Мне показалось - может быть, и ошибочно - что сцена прощания Райнхарда с Хильдой в 104й (в 104й? склероз мой, как ты мне надоел) серии зеркалит сцену прощания Яна и Фредерики в 82й. Но зеркалит только в общих чертах, а нюансы настолько сильно разнятся, что сцены кажутся специально противопоставленными друг другу. Последние кадры схожи особенно сильно: она сидит в постели, опираясь спиной на подушку, он подходит сбоку, наклоняется, целует, а потом уходит, и дверь закрывается за ним. Но в 82й серии мы смотрим на уходящего Яна глазами Фредерики, провожаем его до самого конца; а в 104й зритель будто уходит вместе с Райнхардом, и за ним закрывается тяжелая дверь, оставляя Хильду одну. Нелюбимую Хильду.
Понимаю, что об этом можно спорить бесконечно, но для меня слишком много доводов "против", чем "за": нет между ними любви, вот хоть разбейся. И в мелочах это скользит: в их голосах, которые оба меняют в разговоре (но не в мысленных монологах, особенно это по Хильде хорошо видно), заставляют звучать мягче, потому что странно мужу и жене разговаривать деловито и прохладно; в обращениях друг к другу; в прощальном этом поцелуе в лоб (от него меня передергивает: вот будто знает Райнхард, что надо поцеловать ее на прощанье, но выбирает из всех вариантов самый холодный, самый отстраненный поцелуй; и сразу вспоминается прощальный поцелуй Яна и Фредерики, тоже - не в губы, но полный тепла и неподдельной любви); черт возьми, да даже в том, что Райнхарду и в голову не приходит посоветоваться с Хильдой об имени их ребенка. Мелочи, да, можно списать на то, что у Райнхарда вообще проблемы с выражением чувств, на то, что он не знает, не умеет, не думает об этом. Но раз не думает, не умеет и не собирается учиться - не это ли и есть доказательство отсутствия любви?
Жаль их. И Хильду мне жаль даже сильнее.