Записи с темой: Не только Дягилев или "вообще о балете" (список заголовков)
15:11 

Хочешь песенку в награду?
Я еще раз хочу повторить то, что в общих чертах уже сказала в комментах: театр здорово спасает от депрессии. Вчера я была в полном упадке, в состоянии "здесь все двери черные" (спорим, что никто цитату не узнает). Пошла в Стасик на премьеру одноактников, там меня еще хорошо приложило для начала "Призрачным балом" Брянцева. Это лютый, вырвиглазный, устаревший тюлевый пиздец с невозможными претензиями. Его нельзя возрождать, его надо закопать навсегда, а к услугам некрофилов-балетоманов, любящих что-то припахивающее трупом и подделывающееся под (нео)классику, есть видеоверсия 2001 года: она тоже кошмарная, то есть дух балета в ней передан верно. Но выдерживать пятьдесят минут тоскливой, пошлой, унылой гетеронормативной жвачки - это очень трудно, это здорово отвращает от похода на ту же программу в следующий раз. Вернее, пойти можно, но надо опоздать к первому действию. Или прийти вовремя, но провести первое действие в буфете. Потому что реально это невозможно, я пятьдесят минут сидела и колола себе руку острой бусиной браслета, чтоб не заорать от скуки.
К счастью, кто выдержал Брянцева - потом может рассказывать, как было весело. Потому что потом идут Марко Гёке и Охад Нахарин. "Одинокий Джордж" Гёке - замечательно компактный балет, как по сравнению с Брянцевым, так и по сравнению с неимоверно растянутым и безвкусным "Нижинским" того же Гёке. Что в "Нижинском" страшно раздражало, в "Одиноком Джордже" смотрелось отлично: и фирменная хореография Гёке, где много движений рук и корпуса, но мало, хе-хе, движений ног, и узнаваемая пластика, и даже звуки, издаваемые танцовщиками - вздохи, пыхтение, бормотание. В "Нижинском" я от этих звуков готова была лезть на стенку и бить кому-нибудь морду, просто чтоб сорвать раздражение. В "Одиноком Джордже" - ничего подобного, все нормально сходит (хотя я бы предпочла, чтобы звуков не было вообще, без них лучше). И Шостакович прекрасно сочетается с хореографией. Хотя, как выясняется, некоторые пеняют Гёке за то, что он использовал Струнный квартет №8 для балета про одинокую черепаху. Но и балет не совсем про черепаху, чего уж там, и даже если б он был только про черепаху - все равно я не знаю, почему бы и не использовать для него эту музыку Шостаковича. Но у меня просто никаких запретных ассоциаций нет, хорошо иногда быть музыкально неразвитым человеком.
Ну и наконец - "Минус 16" Охада Нахарина. Это абсолютный улет. Вот как в первой программе Илера надо было выдерживать скучную "Сюиту в белом" и не всегда хорошо станцованную "Маленькую смерть", чтобы в конце получить сумасшедше прекрасную "Вторую деталь". Так и здесь нужно дождаться последнего акта, чтобы получить мощнейший приход. Максим Севагин начал вчера зажигать еще в антракте, пока "гости съезжались на дачу", в смысле - зрители собирались в зал. А когда все собрались, и к Севагину присоединись все остальные участники - то началось такое, что описывать не хочется, это видеть надо, причем видеть именно вживую, ни одна запись не передаст этого драйва. Круче всех для меня оказался номер под "Echad Mi Yode’a", песню из Пасхальной Агады: танцовщики, сидя на поставленных полукругом стульях, танцевали, постепенно сбрасывая с себя строгие костюмы и шляпы (вообще костюмы в этом балете - это дополнительное очарование: женщины и мужчины в андрогинных брючных костюмах и шляпах смотрятся умопомрачительно прекрасно). И когда они вскакивали, выкрикивая припев: "Shebashamaim uva'aretz" - полностью эта строка звучит как "echad elokeinu shebashamaim uva'aretz" - "один у нас Бог на небе и земле" - ну, вот это было для меня сильнее всего. Наверно, тут еще мое глубоко запрятанное еврейство как-то дало о себе знать. Ну и просто это очень, очень сильный номер. Но там все хорошо - и дуэт под Вивальди, и внезапная вспышка иммерсивного театра - с вовлечением зрителей в танцы на сцене. Само собой, одна девушка там точно была "подсадкой", но все остальные или большая часть - явно были случайно выбранными зрителями. И они отрывались, танцуя, и зал отрывался вместе с ними. Хоть у меня на миг и возникло чуточку странное ощущение: как будто ты на дискотеке, а тебя не пригласили танцевать.
Ну и заключительные импровизации - так сказать, вместо поклонов - тоже были улетные. И как же радостно смотреть на стасиковцев, с наслаждением отрывающихся и в "Минус 16", и в "Одиноком Джордже", и во "Второй детали", и в "Тюле" Экмана. Видно, что им все это доставляет бешеный кайф (а в "Призрачном бале", простите меня, никакого кайфа не чувствуется). И вспоминаешь, какими засушенными они были несколько лет назад при Зеленском - и сам репертуар был засушенным, несмотря на проблески типа "Татьяны", - и начинаешь лишний раз любить и ценить Илера, и желать, чтоб он продолжал и дальше расширять художественные горизонты и труппы, и зрителей Стасика. Но "Призрачный бал" все-таки лучше убрать.
Выложу здесь "Echad Mi Yode’a". Вот так оно и в Стасике выглядит, но повторяю: вживую оно смотрится вообще улетно. 23 и 24 июня в Стасике повторяют эту программу, и если у вас будет возможность - сходите. Ну надо это видеть, честное слово.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

02:04 

Хочешь песенку в награду?
Хочется выложить что-нибудь балетное, и пусть это будет "Моцартиана", а то я как раз в последнее время ее вспоминала и пересматривала. Сьюзан Фаррелл, Иб Андерсен, Виктор Кастелли. Холодный, чистый, чуть мертвенный и оттого - на мой вкус - особенно прекрасный балет (разве что четверка девочек кажется мне лишней: дети как будто утяжеляют его, смягчают эту прелестную мертвенность). Фаррелл божественна, Андерсен ангельски изящен и легок, Кастелли очарователен. Хотелось бы мне увидеть этот балет в живом исполнении. Но - где взять вторую Фаррелл, второго Андерсена, второго Кастелли? Хотелось бы мне увидеть "Моцартиану" в живом исполнении именно с этим составом. Но тут меня спасет лишь своевременное изобретение машины времени.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

22:14 

Хочешь песенку в награду?
Эммануэль Тибо исполняет вариацию Джеймса ("Сильфида" в постановке Пьера Лакотта) на международном балетном конкурсе в Париже, 1990 год.



