Фильм очень красив, театрально, тяжеловесно красив: можно без конца наблюдать за тем, как движутся, одеваются, раздеваются эти женщины. Сюжет намечен довольно слабо, но и не в сюжете дело, тем более, что кое-что там все-таки происходит: есть завязка и развязка конфликта, есть преступление и есть отмщение, есть, в конце концов, упадок и разрушение. Прекрасно показаны отношения между женщинами: столько искренней дружбы, приязни и любви, столько нежности и сочувствия. Мелькают в фильме и одна-две влюбленности в мужчин-клиентов, но в них веришь слабо - заплатил бы долги, вот и вся любовь.
Приметы времени - помимо разрушения "дома" и буквального выхода проституток на улицу - поданы и нарочито, и изящно: клиенты обсуждают "Войну миров" Уэллса, присутствует при открытии парижского метро. В последний вечер "Аполлониды" былого богатства уже нет, вино подают не в хрустале, а в стекле, но завсегдатаи отпускают мадам комплименты и умоляют не закрывать заведение, потому что - "что же мы будем делать без вас?". А мадам кивает, улыбается, но знает, что этот вечер последний, и "Аполлонида" обречена.
Мужчины - тени, но героини прекрасны. Иные не произносят ни одной реплики, мы даже их имен не знаем, другие очерчены ярче: Мадлен-"Еврейка", "женщина, которая смеется" - с шрамом в углах рта; мадам Мари-Франс - хозяйка заведения; Клотильда - исхудавшая опиоманка; веселая Жюли со страшной судьбой; Леа, похожая на куклу - и играющая куклу в угоду клиентам; юная Полина, явившаяся в бордель по доброй воле, "чтобы быть независимой, чтобы быть свободной". И есть там пара пронзительных сцен: женщины, обнявшись и плача, танцуют вечером после спойлер! ;
Я и не осмелюсь советовать кому-нибудь этот фильм. Он может показаться затянутым, нудным, скучным. Но он очень красив. Ах да, и эротики там намного меньше, чем можно было бы ожидать. Вернее, для меня эта эротика спрятана в коротких прикосновениях женщин друг к другу, в их общении между собой; а то, чем они занимаются по вечерам, - это работа, и в ней ничего нет эротического.
Несколько картинок