Кто о чем пишет, я опять пишу о Такаразуке. Уже давно обещала запилить пост (нравится мне это словосочетание) о Меркуцио из постановки 2013 года, каст B, в исполнении Тендзю Мицуки (Микки). И вот, освободившись от перевода (хоть одно обязательство с плеч долой), выполняю свое обещание. Правда, не знаю, будет ли этот пост интересен хоть кому-нибудь, уж очень он... хм, узкофэндомный, если можно выразиться. С кучей субъективных высказываний и со стопкой тяжелых гифок. Кстати, за гифки сразу же приношу благодарность gr_gorinich - она вырезала почти все гифки, висящие в этом посте.
А начну, пожалуй, с официальной фотографии - итак, вот как выглядит Меркуцио в исполнении Тендзю Мицуки. Снимок не передает очарования - тут Меркуцио даже не улыбается - но какое-никакое представление все-таки создает.
А теперь буду восхищаться долго и со вкусом.
Осторожно, многобуков, да еще и гифки в придачу По моим ощущениям, в постановке 2013 года каст В вообще оказался удачнее каста А. Не буду сравнивать между собою Тибальтов - они были разные, но хороши оба, - зато Меркуцио и Бенволио в касте B были на порядок сильнее. Создается впечатление, что Куренай Юзуру (Бенволио) и Тендзю Мицуки (Меркуцио) прекрасно сработались и почувствовали друг друга, поэтому в дружбу Бенволио и Меркуцио верилось легко и просто - с первого их появления на сцене. И если в таланте Бенико я и не сомневалась, то Микки, которую я прежде видела разве что в роли мальчика Тириана Персиммона в "Эль Альконе" да в роли графа Париса все в том же РиДж, стала для меня поразительным и приятным открытием. Она сыграла очень яркого и запоминающегося, очень "своего" Меркуцио - легкого и веселого, как эльф, не тронутого, не отмеченного смертью. С ним и лаймлайта не надо - он всю сцену освещает своей улыбкой.
Этот Меркуцио чрезвычайно юн - пожалуй, самый юный Меркуцио в Такаразуке. В касте А Меркуцио играет тоже молодая актриса (Итидзё Адзуса, если я правильно транскрибировала ее имя), но все-таки постарше Микки, а главное - в касте А и Бенволио совсем мальчик, поэтому вдвоем они не создают контраста между собой (хотя и выглядят оба детьми на фоне Ромео, а особенно на фоне взрослого и очень недоброго Тибальта). В касте В Меркуцио самый младший и самый маленький в троице Ромео-Меркуцио-Бенволио - но ни капли не теряется на фоне своих старших товарищей. А те к нему относятся не просто покровительственно, но и по-человечески очень тепло, видно, что они оба - особенно Бенволио - привязаны к этому веселому сумасбродному мальчишке. И смерть Меркуцио ударяет по ним так сильно не только потому, что они теряют друга, но и потому, что они теряют младшего друга. Не просто "потеряли", а "не уберегли".
Здесь Меркуцио - и по сравнению с Бенволио и Ромео в этом касте, и по сравнению с Меркуцио в других постановках, - почти совсем ребенок, подросток-сорванец. Он своих полудетских замашек не стесняется и не скрывает их совсем: резвится, прыгает, хулиганит, и даже последнюю драку с Тибальтом затевает именно как драку, а не как поединок насмерть. В нем нет ни капли обреченности, ему бы жить и жить, и когда он все-таки умирает - да еще так глупо, "царапина - но и такой довольно", - с ним исчезает все, и радость, и свет. Сама юность уходит вместе с этим Меркуцио.
Но пока он жив - ох, берегись, Верона, тебе не будет покоя. Этот Меркуцио кого угодно достанет - и не со зла, а от жизнерадостности. Энергия у него бьет ключом, а ненависти он, кажется, не испытывает даже к Капулетти, даже к меланхоличному Тибальту. Просто надо же над кем-нибудь смеяться и к кому-нибудь цепляться, а лучше Тибальта кандидата нет. Вот и Меркуцио и дразнит его, и нарывается при первом же появлении, а Бенволио все время норовит оттащить Меркуцио подальше, пока тот и вправду не нарвался.