Тогда Тибо получил серебряную медаль в секции классического танца. Было ему шестнадцать лет. Знаете, что самое печальное? Что ему, кажется, так и не довелось станцевать Джеймса в Парижской Опере. Это партия для этуалей, а Тибо не сделали этуалью, он так и ушел прошлым летом - первым танцовщиком. И станцевал в последний раз именно в "Сильфиде", в шотландском па-де-де.

@темы: "La Sylphide", Не только Дягилев или "вообще о балете"

12:27 

Хочешь песенку в награду?
Прекрасный Игорь Колб в роли феи Карабос в "Спящей" Сергея Вихарева. Карабос у него получается не старухой, да и вообще не женщиной, несмотря на женский наряд. Очень элегантное и выразительное зло. И мысли мои сами собой устремляются к другой "Спящей" - в постановке Ноймайера, где Злую фею танцевал мужчина отнюдь не en travesti (первым исполнителем этой роли был Макс Мидинет). Впрочем, там и Дезире был в джинсах. И танцевал он со Злой феей дуэт во втором акте - прежде чем найти Аврору и разбудить поцелуем. Судя по фотографиям, дуэт Дезире и Злой феи был весьма контактным. Впрочем, это Ноймайер. По-моему, сложно (хотя и возможно) найти у него балет, где нет ни одного мужского дуэта.


@темы: John Neumeier and his ballets, Не только Дягилев или "вообще о балете"

12:53 

Хочешь песенку в награду?
Балетофорум, остановись, у меня нет сил от тебя фэйспалмить.

Юзер А: Нет ли информации о занятости Скворцова в Карениной?
Юзер Б: Может быть лучше сначала Анну посмотреть, вдруг и сожалеть о неучастии Скворцова не придется.
Юзер А: Смотрела я уже это видео... но мы не знаем много примеров, как талант артистов БТ смог преобразить не самые отличные постановки... так что моя надежда именно на это))) иллюзий о роскошной хореографии, сценографии и костюмах не питаю
Юзер Б: А стоит ли на неудачные постановки, тратить свой талант, силы и самое главное здоровье. Впрочем, у Ноймайера считаются все постановки удачными.
Юзер А: Про силы и Здоровье Вы точно правы, про постановку своё мнение составлю 24 марта, посмотрим, что там наваял Ноймайер ... хотя в принципе балеты на тему Карениной не люблю и не понимаю, чем сюжет так сильно привлекает хореографов уже столько лет... вот в Стасике была очередная неудача, теперь БТ...

Короче говоря, юзеры А и Б посмотрели пятиминутное тизер-видео "Анны Карениной" Ноймайера, составили свое авторитетное мнение и теперь ждут, как великие, гениальные и прочая, прочая, прочая артисты БТ (минус неучаствующий Руслан Скворцов) будут делать из дерьма конфетку. Заранее знают, что Ноймайер поставил дерьмо, а если и выйдет что-то путное, то лишь благодаря великим и гениальным артистам БТ.
От себя добавлю, что сильно удивлюсь, если великие и гениальные артисты БТ станцуют этот балет так, что его можно будет смотреть. "Дама с камелиями" в исполнении БТшников была мучительным зрелищем. "Анна Каренина" куда сложнее хореографически и драматически, и как ни странно, если б ее танцевали в Стасике - где уже есть хороший опыт исполнения "Татьяны" и "Чайки", - я бы больше верила в успех переноса этого балета на российскую сцену. А вот от БТшников, прямо скажем, много не жду. Но посмотрим, конечно. Может быть, хотя бы в премьерном блоке они поднатужатся и станцуют прилично.
А в буклете к "Анне Карениной", если все будет нормально (я надеюсь), должно выйти интервью Ноймайера в моем переводе.

@темы: John Neumeier and his ballets, Не только Дягилев или "вообще о балете"

