В "The Ballets Russes and Its World" есть, среди всего прочего, статья Линн Гарафолы "Reconfiguring the Sexes" - о том, как в дягилевском балете на первый план был выведен мужчина-танцовщик, а балерины - отправлены в тень. Статья любопытная, но, на мой взгляд, все-таки несколько спорная. Гарафола иногда слишком уж увлекается, доказывая скрытую (а то и открытую) мизогинию Дягилева и то, как он старательно задвигал женщин в угоду мужчинам (не только балерин, но и хореографа Нижинскую). Доходит иногда до совсем странных, даже несколько смешных аргументов: мол, Дягилев "did not care to undress" танцовщиц - в отличие от своих фаворитов-танцовщиков (главный пример - Лифарь, не раз выходивший на сцену полуобнаженным, или тот же Долин в купальном костюме - в "Голубом экспрессе", да даже и Мясин в короткой белой тунике в "Легенде об Иосифе"). И "не раздевал" он женщин специально, чтобы лучше оттенить красивых полураздетых мужчин. А женщины на их фоне казались совсем несексуальными в костюмах чуть ли не викторианской эпохи, скрывавших тело. Тут я уж не выдержала и возмутилась: ничего себе, это значит, Лидия Соколова в розовом купальном костюме (тоже из "Голубого экспресса") - была несексуальной? и Вера Немчинова в белом трико и короткой синей куртке (в "Les Biches") была несексуальной? и Фелия Дубровская в "Оде" - в обтягивающем белом трико? и Алисия Никитина - Кошка в "La Chatte", в коротком платьице и с ушками? Ну, не знаю, наверно, у нас с Гарафолой разные взгляды на сексуальных женщин. А что касается "нераздевания" женщин на сцене - хо-хо, я сразу вспоминаю Сирену из "Блудного сына" (ее партию исполняла Фелия Дубровская) в прекрасной мини-юбке - и реакцию Дягилева на жалобы Прокофьева, требовавшего "смягчить неприличия" (запись из дневника Прокофьева от 20 мая 1929 года):
"Руо сообщил, что он говорил Дягилеву относительно голого зада, но что это не произвело никакого впечатления. Тогда мы подошли вместе.
- Я уже слышал об этом, - сказал Дягилев, - и этот голый зад мне очень нравится."

Ну и стоит вспомнить еще классическую историю про костюм девушки в синем из "Les Biches": синяя куртка изначально была гораздо длиннее, но Дягилев взял ножницы и собственноручно отрезал длинные полы, укоротив ее до бедер. А когда Вера Немчинова пожаловалась, что в таком наряде чувствует себя голой, Дягилев невозмутимо заявил: "Так иди и купи себе перчатки".
А еще - раз уж зашла речь о голых задах - хочется процитировать то, что я вычитала в другой статье из того же сборника - "Дягилев и Стравинский". Уже в семидесятых, вспоминая о постановке "Аполлона Мусагета" в Русских балетах, Баланчин рассказывал Роберту Крафту: "Конечно, мне никто не поверит, но Дягилев на самом деле ничего не смыслил в танце. Он интересовался балетом с сексуальной точки зрения. <...> Когда я однажды стоял рядом с ним на репетиции "Аполлона", он сказал: "Какая красота!". Я согласился с ним, думая, что он имеет в виду музыку, но он быстро поправил меня: "Нет, нет, я говорю о заднице Лифаря, она похожа на розу"."
В общем, сдается мне, что Дягилев беззастенчиво троллил Баланчина, мерзавец такой. И ведь знал, наверняка знал, что его заявления примут за чистую монету. Старый матерый троллище, и как ему не стыдно было шокировать серьезного Баланчина?