Кстати, об отношениях Меркуцио и Бенволио: здесь они действительно выглядят парочкой неразлучных друзей. Ромео уже и в первом акте оказывается не то чтобы третьим-лишним, конечно, но все-таки между ним и Меркуцио и между ним и Бенволио нет настолько крепкой связи. Она, эта связь, появляется потом, когда Меркуцио умирает, и у Бенволио действительно никого не остается, кроме Ромео. Но у Ромео тогда уже есть Джульетта, и что ему теперь до Бенволио и до всего мира? Я, конечно, не провожу параллелей между парой Ромео и Джульетта и парой Бенволио и Меркуцио, но в общем-то, при желании можно это сделать... хотя бы потому, что в обеих парах участники крепко завязаны друг на друга.
Пока же Меркуцио жив, они с Бенволио жгут и пепелят беспощадно. И не по остаточному принципу - мол, Ромео ушел мечтать, так мы и вдвоем покуролесим, - а по обоюдному желанию и согласию. Надо сказать, это очень разумно, потому что у Бенволио есть тормоза, и он в случае чего может попридержать и Меркуцио - что, собственно говоря, и проделывает неоднократно в буквальном смысле. Не раз и не два можно видеть, как длинный Бенволио обхватывает маленького Меркуцио за плечи и буквально оттаскивает от опасности - или встает этакой преградой между Меркуцио и все той же опасностью (ее, как правило, олицетворяет Тибальт): так в сцене-связке между "Вероной" и "Ненавистью", когда герцог уже говорит свое последнее слово и уходит, а Монтекки и Капулетти прикидывают, не поцапаться ли снова, - Тибальт подходит к Бенволио и плюет ему в лицо, а Меркуцио из-за спины Бенволио пытается броситься на наглеца (еще бы, ведь оскорбил друга, мерзавец!), но Бенволио отставляет руку и не пускает его, а потом чуть ли не силой уводит прочь.
Интересно, что Бенволио в этой версии явно с самого начала не очень-то рад межклановой вражде. Например, в версии десятого года Бенволио (в исполнении Сузуми Сио) "прозревал" постепенно, уже после смерти Меркуцио, а в первом акте он был совсем не дурак подраться, особенно с Тибальтом. В исполнении Бенико Бенволио и в первом акте настроен неагрессивно даже по отношению к Капулетти: нет, он не подставляет правую щеку, но и не задирается так активно, как задирался Бенволио у Сузуми Сио. Да и некогда ему задираться, ему надо за Меркуцио следить. И еще Бенволио ведет себя очень показательно в начале второго акта, в номере "Ты нас предал": он на протяжении всей песни изо всех сил старается "разрулить" ситуацию мирными средствами - и уговаривает Ромео (не обвиняет, а именно уговаривает!), и оттаскивает Меркуцио, когда тот уж совсем бесится от злости. Для него-то, судя по всему, брак Ромео с Джульеттой вовсе не так ужасен и непростителен, как кажется из текста песни; Бенволио считает, что это безрассудный и необдуманный поступок, и добра из него не выйдет, - но Ромео для него остается другом, а не предателем. А Меркуцио просто горячится, как мальчишка, и для него, похоже, дело десятое, что женился Ромео на Джульетте из рода Капулетти, а важен сам факт (ну, цитата из Крапивина тут как нельзя к месту): "Ты вот... теперь поженился и с нами больше не будешь".
Реакция вполне детская, но у Меркуцио в этой постановке она выглядит органично. Если смотреть внимательно, можно найти кучу очаровательно-ребяческих черточек в его поведении и поступках: вот в "Ненависти" он прыгает вокруг Бенволио, хохочет и совсем не слушает, что там ему втолковывает леди Монтекки, а вместо этого забавляется с ножом, как с игрушкой; вот после "песни с масками" он упрашивает Ромео пойти на маскарад к Капулетти - тоже подпрыгивает на месте и чуть ли не дергает Ромео за рукав, как избалованное дитя, а потом, выпросив-таки то, что хотел, радостно убегает вместе с Бенволио (как они убегают - это не передать словами, это надо видеть); и в номере с кормилицей ("Красавцы и уроды") Меркуцио задирает ее, как и положено, с эротическими намеками - но даже эротика в его исполнении выглядит ребяческим хулиганством, так что кормилица его и всерьез не принимает (мол - от горшка два вершка, а туда же, в ухажеры лезет!). А чего стоят отношения Меркуцио с дядюшкой герцогом! Сразу после "Вероны" герцог делает Монтекки и Капулетти последнее китайское предупреждение - и особо обращается к дорогому юному родственничку. Юный родственничек, конечно, плевать хотел на дядюшкины увещевания, но ведь все это слышит еще и Тибальт - и смеется, скотина такая! Меркуцио этого снести не может - и готов броситься на Тибальта сейчас же, в виду дядюшки (хорошо еще, Бенволио успевает перехватить друга), и потом, когда герцог уходит - все кланяются ему вслед, один Меркуцио стоит с независимым видом нашкодившего пятиклассника, только что руки в карманы не сует. Мизансцена крохотная, но отношения ясны: ох, нелегко приходится герцогу с этаким Меркуцио. А что делать - родная кровь!