12:42 

Хочешь песенку в награду?
Я в фейсбуке немного написала о вчерашней "Манон" в Стасике, ну, повторю в общих чертах уже сказанное. В КДБ это назвали бы "repremiere", у нас такого термина нет, а есть "возобновление постановки": в последний раз этот балет показывали в Стасике почти два года назад, в рамках весеннего фестиваля, и я видела тот спектакль с Фридеманом Фогелем, Ксенией Рыжковой, Георги Смилевски и Оксаной Кардаш. И вот, вчера пошла смотреть, как "Манон" возобновили, причем решающим фактором для меня стало участие Георги Смилевски - он мне очень нравится, и мне не хотелось пропустить его Леско. Но в целом хороши были все: Наталья Сомова - прелестная кошечка Манон, особенно в первом акте, в голубом платьице, этакая воплощенная "песня невинности, она же - опыта"; Иван Михалев - грациозный и (в первом акте) очень нежный кавалер де Грие, с виду совсем мальчик, их первый дуэт с Манон-Сомовой - перед бегством в Париж - был абсолютно чудесен: это были такие влюбленные и бессердечные ко всему миру дети, не видящие ничего дурного в том, чтобы удрать с деньгами несчастного пожилого господина; Георги Смилевски - Леско - был циничен, прекрасен и очень сексуален в первом акте, а во втором - нахален, жалок, грациозен, время от времени почти трогателен, время от времени отвратителен, но в общем обаятелен все время, очень лихо контачил в первом акте с главой попрошаек - прекрасным Евгением Жуковым, с лисичкой-сестричкой Манон (они все-таки точно были из одного теста слеплены, два очаровательных пройдохи), прекрасно провел па-де-труа с нею и господином Г. М., ну и ожидаемо порадовал меня в заключительном дуэте первого акта - с де Грие: все же в этом дуэте так и прорывается что-то двусмысленно гомоэротическое, особенно когда перед самым занавесом Леско буквально осыпает де Грие деньгами, полученными за Манон, а потом заламывает ему руку за спину и бормочет что-то на ухо, ну, понятно, что это: "бери деньги и не чирикай", причем я помню, что в спектакле с Фогелем Смилевски-Леско в этот момент практически впился ему губами в шею; вчера такого не было, но весь дуэт приятно пощекотал мое слэшерское чувствилище, Смилевски и Михалев чудесно смотрятся вместе, и жаль, жаль, что Макмиллан, наметив взаимодействие между этими персонажами в первом акте, никак не развивает его в акте втором, хоть в бордель они и заваливаются парочкой. Во втором акте Смилевски тоже был хорош, но мне показалось, что его пьяненький дуэт с Любовницей - Ольгой Сизых - был хоть и безупречно станцован, но исполнителям не хватило какой-то личной химии между собой. Ольга Сизых в роли Любовницы Леско была очень мила, но я помню, как сияла в этой роли Кардаш, какими яркими были ее вариации и дуэты со Смилевски, и вообще все ее присутствие на сцене, - и в этом отношении Сизых ей вчера уступала. Но в общем танцевала прекрасно, играла хорошо, смотреть на нее было приятно. Еще очень приятно было смотреть на весь кордебалет - четко и весело танцевавший, бойко мимировавший, игравший с большим аппетитом. Помню, что в фестивальном спектакле я обратила внимание на заметную неслаженность кордебалета в ансамблевых сценах; вчера придраться было не к чему: двойки, тройки, массовые танцы - всё было четко, слаженно, отточенно, и не хотелось обращать внимания на мелкие помарки (например, во втором акте в адажио Манон с поклонниками-клиентами не все поддержки были сделаны так уверенно, как хотелось бы).
И все-таки, несмотря на то, что труппа Стасика вчера была прекрасна, я ушла после второго акта. Дело не в артистах, дело в самом балете. "Манон" Макмиллана - это все же мыльная опера с густо взбиваемой пеной: первый акт сделан лучше всего, смотрится лучше всего, пролетает на одном дыхании; во втором акте уже начинается мелодрррррама с серьезными погрешностями противу хорошего вкуса; а в третьем акте мелодррррама идет уже без передышки, да еще и с оральным изнасилованием Манон, нет уж, спасибо, я лучше пойду. И кроме того, в "Манон" меня раздражает отчетливая объективация женщин (второй "бордельный" акт весь состоит из этой объективации, да и вообще женщины в "Манон" показаны исключительно мужскими глазами). В первом акте этого меньше: да, Леско и господин Г. М. в па-де-труа обращаются с Манон как с вещью (впрочем, Леско и в господине Г. М., кажется, видит вещь, не живого человека, а источник денег), но де Грие тем и выделяется, что видит в Манон человека, а не куклу или сексуальный объект. Во втором акте то ли он заражается от других, то ли любовь на него так действует, но он тоже начинает обращаться с Манон так, что во всех его действиях/в его танце буквально прочитывается "я люблю тебя, поэтому ты должна делать так, как я тебе скажу". Бррр. Очень показателен в этом отношении дуэт с браслетом в конце второго акта: где де Грие ведет себя с Манон все грубее и грубее, потом срывает все-таки с ее запястья браслет - подарок господина Г. М., - и так уж и быть, заключает в объятия стоящую на коленях Манон. Очень мило, да. В третьем акте он ведет себя уже по-другому, но осадочек все равно остается. Да и не в де Грие тут дело, дело в Макмиллане, это его авторские кинки так проявляются, и мне эти кинки неприятны. Бордель во втором акте - это ведь тоже бордель, показанный отчетливо мужскими глазами и для мужчин: куча красивых девок, задирающих юбки и готовых выцарапать друг другу глаза за мужчину, ах, как лестно для мужчин. И бордельные танцы откровенно затянуты, вернее, кажутся затянутыми из-за своего однообразия и предсказуемости: право, даже хочется, чтобы Макмиллан немножко соригинальничал и поставил женщинам больше взаимодействия между собой, нормального взаимодействия, выраженного в танце и мимировании, а не стычек из-за клиентов. Но он идет по проторенной гетероцентричной, даже андроцентричной дорожке: и хоть балет и носит имя героини, но даже Манон низведена в нем практически до положения красивого, но второстепенного персонажа, аксессуара для главного героя де Грие. Бывают, конечно, и у нее проблески танца, характеризующего ее как отдельную, автономную личность, но этих проблесков очень мало. Может быть, конечно, я слишком много хочу: Макмиллану, в конце концов, хотелось рассказать именно поучительную историю страсти, и Манон для него явно была не столько живой женщиной, сколько символом этой самой страсти. Но как история любви это not my cup of tea, у меня не получается просто сопереживать этим героям и вздыхать: ах, какая любовь. Мне хочется чего-то еще, большей неодназначности, большей психологичности, более развитых взаимоотношений между персонажами. Но увы, что поставил Макмиллан, то и поставил, приходится смотреть то, что есть. Вот я и смотрю, и даже получаю удовольствие от труппы Стасика и от хорошего танца (именно с точки зрения хореографии в "Манон" есть очаровательные моменты). И наверно, схожу еще раз-другой - мне хочется увидеть и Мануйлова в роли Леско, и от еще одного спектакля со Смилевски я бы не отказалась, и если Кардаш дебютирует в роли Манон, как обещают, я и на Кардаш посмотрела бы с удовольствием.
А еще по поводу "Манон" вспоминается вычитанное в каком-то Dance Magazine семидесятых годов, по-моему, я это даже когда-то цитировала. Когда Royal Ballet привез "Манон" в Нью-Йорк (вспомнила, это был 1974 год), американские балетные критики разнесли этот балет до основания, камня на камне не оставили. А через какое-то время в Dance Magazine появилась большая статья не то чтобы в защиту "Манон", но с попыткой оценить этот балет более-менее объективно, найти в нем и хорошие стороны. И помню, как Ольга Мейнард, автор этой статьи, писала: "'Манон' - это не самый плохой балет, который мы видели. Самым плохим балетом был "Спартак" Большого театра". И боже мой, как она права. Больше того: на фоне опусов Григоровича "Манон" может даже показаться почти шедевром.
UPD. Ну и раз уж вспомнили "Манон", вспомним и эту уморительную фотографию: танцовщики из НБК и АБТ переигрывают один из знаковых моментов па-де-труа в исполнении Манон, Леско и господина Г. М.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

