Включила на пять минут перед сном такаразучного "Нижинского" - и как всегда, еле-еле оторвалась от экрана. Ох, какой спектакль. Ох, немудрено, что после него начинаешь активно интересоваться Дягилевым и компанией. Но гораздо мудренее, что потом, подзаправившись информацией и более-менее осмыслив для себя все происходящее в спектакле, понимаешь, что эти черти из Такаразуки ухитрились сохранить в своей постановке атмосферу "Русских балетов", умудрились романтизировать историю отношений Дягилева и Нижинского и Нижинского и Ромолы - но не переврать ее и не упростить. И можно, конечно, придраться к мелочам и немелочам: и Ромола появляется в действии слишком рано, и знакомится она с Нижинским задолго до путешествия в Южную Америку, и сам Нижинский - скорее романтичный нежный мальчик, жертва обстоятельств и чужих чувств, и Леонид Мясин явно слеплен минимум из трех фаворитов Дягилева - собственно Мясина, Антона Долина и Сергея Лифаря, и странно, что в спектакль введена леди Рипон, а Мися Серт оставлена за бортом, и так далее, и так далее. Но эти сценические допущения легко прощаешь, потому что все равно история рассказана верно. И огромная удача всего спектакля - это, конечно, Озуки Тоома в роли Дягилева. Не могу на нее наглядеться и нарадоваться: она играет просто изумительно. У нее даже глаза дягилевские - с тяжелыми веками (хотя в жизни, кажется, у нее веки вовсе не тяжелые), ужасно печальные. А когда во втором акте она изображает отчаяние Дягилева, узнавшего о свадьбе Нижинского с Ромолой, - то забываешь о сценических условностях и почти веришь, что вот так все и было в тринадцатом году, когда Дягилев узнал о предательстве Вацлава. Если немножко перефразировать мою любимую Лидию Гинзбург и ее "Разговор о любви", то получится прекрасное описание отношений Дягилева и с Нижинским, и почти со всеми его привязанностями: "Начинается это по-разному — страстью, дружбой, удивлением, состраданием, чувственным влечением, эротическим любопытством... но кончается это всегда одинаково — женщиной, с которой они уходят" (у Гинзбург - "мужчиной, с которым они уходят", потому что она-то говорит о лесбийской любви; но общий смысл не меняется).
Ну, я знаю, что я уже выкладывала эту фотографию, но она мне очень нравится. А ничего другого "по теме" у меня под рукой нет. Пусть побудут здесь счастливые такаразучные Дягилев и Нижинский. А я спать пойду.