исполняющих эту партию, но пока что ни разу так и не был Онегиным.
Напоследок - именно о Гансе-Мануйлове. Очень сложно говорить спокойно, хочется восторженно лопотать и махать руками. Он был вчера изумителен. Просто потрясающе, как он превращает эту почти не танцевальную (в первом акте - вовсе не танцевальную) роль в одну из центральных в спектакле, вставая наравне с Жизелью и Альбрехтом. Его Ганс очень влюблен в Жизель - и всегда очень осторожен с нею, даже когда застает ее с Альбрехтом и выходит из себя. Но все равно, он не набрасывается на нее так, как это делают многие Гансы-Илларионы, не хватает ее в раже за плечи, не обращается с ней грубо. Он влюблен всерьез, а не просто увлечен, как Альбрехт, и его любовь ощущаешь с первого же появления Ганса на сцене. Как чудесно Мануйлов обыгрывает букетик цветов, который приносит в самом начале первого акта и оставляет у двери Жизели. Когда в середине акта он понимает, что Жизель просто не заметила его подарка, он берет эти цветы, смотрит на них и медленно роняет на землю (кстати, любопытная параллель с вторым актом - когда Жизель рассыпает лилии у ног Мирты). Столько тоски в этой сцене. И нигде Мануйлов не переигрывает, не грызет кулису, его жесты выразительны, но очень сдержанны, он пластичен, он проживает исполняемую роль, а не идет по накатанной колее. В сцене безумия Жизели он чувствует сразу, что дело плохо, - когда еще никто толком ничего не понимает. И после смерти Жизели он стоит, оцепенев, и смотрит на нее, и ему действительно все равно - убьет его Альбрехт или нет, он не двигается, когда Альбрехт бросается на него с мечом. И в этом оцепенении Ганса больше отчаяния, чем в бурной реакции Альбрехта на смерть Жизели. Альбрехт в конце первого акта еще винит в этой смерти других, но не себя. А Ганс чувствует, что он один виновен, и принимает это, и застывает под бременем этой вины.
И во втором акте он тоже был прекрасен - так прекрасен, что хотелось заорать: расширьте партию Ганса, дайте ему больше сценического времени, дайте ему еще потанцевать! Хотя грешно жаловаться, в версии Стасика Ганс в эпизоде затанцовывания танцует довольно много. Но сколько ни дай - а все равно хочется больше. И вчера это был экспрессивный, отчаянный, выматывающий танец; и Ганс умолял Мирту о милосердии именно в танце, самим танцем умолял - и не получал снисхождения. И конец сцены был довольно интересным: совершенно обессилевший Ганс медленно шел вдоль шеренги виллис, как приговоренный к смерти, уже понимая, что просить бесполезно, над ним не сжалятся, не простят его. И две виллисы выбрасывали его вон со сцены (как с обрыва) не драматично, а деловито, будто палачи.
В общем, что сказать? Хочу еще "Жизель" с Мануйловым и Кардаш. И было бы интересно посмотреть Ксению Рыжкову Жизелью - я ее отметила в последней "Татьяне", она была прелестна. И хотелось бы хоть раз увидеть Георги Смилевски Альбрехтом. Жаль, сейчас он мало танцует, но я надеюсь, мне удастся хоть раз его "поймать" в этой роли.
Но следующая "Жизель" в Стасике будет уже в будущем году, да и то непонятно, когда точно, никак они не вывесят даже афишу на февраль. Вообще что касается "Жизели" - мне интересно, в БТ совсем похоронили версию Васильева, оставили только григоровическую на исторической сцене с билетами по двенадцать тысяч в партер? Или все-таки можно еще ждать и надеяться? Потому что васильевскую версию я очень хочу посмотреть - но не показывают, гады.