13:19 

Хочешь песенку в награду?
Маленькое теле-па-де-труа, поставленное Руди ван Данцигом. Мотивы вечно-библейские: бог, Адам и Ева, но взаимоотношения молодого бога (Guus Wijnoogst, прости, не знаю, как перевести) и Адама (Тур ван Схайк) предельно гомоэротичны, а Ева (Эллен Брюссе) появляется ближе к концу и только укрепляет шведскую семью. Ладно, если серьезно, то па-де-труа вполне симпатичное, а лично мне всегда приятно посмотреть на молодого Тура ван Схайка. Вот бы нашлась запись "Памятника мертвому юноше" с ним в главной роли!


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

12:49 

Хочешь песенку в награду?
Sorry not sorry - 2 или Снова об сильфиду. Впрочем, в данном случае скорее уж - об господина Мэджа. Со всего размаха и со всей джеймсовой дури. Нашла эту известную, обсмотренную со всех сторон фотографию в очень хорошем качестве - лучше, чем было раньше. Я уже не знаю, что еще сказать об этой постановке и об этой паре, все и так ясно: прошло два года с тех пор, как я увидела эту "Сильфиду" (и даже без Хюббе! зато с Хейнсом, моей радостью), пора бы успокоиться и переключиться, а я никак не успокоюсь. Бывают такие спектакли и такие постановки: они не просто хороши, великолепны, талантливы, гениальны, они больше, чем хороши или гениальны, они не уходят из памяти, и через несколько лет волнуют так, будто ты увидел их только вчера. Так было у меня с этой "Сильфидой", с "Билли Баддом" в БТ, со "Смертью в Венеции" Ноймайера. Занятно, что ничего подобного у меня пока не было с балетными спектаклями в БТ и в Стасике: ближе всего, пожалуй, была "Татьяна" в Стасике, но и она не произвела на меня настолько сильного впечатления, не сохранилась в памяти так ярко и живо, как, например, гамбургская "Смерть в Венеции". А так - ну, да, много хороших спектаклей, которые приятно вспомнить, но ничего равного "Билли", "Смерти" и "Сильфиде" Хюббе я пока не видела.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Royal Danish Ballet, "La Sylphide"

01:50 

Хочешь песенку в награду?
Короткий, но, по-моему, обворожительный отрывок из "Песен странствующего подмастерья" в исполнении Фридемана Фогеля и Оскара Шакона (2013 год). Жаль, что нет полной записи этого балета в их исполнении. Никогда не видела Шакона "вживую", но прочитала, что в 2013 году, когда Bejart Ballet Lausanne приезжал в мск, он танцевал в "Весне священной" Бежара. А Фогеля мне довелось увидеть в живом спектакле почти два года назад, в "Манон" в Стасике. И хоть партия кавалера де Грие у Макмиллана не очень-то выразительна, но Фогель был прекрасен: изумительные линии, потрясающе чистый и умный танец. (В скобочках отмечу, что там еще сиял Леско в исполнении Георги Смилевски-старшего, и финал первого акта у Леско с де Грие получился на удивление гомоэротичным.)
И в придачу к видеоотрывку вывешу еще и фотографию - тоже с Фогелем и Шаконом в "Песнях".




@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

15:04 

Хочешь песенку в награду?
Давно хотела поделиться, да руки не доходили: па-де-труа из первого акта ЛО (Royal Ballet, постановка Энтони Доуэлла (с дополнительной хореографией Аштона и Бинтли), 2009 год) - с Лаурой Морейрой, Юхи Чое и Стивеном Макреем. Качество, увы, так себе, но Чое изумительна, а Макрей очарователен. Морейра мне нравится чуточку меньше, но все же и она хороша, просто Чое и Макрей так прекрасны, что затмевают ее.



А еще - раз уж заговорили о па-де-труа из ЛО - хочу выложить порезанное на кусочки па-де-труа из парижской версии Нуреева 2005 года (той самой прекрасной версии с Аньес Летестю, Хосе Мартинесом и Карлом Пакеттом). Танцуют Нольвен Даниэль, Доротея Жильбер и Эммануэль Тибо. И вот опять - Жильбер и Тибо невообразимо прелестны, а Даниэль мила, но все же, мне кажется, немного им уступает.



