Получила наконец-то даже не программку, а целую сувенирную книжечку НБК за сезон 2001/2002, когда НБК отмечал пятидесятилетний юбилей. Книжечку эту я купила ради центральной статьи "Прошлое, настоящее, будущее: 50 лет Национальному балету Канады". Мне было очень интересно, упомянут ли там хоть раз имя Константина. Я уже рассказывала, что Джеймс Куделка, худрук НБК как раз в эти годы, отказался включить балеты Константина в программу юбилейных торжеств - хотя Амалия Шелхорн, наследница Константина, обладательница авторских прав на его балеты, прилагала усилия к тому, чтобы возродить его работы. Но Куделке это было не надо. Меня это очень неприятно поразило, когда я только об этом узнала, - и я подумала: а черт возьми, не пытался ли Куделка вообще вычеркнуть Патсаласа из истории НБК? И знаете, вот эта сувенирная книжка только укрепила меня в этом подозрении. Нет, в статье "Прошлое, настоящее, будущее" его имя один раз названо - указано, что в 1982 году он был назначен штатным хореографом НБК. И есть одна фотография (прелестная, я ее отсканирую): Константин на репетиции как раз в 1982 году. Все. Не названо ни одного его балета, не сказано ни слова о том, что после смерти Эрика он вместе с Валери Уайлдер и Линн Уоллес некоторое время стоял во главе НБК, нет ни одной фотографии его балета, вообще ничего. Названия его балетов упоминаются только мимоходом в некоторых биографических статьях: мол, такой-то танцовщик танцевал среди всего прочего в таком-то балете Константина Патсаласа. Ну круто, че. Причем когда в "Прошлом, настоящем, будущем" говорится, что в 1990 году штатным хореографом НБК был назначен Джон Аллейн - то там перечисляются несколько его балетов (потому что - ну в конце концов, раз уж ты называешь имя хореографа, так назови и его работы!). Что помешало автору статьи, кем бы он ни был, назвать хоть пару работ Константина - это выше моего понимания. И все это действительно смахивает на намеренное - или случайное, но оттого не менее противное - исключение Константина из истории НБК. Раз совсем не называть его нельзя, ладно, мы, так и быть, напишем его имя, а балеты его называть не станем, зачем их помнить, они все равно пропали, и черт с ними.