Что еще забыла добавить? Ах да, еще этот Меркуцио очень грациозен - и некоторые жесты у него изумительно женственные. Но не женоподобные, вовсе нет, и дело не в том, что его играет женщина, а в том, что вот такой это Меркуцио - с вкрадчиво-кошачьими ухватками, гибкий, пластичный, подвижный, как ртуть. Время от времени - да не разозлятся на меня за это поклонники! - в его походке и позах проскальзывает что-то почти гомоэротическое. Но это совсем не бросается в глаза.
И надо, наверно, сказать пару слов и о смерти Меркуцио, хотя и не хочется. Вообще когда пересматриваешь РиДж, именно эту постановку, хочется остановиться сразу после первого акта и не идти дальше - именно из-за того, что в начале второго акта погибает Меркуцио. Когда смотришь спектакль 2010 года - такого "блока" нет, идешь до конца, оттого, может быть, что там Меркуцио с первого акта отчетливо "не жилец", и его гибель не так угнетает. А тут погибает мальчишка, которому жить и жить, и все сценические условности перестают работать. Да еще и остальные актеры подливают масла в огонь: трогательнее всего кажется даже не горюющий вслух Ромео, а Бенволио с искаженным от горя лицом, молча гладящий мертвого Меркуцио по голове. Эх, эх, да что говорить! Поэтому довольно болтовни, перехожу к гифкам. Они все будут под еще одним катом, чтобы не отвлекать и не растягивать ленту до бесконечности.
МногогифокСцена из "Вероны" - прыгаем и посылаем Тибальту воздушные поцелуи. Сейчас Тибальт этого не оценит, но вернет поцелуй во втором акте.
Сцена из "Ненависти": леди Монтекки поет о серьезных вещах, Бенволио и Меркуцио дурачатся напропалую.
Продолжение "Ненависти" - леди Монтекки безуспешно увещевает этих обормотов.
А обормоты ни черта не слушают леди Монтекки. Обратите внимание на изумительно грациозную, "от бедра", походку Меркуцио.
Сцена из "песни с масками": Меркуцио уговаривает друзей махнуть на вечеринку к Капулетти, а Бенволио уверяет, что Ромео не пойдет, он же благоразумный.
После "сцены с масками" Меркуцио не унимается и продолжает упрашивать Ромео: "пойдем-пойдем-пойдем-на-бал!!!".
Выпросил! И боже мой, как они с Бенволио убегают со сцены - по-моему, этого ни в одной постановке не было, смотрится прелестно.
Сцена из "Les beaux, les laids" - Меркуцио и Бенволио изображают роскошных мужчин. Ничего, сейчас кормилица их оттолкнет и покажет, кто тут главный.
Уф! Все, хватит, выкладываю пост, выдохлась. Если кто-то его одолеет - тот герой и молодец.
Кто о чем пишет, я опять пишу о Такаразуке. Уже давно обещала запилить пост (нравится мне это словосочетание) о Меркуцио из постановки 2013 года, каст B, в исполнении Тендзю Мицуки (Микки). И вот, освободившись от перевода (хоть одно обязательство с плеч долой), выполняю свое обещание. Правда, не знаю, будет ли этот пост интересен хоть кому-нибудь, уж очень он... хм, узкофэндомный, если можно выразиться. С кучей субъективных высказываний и со стопкой тяжелых гифок. Кстати, за гифки сразу же приношу благодарность gr_gorinich - она вырезала почти все гифки, висящие в этом посте.
А начну, пожалуй, с официальной фотографии - итак, вот как выглядит Меркуцио в исполнении Тендзю Мицуки. Снимок не передает очарования - тут Меркуцио даже не улыбается - но какое-никакое представление все-таки создает.
А теперь буду восхищаться долго и со вкусом.
Осторожно, многобуков, да еще и гифки в придачу
А начну, пожалуй, с официальной фотографии - итак, вот как выглядит Меркуцио в исполнении Тендзю Мицуки. Снимок не передает очарования - тут Меркуцио даже не улыбается - но какое-никакое представление все-таки создает.
А теперь буду восхищаться долго и со вкусом.
Осторожно, многобуков, да еще и гифки в придачу