После бличеспойлеров, скорее всего, все-таки истинных, пришло мне в голову, что Кубо своих героев убивать не только не любит, но и не умеет. В первой арке Блича смертей, в сущности, не было, кроме "флэшбековых" Масаки, Кайена и Хисаны, и те были поданы довольно умело и к месту, без чрезмерного надрыва и трагичности... и без банальщины. Вроде бы, конечно, что-то такое уже видел, ну да ладно, все равно трогает. Сейчас же, когда Кубо начал постепенно ликвидировать более-менее главных персонажей, выяснилось, что сценарий смерти у него один: умирающий произносит красивые слова, просит прощения, умирает - и над телом смахивают слезу особы, некогда к этому телу приближенные. Красиво. Трагично. Но очень обыкновенно.
И мне вспомнилось, как обставлены смерти главных и не очень главных героев в ЛОГГ - понятно, новый фэндом, с чем и сравнивать, как не с ним. И не только смерти, но и реакция на них. И ведь кое-где эта реакция прошибает сильнее смерти.
Под катом, потому что много спойлеров к ЛОГГЯ вспоминаю в первую очередь смерть Яна Вэньли, конечно. Есть в ЛОГГ эта удивительная для сегодняшних манг и аниме особенность - отсутствие страха перед спойлерами о смертях. К гибели Яна нас подводят несколько серий, и прямо указывают - в следующем эпизоде он умрет. И я помню по себе: уже знаешь, что умрет, уже ждешь, что сейчас, сейчас - а все равно эта смерть ударяет сильнее, чем любая "непредвиденная" гибель. Не только потому, что уходит самый светлый, самый чудесный человек во всей вселенной ЛОГГ - человек, которого действительно начинаешь любить, пока смотришь сериал, любить именно как человека, а не как харизматичного и клевого персонажа. Но и потому еще, что понимаешь, каким ударом становится его смерть для остальных героев - для тех, кто тоже его любил.
И это ощущение потери, это переживание героями своей потери - передано в ЛОГГ так, что в горле ком встает. Как верно, как психологически точно - и как по-разному реагируют все, узнавая, что Яна больше нет. И оттого, что так много людей, любивших его - то и потерю эту переживают многие, и ты сам переживаешь вместе с ними снова и снова то, о чем, собственно говоря, узнал первым. Хочется перебирать детали: как у Юлиана дрожат колени, когда он видит мертвого Яна; как Шёнкопф, только что попрощавшийся с умирающим Блюмхартом и сдерживающий слезы, говорит срывающимся голосом: "Я не желаю играть в трагедии" - и отдает честь погибшему Яну, и рука у него тоже дрожит; как неумело плачет Кассельн; как Юлиан входит в палату, чтобы сказать Фредерике, что Яна больше нет - и до ее вопроса "Ведь он умер, правда?" - слышит только удары своего сердца. И, конечно, сама Фредерика, даже не плачущая вначале, ни слезинки не роняющая. Как-то привыкаешь в аниме к быстрой реакции на смерть героев: любимая женщина, узнав, что друга-мужа-возлюбленного больше нет, сразу начинает плакать навзрыд. Но в ЛОГГ это сделано, мне кажется, точнее, вернее как-то - слишком велик удар, чтобы его осознать и понять, и она не плачет сразу. Она будто оглушена. Но когда в конце серии она все-таки рыдает - это бьет еще больнее.
И совсем не то ощущение, когда умирает Лоэнграмм. Оттого, может быть, что к его смерти нас подводили еще дольше и вполне убедительно доказывали, что делать ему на этой земле больше нечего. Ян умел и хотел жить в мире, но ему пришлось умереть - и это кажется несправедливым и жестоким. Лоэнграмм в мире жить не умел, учиться не хотел, и, завоевав все, что можно, начал чахнуть - так что его смерть вполне логична. Он в ней сам отчасти виноват. И никто не горюет о нем так, как горевали по Яну - просто потому, что никто его и не любил так.
Если вдуматься, то Лоэнграмма жаль - ему в жизни не досталось простой любви. Даже к Кирхиайсу он был, кажется, привязан сильнее, чем сам Кирхиайс - к нему. Адмиралы-маршалы - уважали, восхищались, преклонялись, но он был для них в первую очередь символом, одной из многих масок - "император", "полководец", "стратег", "завоеватель", выбирай на любой вкус. Сестра - если и любила, то очень мало выказывала эту любовь в последние годы его жизни. Хильда... ну, даже Хильда - не любила, нет. Можно признать, что она была очарована императорским величием, влюблена в мантию, но после одной-единственной ночи - если судить по ее поведению - и эта влюбленность испарилась. Долг перед государством остался, как же иначе. Уважение осталось, куда же без него. А вот любви к Лоэнграмму - либо нет вовсе, либо она умело скрыта.
А что касается Оберштайна - то тут я избавлюсь от шипперских домыслов и скажу просто: черт его знает, что там думал Оберштайн и что за чувства к Лоэнграмму испытывал. Ему ведь и не довелось пережить смерть своего императора: и можно поспорить, специально ли он так рассчитал, случайно ли просчитался. Скорее всего, все-таки неслучайно. Не такой был человек Оберштайн, чтобы допускать ошибки.
Можно еще долго говорить о смертях в ЛОГГ - уж чего-чего, а их там хватает. Мне вспоминается нежданная смерть Джессики - такая быстрая и незаметная, будто мимоходом, без всяких прощальных слов и крупных планов, настоящая "случайная" смерть совсем не проходной героини. Мне вспоминается смерть адмирала Бьюкока - гордая и спокойная смерть без капельки пафоса, перед императором и его командой, которые пафосом насквозь пропитались. И Кирхиайс - в "старой" рисовке, тяжело дышащий в предсмертной тоске. И Патричев. И Блюмхарт. И Шёнкопф. И еще кто только не... Так выходит, что вспоминаются-то все чаще герои из Союза, не из империи, хотя с имперской стороны умирают не меньше. Но там со смертью Яна может потягаться (но не сравниться) разве что смерть Ройенталя - потому что тоже находятся люди, которые любили его.