Три сильфидных вечера подряд - это было потрясающе. Надо будет при случае повторить: в Дании не получится, там три дня подряд "Сильфида" не идет, ну ничего, попробую опять посильфидиться в БТ, когда следующий блок пойдет. Теперь уже знаю, какой состав стоит смотреть: Сильфида-Сташкевич, Джеймс-Лопатин и Мэдж-Янин сделали сегодняшний спектакль самым лучшим из трех увиденных. Не подвел и Гурн (Войтюк), и Эффи (Анна Ребецкая) была самой юной, самой влюбленной и самой очаровательно-легкомысленной Эффи из всех трех, что я видела. При такой Эффи, казалось бы, Джеймсу и Сильфида не нужна, но я его понимаю: Сильфида сегодня была совершенно неотразимой, и Джеймс в нее влюбился, и я в нее влюбилась, и вообще, весь зал должен был бы в нее влюбиться, так она была хороша. У Анастасии Сташкевич получилась идеальная Сильфида, то, что нужно: беззаботная, веселая, легкая и легкомысленная, по-детски кокетливая, немножко пустоголовая, прелестная, обворожительная; вот смотришь на нее - и веришь, что за такой и вправду можно сбежать и с собственной свадьбы, и откуда угодно. И можно умереть, потеряв ее. Позавчерашняя Сильфида (Горячева) была сладковата и романтична, вчерашняя Сильфида (Крысанова) - оказалась гораздо лучше, но тоже, на мой взгляд, "то, да не то": ее Сильфида слишком часто надувала губки и становилась похожа на капризную кокетку (но танцевала чудно, тут придраться не к чему). Сильфида Анастасии Сташкевич была прекрасна с первого до последнего появления, с первого соло и до сцены смерти (умирала она очень трогательно). А как она порхала вокруг спящего Джеймса, как хлопала в ладоши, как коварно стягивала у него обручальное кольцо и дразнила: а ну-ка, отними! Пересказывать бесполезно, это надо видеть. И с Джеймсом-Лопатиным у нее была потрясающая химия (и думаю, дело не в том, что они в жизни супруги, а в том, что вот так совпало - отличные партнеры на сцене и в этих ролях), этот Джеймс был в свою Сильфиду по уши влюблен (вчера и позавчера такого накала чувств между Джеймсами и Сильфидами не было, к сожалению). И знаменитое па-де-де из второго акта они, пожалуй, станцевали лучше всех - несмотря на то, что в самом начале, в первой вариации, танец Сташкевич показался мне резковатым, недостаточно "сильфидным", недостаточно "бурнонвилевским", слишком размашисто-русским. Но это впечатление быстро исчезло, и потом уже было не к чему придраться. И Лопатин был очень хорош: легок, грациозен, с отточенной техникой (а вот Семен Чудин вчера меня слегка разочаровал: в первом акте он был прекрасен, а вот его соло во втором акте показались мне "грязноватыми" и смазанными). И он не только отлично танцевал, но и прекрасно играл: это был именно что танец Джеймса, а не танцовщика Лопатина, исполняющего партию Джеймса из балета "Сильфида". Надо сказать, что вообще вся труппа старалась и отлично играла все три дня, и мимировали все замечательно (пожалуй, наименее осмысленные и смазанные жесты были разве что у Сильфиды-Горячевой в первый вечер).
Мэдж первого и третьего дня (Геннадий Янин) жгла и пепелила, на его Мэдж обязательно надо ходить, это непередаваемое наслаждение. Во второй день Мэдж играла Кристина Карасева. Насколько я понимаю, она только недавно начала исполнять эту роль, поэтому образ только складывается, он еще не такой отточенный и выразительный, как у Янина. Мэдж Карасевой - это молодая горбоносая ведьма, пикантная и даже хорошенькая, но при этом, пожалуй, не проявляющая ожидаемого эротического интереса к Джеймсу (ах, то ли дело Мэдж Сореллы Энглунд... о Мэдже Хюббе я вообще молчу, это другая история). Чего-то ей не хватает - то ли злости, то ли хитрости, то ли личной заинтересованности и мстительности. Но скорее всего, просто образ еще не доработан, а со временем все встанет на свои места.
А еще вчера был прекрасный Гурн (Артур Мкртчян). Мне нравится и Александр Войтюк, играющий Гурна в чуть комической манере - как этакого влюбленного верного простака, но у Мкртчяна получился совсем другой Гурн - интеллигентный и очень влюбленный юноша, так что было радостно, когда он во втором акте получил в жены Эффи (Анастасию Меськову). Она, надо сказать, ему очень подходила - девушка милая, но гордая, с характером, со стерженьком. Такая бы, наверно, не простила Джеймса, даже если б он вернулся из леса, каясь и умоляя о прощении. Но он не вернулся, а Эффи получила влюбленного и милого Гурна. Ну хоть кому-то в этой истории повезло. Добавлю еще, что Мкртчян прекрасно станцевал маленькое соло в первом акте, и мне хочется верить, что когда-нибудь он и до Джеймса дорастет.
А еще вчера отжигал кордебалет. После общего танца в первом акте я была в восторженном обалдении - так лихо, так зажигательно все провели этот танец. Во втором акте не подкачали сильфиды: они были лукавы, легки и очаровательны, и прелестно танцевали. Сегодня, к сожалению, кордебалет был не на высоте. В первом же акте, в начале, одна девушка даже упала. А во втором акте сильфиды были вроде бы и ничего, но не было в них нужной легкости и прелести. И "первая сильфида" - Мария Богданович - была откровенно слаба. Ну, насколько я понимаю, эта танцовщица вообще в своем роде притча во языцех. Мне еще повезло, что она танцевала сегодня только "первую сильфиду", и это можно было пережить. Но не завидую тем, кто в воскресенье увидит ее в роли Эффи. Мне не хочется говорить о ней дурно, но она вправду производила удручающее впечатление.
Но в целом - я очень довольна. Три вечера подряд я так или иначе получала удовольствие. И оркестр был хорош все три вечера. И теперь в голове у меня почти непрерывно звучит Левенскольд (он же Лёвеншёльд). Хочу еще "Сильфиду". Хочу датскую "Сильфиду". Хочу "Сильфиду" с Эриком целиком. Хочу "Сильфиду" с Хюббе. Хочу "Сильфиду", короче говоря. Просто сильфиду - нежную, красивую, с крылышками - и чтоб она не умирала от моих прикосновений.