Вариации и кода - под катом

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

03:16 

Хочешь песенку в награду?
Нашла тут статью Karen Kain and the National Ballet of Canada (International Journal of Arts Management, 2007 год). Читаю. Ну тра-та-та, все как обычно, краткая история компании: кто когда художественно руководил и до чего доруководился, ну, сначала Селия Франка, Дэвида Хабера вообще не упомянули, потом Александр Грант, потом Эрик Брун, а потом... потом: "Bruhn died of lung cancer in 1986. He was succeeded by his former colleagues Valerie Wilder and Lynn Wallis, who invited the choreographer Glen Tetley to become their Artistic Associate for three years". Кто угадает, отчего меня тут же скривило? Правильно: Константина опять задвинули. Не было его. Не стояло его там. Вообще не существовало (спасибо, что хоть в перечне хореографов, работавших в НБК, его упомянули). И ведь не придерешься: да, после Эрика компанию возглавили Валери Уайлдер и Линн Уоллис, да, они действительно пригласили Глэна Тетли, все так и было. Вот только было это лишь после того, как из компании выдавили Константина, которому Эрик отводил роль Artistic Adviser (не смотрите на название, смотрите на обязанности: по словам Джеймса Нойфельда, "биографа" НБК, Тетли "came to fulfill precisely the role that had been envisaged to Patsalas"). Ну в общем, все ясно, зачем вспоминать неприятное прошлое, легче сделать вид, что все было мило и радужно, никакого Патсаласа не существовало, а сразу пригласили Тетли к всеобщей радости.
При этом я прекрасно понимаю, что придираюсь к мелочам, статья вообще не об этом, и авторы совершенно не обязаны были вдаваться в такие подробности. Вот если бы Нойфельд в своих книгах обошел всю эту историю - да, я имела бы право пыхтеть и злиться, но Нойфельд как раз написал о Константине, о его работе в НБК и о его уходе из НБК вполне подробно (хотя и не так подробно, как мне бы хотелось, но мне всегда мало). А тут - ну зачем забивать читателю голову лишними деталями? Незачем. Все понимаю, но осадочек все равно остается.
Хотя вот Дэвида Хабера, как я уже сказала, вообще не упомянули, что тоже, собственно говоря, свинство. Да и вообще, ну что толку оттого, что я кипячусь? Ну не написали о Константине в одной несчастной статье. Ну задвинули его. Так ведь не в первый раз же. Вон, Макс Уимен в своей иллюстрированной истории танца в Канаде его вообще не упомянул ни разу, не было в Канаде такого хореографа.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Erik Bruhn, Constantin Patsalas

12:33 

Хочешь песенку в награду?
На американском балетофоруме народ стал обсуждать вопрос: какого танцовщика вы бы хотели увидеть "вживую" на сцене? Я прикинула и поняла, что мой список будет поистине бесконечным, потому что я хочу увидеть всех! Эрика, Рудольфа, Карлу Фраччи, Наталию Макарову, Михаила Барышникова, Виолетт Верди (я видела не так давно нарезку женских вариаций из баланчинского "Па-де-де Чайковского": начиная с Виолетт Верди и заканчивая современными балеринами; Верди затыкала всех за пояс без усилий, ее footwork, ее легкость - это что-то изумительное), Иба Андерсена, Хеннинга Кронстама (безумно хочу!), Сореллу Энглунд, Марию Толчифф, Линн Сеймур, Веронику Теннант, Карен Кэйн, Марго Фонтейн, естественно, Джона Гилпина (записей с ним практически не сохранилось, а жаль), Леонида Мясина, Макса Мидинета (первый Король в "Иллюзиях - как Лебединое озеро" Ноймайера! и мне бы страшно хотелось увидеть его Злую Фею в ноймайеровской "Спящей"), Марсию Хайде, Рэя Барру, Кевина Хайгена, Джиджи Хайат, Синтию Грегори, Ивана Надя, Йохана Ренвалла, Джереми Рэнсома, Оуэна Монтагю, Константина Патсаласа (да! и Константина, разумеется, тоже, особенно его вдовушку Симоне), Алисию Маркову, Лиз Йеппесен, Кирстен Симоне, Анну Лерксен, Кевина Пью, Артура Митчелла, ладно, список можно еще продолжать, но все равно я не перечислю всех, кого хотела бы увидеть. Если б у меня была машина времени, я бы забила на современную жизнь и только моталась бы в прошлое - смотреть, смотреть, смотреть всех.
Но вот что интересно - я поняла, что мне совершенно не хочется увидеть дягилевскую труппу. Единственное исключение сделала бы для Брониславы Нижинской, ее бы мне хотелось увидеть in her prime на сцене. А вот ее брата - нет. Может быть, потому, что некоторым легендам лучше оставаться легендами. Я бы лучше самого Дягилева увидела - не на сцене, естественно, а в приватной обстановке, но так, чтобы можно было просто незаметно сидеть и любоваться.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Дягилев и все-все-все, Rudolf Nureyev, Royal Danish Ballet, John Neumeier and his ballets, Erik Bruhn, Constantin Patsalas, Carla Fracci

12:29 

Хочешь песенку в награду?
Разбавлю оперных морячков морячками балетными - из Fancy Free Джерома Роббинса. Очаровательная сольная вариация очаровательного матросика (не Медоры!) в исполнении очаровательного Барышникова. Серьезно, он так танцует, что вдыхаешь и забываешь выдохнуть от восхищения. Хореография сложнейшая, а он с ней справляется так легко, именно что играючи, и сам так хорош, глаз не оторвать.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:37 

Хочешь песенку в награду?
Прошла Тест: Отличите балет от оперы. Результат: шесть из шести, я балетный критик. Но мне тест показался довольно простым. А главное - о, там в одном вопросе фигурировала моя обожаемая "Сильфида" Хюббе. Я ее увидела и тут же взлетела под потолок от счастья. Ничего не могу с собой поделать, я люблю эту постановку, и каждое упоминание ее - особенно в русскоязычном пространстве - доставляет мне огромное удовольствие.
Фоточку надо, фоточку выложить. Сюзанна Гриндер и Марсин Купински на китайских гастролях 2016 года.


