И все-таки стоило посмотреть эту "Сильфиду", потому что, во-первых, там в первом акте с коротеньким соло появляется девятнадцатилетний Ллойд Риггинс! Ах ты боже мой, он такой милый. Конечно, еще совсем юный, но очаровательный, и потом я его все вылавливала взглядом в общем танце и радовалась (а теперь вот, в конце 14 года, Риггинс поставил у Ноймайера еще один классический балет Бурнонвиля - "Неаполь"). А во-вторых, в этой "Сильфиде" совершенно потрясающая Мэдж - Сорелла Энглунд. Она затмевает танцующих главных героев в два счета - рыжая, лохматая, жилистая, с огромными глазами и ехидной ухмылкой, и откровенно сексуальная. Ее совместные сцены с Джеймсом наполнены сильнейшим эротическим напряжением, кажется - еще чуть-чуть, и она попросту поимеет этого робкого юнца, который мечется между Сильфидой и невестой Эффи, мечтой и реальностью. Без Мэдж этот балет был бы невыносимо пресным - и в Сильфиде Йеппесен, и в Джеймсе Хюббе нет искорки, огонька, они плосковаты и скучноваты. Мэдж держит на плаву всю эту постановку.
Вот теперь мне еще сильнее хочется увидеть, как Мэдж играл мужчина. Ладно-ладно, сами понимаете, мне хочется увидеть, как Мэдж играл вполне определенный мужчина - все тот же Эрик Брун. Но я понимаю, что пока это вряд ли возможно (разве что выпустят на двд ту документалку о нем, о которой я писала, а там вроде бы есть отрывок из "Сильфиды" 1974 года, где Брун играл Мэдж, а Нуриев был Джеймсом). Сорелла Энглунд в одном интервью сказала, что по ее ощущениям, если Мэдж играет женщина, то в ее противостоянии с Джеймсом сильнее проявляется эротический подтекст (что справедливо и для самой Энглунд в этой роли), а если Мэдж играет мужчина, то противостояние превращается в поединок характеров, почти в борьбу за власть. Но все это очень индивидуально.
Еще интересная деталь: мне казалось (где-то я читала), что Сильфида умирает из-за того, что Джеймс накидывает на нее отравленный шарф, что дала ему Мэдж. Но оказывается - нет, шарф не отравлен, он только помогает поймать, удержать Сильфиду, а сами прикосновения Джеймса оказываются смертельными для нее. Но тут надо читать подробно, может быть, в разных постановках по-разному. Пересмотрела "выжимку" с Фраччи и Бруном: пожалуй, да, и там Сильфиде становится плохо не от шарфа, а от прикосновений Джеймса. И еще любопытная деталь: Джеймс в исполнении Бруна целует Сильфиде руку, зато Джеймс в исполнении Хюббе впивается Сильфиде в шею, и есть в этом что-то вампирическое.
В общем, есть повод теперь посмотреть другие версии "Сильфиды", сравнить, в том числе, поцелуи Джеймса. Я еще скачала версию Йохана Кобборга, поставленную в Большом, буду смотреть. Судя по отзывам, там тоже интересная Мэдж: она уже не старая ведьма, а скорее молодая и привлекательная колдунья, тоже весьма сексуальная. И в конце, торжествуя победу над униженным, раздавленным горем Джеймсом,