Ездила сегодня на дачу, в электричке по пути туда-обратно пересматривала ноймайеровскую "Смерть в Венеции". Через десять дней я увижу ее "живьем", а тут, раз появилось время, освежила балет в памяти. А то кое-какие номера оттуда я пересматривала чаще, второй акт помню лучше, а вот первый акт - так себе, особенно начало. Но теперь еще раз посмотрела целиком, от начала до конца. Слов нет, как прекрасен этот балет - и как прекрасны абсолютно все танцевавшие в нем. До чего же сильный ансамбль в Гамбурге: не только солисты, но и кордебалет изумительно техничен, пластичен и артистичен.
При пересмотре я вдруг прониклась линией Ашенбаха и его "Фридриха" (согласно либретто, хореограф Ашенбах ставит балет про Фридриха Великого на музыку Баха, но чувствует, что попал в тупик, и чтобы преодолеть творческий кризис, отправляется в Венецию, где встречает юного Тадзио... а что было дальше, все и так знают). Раньше ее перекрывали другие линии - Ашенбаха и Тадзио, Ашенбаха и его таинственных спутников (их играли Отто и Иржи Бубеничеки); а сегодня я к ней пригляделась и поняла, как она хороша. Не говоря уж о том, что сам Фридрих - Иван Урбан (я его увижу пятого июля в этой роли) - просто восхитителен. Но мне еще понравилось (раньше я на это не обращала внимания), что Ноймайер сплетает здесь взаимоотношения творца Ашенбаха и его творения "Фридриха" - и хореографа Ашенбаха и танцовщика, исполняющего партию "Фридриха". Хореографа и танцовщика как будто связывает что-то эротическое, проскальзывают смутные намеки на эту связь. Но когда Ашенбах понимает, что не может сделать этого танцовщика - своим "Фридрихом", не может выразить в нем свои идеи, - то уезжает в Венецию, оставляя и танцовщика, и Фридриха. И лишь в конце второго акта, перед последнем, смертельным па-де-де Ашенбаха с Тадзио, "Фридрих" приходит к Ашенбаху, чтобы попрощаться - и можно предположить, что "слияние" произошло, и балет мог бы получиться, но слишком поздно: с Ашенбахом прощается и его творение, Фридрих, главный герой не доведенного до конца балета, и его танцовщик, так и не исполнивший главную роль в этом балете. Он накидывает Ашенбаху на плечи свой синий сюртук, обнимает сзади и кладет голову ему на плечо, и вкладывает ему в руки партитуру Баха. Но все кончено, Ашенбаху уже нет дела до этого балета, он охвачен болезнью и любовью к Тадзио; он роняет партитуру, и Фридрих склоняется и поднимает ее, и медленно отступает в темноту: уходит и творение, и бывший возлюбленный Ашенбаха.
Но тут нужно сделать пометку: это все только мое видение, мне так показалось, а сам Ноймайер мог не вкладывать в образ "Фридриха" ничего подобного. Посмотрим, что мне покажется, когда я увижу этот балет на сцене. Ведь "Фридрих" и Ашенбах будут те же самые, что и в видеоверсии, - Иван Урбан и Ллойд Риггинс. Только десять лет спустя.