@темы: Royal Danish Ballet, "La Sylphide", Не только Дягилев или "вообще о балете"

02:13 

Хочешь песенку в награду?
Па-де-де из оперы Россини "Вильгельм Телль". Хореографию приписывают Бурнонвилю, но не все с этим согласны (например, Хеннинг Кронстам считал, что это па-де-де поставлено вовсе не Бурнонвилем, и поэтому не включил его в программу первого Фестиваля Бурнонвиля в 1979 году). Я бы сказала, что даже если это не Бурнонвиль, это очень милое подражание Бурнонвилю, а уж когда его танцуют датчане - ах, глаз не оторвать. Неудивительно, что одним из моих балетных удовольствий минувшего 2017 года было именно это вильгельм-теллевское па-де-де в исполнении Киззи Матиакис и Йона Акселя Франссона. До сих пор помню, как они отжигали, - и до сих пор радуюсь, что мне удалось их увидеть.
Но вообще это па-де-де танцуют не только датчане, хотя, мне кажется, оно не стало таким международным хитом, как, допустим, па-де-де из "Фестиваля цветов в Дженцано". Но я хочу выложить сразу несколько записей - для ознакомления и сравнения. Первая запись - с Флеммингом Флиндтом и Жозетт Амиель, забавно, что лично мне кажется, будто француженка Амиель куда лучше передает стиль этого па-де-де, чем датчанин Флиндт. Но если совсем честно - мне там нравятся лишь вариации Амиель, а вариации Флиндта и дуэтный танец - ну, ничего, но не блестяще. Вторая запись - па-де-де в исполнении Дарси Кистлер и Иба Андерсена, New York City Ballet, постановка Стэнли Уильямса. Странные у меня ощущения: смотреть интересно, Андерсен в принципе хорош, Кистлер очень старается, но нет между ними искорки, они танцуют, но практически не обыгрывают свой танец, а в этом па-де-де просто танцевать нельзя, тут надо историю рассказывать. И разница между этим "па-де-де без истории" и "па-де-де с историей", мне кажется, как нельзя ярче видна, когда смотришь последнюю запись - с Киззи Матиакис и Александром Бозиновым из КДБ (летние гастроли КДБ 2017 года). Вот казалось бы - танцуют они в походных условиях, не под живой оркестр, а под не бог весть какую запись, на не бог весть какой сцене, но боже мой, как они это делают, как они самозабвенно взаимодействуют, флиртуют, дразнят друг друга, вот так и надо танцевать это па-де-де. Ну... ну ладно, я просто необъективна, я слишком сильно их люблю.






@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Royal Danish Ballet

02:53 

Хочешь песенку в награду?
Вера Волкова и Ролан Пети отрываются, как могут, а я приехала, с возвращением меня, пойду спать.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

02:35 

Хочешь песенку в награду?
Список жЫланий на 2018 год:
1. Возвращение "Сильфиды" Хюббе в репертуар КДБ. И видеозапись даешь.
2. Возвращение Себастьяна Хейнса и Ульрика Бирккьяра в КДБ в новом сезоне. Я эгоистка, я соскучилась.
3. Гастроли КДБ в мск. Гастроли Гамбургского балета в мск. Да вообще - даешь гастроли ведущих балетных компаний. К нам давно никто не приезжал из первого эшелона. Баварский балет с Полуниным не предлагать!
4. Дожать текст, а то сколько можно уже тянуть Эрика за ногу из-под тепленькой перины.
5. Видеоверсию БТшного "Билли Бадда", раз уж сам спектакль убирают из репертуара. И Золотых масок всем номинированным из "Билли". Ладно, всем не выйдет, но Маску Саксу однозначно! И юбку зайцу, но это необязательно.
6. Чтоб Канада и Дания хорошо отметили юбилей Эрика и сделали это как-нибудь интересно и весомо. Книги, фильмы, фотобуки, воспоминания очевидцев - даешь все. Юбилея Рудольфа это тоже касается.
7. Хочу подшивку журнала Dance in Canada и сувенирные программки НБК 80х годов. Ну и вообще побольше балетной периодики и книг.
8. Из разряда несбыточных мечтаний - что-нибудь о Константине Патсаласе. Что угодно, лишь бы информативное.
9. Еще из разряда несбыточных мечтаний - пореже пересекаться с идиотами в одном пространстве.
10. Чтобы балетно-оперная трава продолжала цвести, куриться и колоситься.

@темы: "La Sylphide", Constantin Patsalas, Erik Bruhn, Royal Danish Ballet, Rudolf Nureyev, Sebastian Haynes, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу, Не только Дягилев или "вообще о балете", антисоветский роман

