Перед сном листала Бакла, смотрела, какие у него опубликованы портреты Маркевича. Ничего нового: фотография из газеты 1929 года, где Маркевич выглядит сильно старше своих семнадцати лет (напряженный взгляд, сжатые губы, что-то волчье в лице - точно по Дукельскому), да еще портрет, нарисованный Кристианом Бераром в том же 1929 году. Тоже очень странный: Маркевич на этом портрете и юн, и очень стар одновременно. А в общем, если смотреть его немногочисленные фотографии за всю жизнь, то видно, что он до старости менялся очень мало. Разве что морщины появлялись, да волос становилось меньше, но и только.
А потом я наобум забралась в конец книги и вдруг увидела такое, что у меня дух захватило. Люди, вы представляете? Нет, вы не представляете: ведь у нас существовала любительская киносъемка живого Дягилева! Но ее больше не существует. Прямо плакать хочется.
Когда летом 1929 года, незадолго до смерти, Дягилев совершал свое последнее путешествие по Германии в компании Маркевича, в Баден-Бадене они встретили Дариуса Мийо, и тот снял эту пару своей кинокамерой. Баклу об этом рассказал Маркевич. Воображаю, как у Бакла загорелись глаза, как он прыгал, радовался и бегал по потолку. Но что толку? Потом, отбегав свое, он написал вдове Мийо и спросил: где?!!! Ну, а вдова ответила, что все имущество ее мужа, в том числе и этот коротенький фильм, хранилось в его парижской квартире и было либо украдено, либо уничтожено во время войны.
Эх. История очень обыкновенная и житейская, но как же жалко, просто не передать. Конечно, остается крохотная надежда на то, что этот фильм не уничтожили, а украли, и где-нибудь он хранится, и когда-нибудь дождется своего часа и снова явится на свет, но... но все это только мечты.
Ну что, напоследок - всем Маркевича. Во-первых, портрет, нарисованный Бебе Бераром, во-вторых, цветная фотография, в-третьих, фотография Маркевича на склоне лет. И везде он очень интересен.