16:10 

Хочешь песенку в награду?
C утра сходил в театр - и весь день свободен. После годового перерыва выбралась на "Пламя Парижа", неожиданно получила большое удовольствие - несмотря на отвратительный зал. Я мизантроп, а зрители БТ часто усиливают мою мизантропию. Рядом со мной сидела яжемать с девчонкой лет четырех - и как ее даже на утренник пропустили, интересно? Еще бы с грудными приходили, чтоб и грудные тоже приобщались, блин, к искусству. Ребенку было, разумеется, скучно, весь второй акт он откровенно изнывал и громко вздыхал, теребил мамашу и задавал ей вопросы, на которые мамаша обстоятельно отвечала. Клака тоже явилась на утренник и орала свое "браво" хорошо поставленными голосами. Ну и просто зрители доводили меня, радостно хлопая в такт, пока Жанна откручивала фуэте. Меня вообще бесит, когда принимаются аплодировать во время танца после какого-нибудь - пусть даже прекрасно проделанного - па, но когда еще принимаются подхлопывать в такт, тут вообще хочется этим аплодирующим руки вырвать.
Все, пятиминутка мизантропии закончена, дальше буду хвалить. Получился очень хороший спектакль - не без слабых мест, но в целом оставляющий приятное послевкусие. Впервые мне очень понравилась Анастасия Горячева. Я как-то уже смирилась с тем, что это не моя балерина, в прошлом году ее Аделина мне совершенно не зашла, показалась бледной и скучной, но сегодня придраться было не к чему: Аделина была хрупкой, но с характером, и не столько обиделась на маркиза, когда он закатил ей пощечину, сколько разозлилась. Танцевала прелестно, играла прелестно, и как просиял для меня сегодня дуэт Аделины с Жеромом во втором акте, несколько минут затишья перед грядущей битвой - и предчувствие крови и гибели, когда Жером уносит Аделину вглубь сцены, к залитому красным заднику. Но разумеется, маркизу де Борегару в исполнении Артура Мкртчяна эта Аделина годилась не в дочери, а в сестры, может быть, даже в старшие сестры. Как я и опасалась, Мкртчян был слишком заметно молод для того, чтобы притворяться отцом вполне взрослой дочери. Он был совсем недурен, но на мой вкус - несколько пережал с брутальностью, немудрено, что от его авансов не только Жанна отбивалась, но даже актриска Мирей де Пуатье - и та явно только и думала, как бы дать деру. И вот не хватает Мкртчяну-маркизу той элегантности, той очаровательной, слегка извращенной утонченности, какая была у Гуданова. У Гуданова маркиз был безупречным аристократом - жестким, с определенными признаками вырождения, с заметной пресыщенностью и тягой к жестоким удовольствиям, изящным, гордым, грациозным; и когда в первом акте он смотрел спектакль, и когда во втором акте он шел на казнь - он не терял этой породистости и грации. У Мкртчяна маркиз несколько простоват и одномерен. Но я думаю, если он продолжит танцевать эту партию, то обойдется и станет мил и интересен.
Денис Савин - Жером - был абсолютно прекрасен. Когда он танцевал, я смотрела только на него: он изумительно пластичен, изящен, музыкален, у него получился хрупкий, прелестный, трогательнейший Жером, растрепанный мальчик, очень нежный - подстать нежной Аделине, забавно контрастирующий с земной, бойкой Жанной. Не всегда и не у всех этот контраст заметен, но сегодня он был очевиден, и мне это понравилось. А какие у Савина стопы, какие у Савина руки! И как потрясающе он провел последние сцены: как пытался удержать Аделину, обезумевшую от горя, бросающуюся вслед за маркизом, которого уводят на казнь (а как она вставала на колени и припадала к ногам маркиза, а тот не шевелился, чтоб не выдать ее, не показать, что знает ее, уберечь ее хоть так); как рвался вслед за ней, когда ее тащили на эшафот; как лежал после ее казни, съежившись, тоже обезумев от горя; как метался в толпе, пытаясь поймать ее призрак, а она ускользала от него, и вокруг были пляшущие, торжествующие, упивающиеся кровью и победой люди, и вот уже и Жанна, и Филипп становились чужими для него, оставляли его одного; и как он сжимал голову Аделины, а толпа наступала на него, затапливала и почти затаптывала его, не замечая его отчаяния. Это вообще очень сильная сцена, это страшный финал, но Савин сделал его особенно острым и мучительным. В общем, еще раз поняла, что он мне страшно нравится (а что касается его негодного Ганса в трансляции "Жизели" - ну, у всех бывают неудачи, в конце концов). Очень хочу, чтоб его поставили Жеромом в весеннюю трансляцию "Пламени".
Екатерина Шипулина оказалась отличной Жанной - крепкой, лихой, земной и очень зажигательной. (Пожалуй, она бы отбилась от маркиза даже без помощи брата. Поэтому в голове сразу составился сценарий для фанфика-перевертыша: как развратный маркиз пристает к нежному Жерому, а боевая Жанна защищает честь брата при помощи, допустим, лопаты и такой-то матери.) У нее оказалась хорошая химия с Филиппом-Волчковым, сразу верилось, что да, у этих людей любовь и революция, и вообще все прекрасно. В карманьоле с копьем она была по-настоящему страшной, очень угрожающей, и верилось, что вот такая Жанна действительно может увлечь за собой людей на штурм дворцов. И очень она мне понравилась в хрестоматийном па-де-де, танцевала легко, четко и замечательно красиво, с правильным настроением.
Что касается Филиппа - ну, Филипп - это все же, имхо, неблагодарная роль, его сложно оживить и сделать несхематичным. Обычно это такой бравый революционер, грудь колесом, сабля в руках, триколор на поясе. Александр Волчков не сделал Филиппа каким-то потрясающе ярким и интересным, но сработал хорошо. В па-де-де, правда, он танцевал как-то смазанно, что ли, но я, честно признаюсь, в принципе не люблю там мужские вариации, они, на мой вкус, слишком бравурные и техничные, больше цирк, чем балет. И тень Ивана Васильева витала сегодня над ними, Волчков как будто немного работал "под Васильева", а мне это не по вкусу, я и от оригинального Васильева совсем не в восторге. Но в остальном спектакле - минус па-де-де - Волчков был вполне приятен, танцевал зажигательно, но не пережимал с трюками и самолюбованием. И очень он мне понравился в финале: после казни Аделины он, тоже потрясенный, стоял у кулис, отвернувшись, закрывая лицо, а потом вместе с Жанной склонялся над Жеромом и гладил его по голове, пытаясь утешить. Это было здорово.
Посмотрела я впервые на новую восходящую звезду БТ - Якопо Тисси. Актер Мистраль - это тоже неблагодарная роль, но в первом акте из нее можно что-то выжать. Тисси мне, пожалуй, понравился, он обаятельный и музыкальный, но еще ощутимо "сыроват". И, к сожалению, слишком увлекается, выпрашивая аплодисменты, это дурной тон. Мария Семеняченко - Мирей де Пуатье - была недурна, но не слишком выразительна, как в образе Армиды, так и в образе собственно Мирей. И я опять поняла, что балетик "Ринальдо и Армида" в первом акте мне совсем не кажется затянутым, но шествие Свободы и все вокруг него во втором акте - очень затянутый и даже слегка тягомотный кусок. Понятно, что хотел показать Ратманский: Мирей и компания при любой власти устроятся, не пропадут, - но все-таки хочется немножко эту часть сократить.
Георгий Гусев в роли Людовика XVI никакой не Людовик - ни обличьем, ни поведением, - а немножечко Петр III. Хрупкий такой, невысокий и очень обиженный, малость придурковатый мальчик. При этом сам по себе Гусев хорош и мне нравится (ах, каким он был юношей в фиолетовом в "Русских сезонах"!). Но все-таки немного странно, что его ставят на эту роль.
Кордебалет, как всегда, сиял - но народ был ожидаемо выразительнее дворян. Вообще говоря, иногда и дворяне в первом акте оказываются очень интересны, но сегодня был не тот случай, меня порадовал лишь один аристо, выразительно зажимавший нос, когда в конце "Ринальдо и Армиды" рядом с ним оказалась жаровня с колдовскими курениями. Это было забавно и уместно. Но народ был еще выразительнее - так что я опять почти пропустила Марсельский танец, потому что разглядывать толпу было даже интереснее, чем смотреть на танцующих. А вот Овернский танец я не пропустила - и его станцевали с блеском.
А еще надо непременно отметить Маркитантку - Анастасию Винокур и Жильбера, капитана марсельцев - Виталия Биктимирова. Они замечательно отжигали вместе и по отдельности, и тоже добавили ярких красок в сегодняшнее "Пламя".
Но Савин был сегодня лучше всех. Абсолютно очаровательный, я очень рада, что увидела его в партии Жерома.
ЗЫ. Самое забавное: я нафиг забыла, что уже видела Савина Жеромом - но не в живом спектакле, а в видеозаписи 2010 года, с Осиповой и Васильевым. Ну вот совершенно не помню, каким он там был. А пересматривать видео неохота.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

12:51 

Хочешь песенку в награду?
Характерное обсуждение на балетофоруме (пунктуация и орфография - как в оригинале):

Юзер А: Пойду [в Стасик] 6-го ради малышки Шевцовой.
Юзер B: Мне кажется такая фамильярность не должна присутствовать на форуме!
Юзер С: ...замечания такого рода могут делать здесь только модераторы. Я не припомню ни одного вашего сообщения, а юзер А - заметный участник дискуссий. Ничего криминального в ее ласковом определении Шевцовой как малышки, превращающего текст из казенного и холодного в живой и теплый, не вижу. И Шевцова - действительно маленькая.

Когда-то я уже писала о том, как меня раздражает вот эта манера наших балетоманов называть танцовщиков - причем в первую очередь женщин - уменьшительно-ласкательными именами: Светочка, Настенька, Ксюшенька, Наташенька, Ваня, Сереженька и проч., как будто они с ними на брудершафт пили. Теперь вот еще определение "малышка", оказывается, превращает казенный текст в живой и теплый. Бля. А чего стесняться, давайте еще будем называть балетных, в первую очередь женщин "цыпочками", "детками", "кисками", "зайками", это же для большей живости и теплоты, это же любя.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

13:03 

Хочешь песенку в награду?
На днях выложили наконец-то составы на "Пламя Парижа". Ну, я иду на утренник, поэтому была готова к сюрпризам и не самому сильному составу, но право, это юмор такой: ставить на роль маркиза де Борегара молодого Артура Мкртчяна, а на роль его дочери Аделины - Анастасию Горячеву? Правда, я пристрастна, Горячеву я в принципе не люблю. Но год назад в том же "Пламени Парижа" я угодила на ее Аделину при Скворцове-маркизе, и это было печальное зрелище, потому что Аделина выглядела ровесницей своего отца. Что будет на спектакле в этом году - ну, боюсь, что Аделина будет выглядеть уже не ровесницей, а матерью своего сценического папаши. И это еще полбеды, беда в том, что Аделина у Горячевой уныла, как я не знаю кто. Я с ностальгией вспоминаю Аделину Анны Никулиной - вот где у Аделины был характер. Ну и маркизом де Борегаром при ней был Дмитрий Гуданов (а Жерома танцевал Андрей Меркурьев, а Филиппа - Вячеслав Лопатин, а Жанной была дебютантка Маргарита Шрайнер, которую в балетоманских кругах принято ругать, но я ее люблю, и Жанной она была прекрасной, а Сильфидой - еще лучше). Эх, это было не так уж давно, но больше никогда уже такого состава не будет. Ладно. В этом году на утреннике Жеромом будет Савин, хоть на него посмотрю. Он все-таки очень изящен.
Но до "Пламени Парижа" будет "Нуреев", на котором не будет меня, но остаться в стороне все равно не получится. В ожидании премьеры (или очередной отмены премьеры) можно почитать прэссу. Вот, например, очередная свежая статеечка, где основное внимание уделено, разумеется, пресловутой аведоновской фотографии. А Бруна опять называют Брюном, я скоро убивать начну тех, кто пишет и произносит "Брюн", ну сколько же можно? Вот цитаточка:

"А мужской дуэт Нуреева и Эрика Брюна обещают решить элегантно.

— Это ведь не первый мужской дуэт, который есть в балете, вспомните хотя бы Ролана Пети, и вообще, мужские дуэты в балете встречаются очень часто. К дуэту Нуреева и Брюна очень трудно придраться, — резюмирует Новикова".

О да, вот уж точно, к этому дуэту не то что трудно - невозможно придраться. Потому что если Посохов сохранит дуэт в том же виде, в каком он был показан на прогоне, то это будет целомудренно до оскомины, невыразительно, постно и уныло. На этом фоне, как я уже не раз говорила, даже художественная гимнастика Пети (все, кто на него ссылаются, вспоминают, разумеется, дуэт Мореля и Сен-Лу из балета "Пруст или Перебои сердца") выглядит чем-то изумительно эротичным. А посоховский дуэт Нуреева и Бруна - это манная каша, прям видно, как Посохова обуревало желание и невинность соблюсти, и капитал приобрести. Ну и ему это удалось, видимо, это и называется "элегантным решением": чувственность на минусовой отметке, хореография унылая и беспомощная, но зато можно тыкать всем этим дуэтом в нос и хвастаться, какие тут все смелые и прогрессивные.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

Черновики и черт

главная