Большой биографический пост о танцовщике и хореографе Константине Патсаласе: часть I и часть II

Под тэгом Александр Мейнерц "Erik Bruhn - Billedet indeni" собраны (в хронологическом беспорядке) записи с пересказом датской биографии Эрика Бруна, выпущенной в 2008 году.

Bold Steps - документальный фильм о Национальном балете Канады (1984 год). Там есть Эрик Брун, Константин Патсалас, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Карен Кэйн, Селия Франка и еще много замечательных людей. Рекомендую к просмотру.

Canciones - балет Константина Патсаласа. Тоже рекомендую к просмотру (если интересно узнать, что поставил этот Патсалас, о котором я так много пишу).

Моя страничка на Archive of Our Own (там выложены фики, "Донское кладбище", "Чтецы" и балетные тексты)

Фанфики и оригинальные тексты

URL
12:17 

Живи, а то хуже будет
Эрик и Кевин Мартин, год не указан, но судя по виду Эрика - это начало восьмидесятых. Мартин сейчас, насколько я поняла, довольно известный педагог, а во время оно танцевал у Фредерика Франклина в Вашингтонском балете, а еще в Луисвильском балете (а в Луисвилле Эрик - при живейшем участии одного такого Константина Патсаласа - поставил "Сильфиду" в 1983 году, но я не знаю, был ли Мартин в то время в компании или нет). А Эрик - ну, Эрик и есть, в представлении не нуждается.


@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn

12:42 

Живи, а то хуже будет
У господина Мэджа было свидание с Джеймсом, но тут пришли сильфиды (а может быть, матушка Джеймса), и пришлось срочно приводить себя в порядок. Себастьян Клоборг в закулисье "Сильфиды" Хюббе. Как же я хочу снова увидеть эту "Сильфиду", вы себе не представляете. Можно без Клоборга, лучше с Хейнсом или с самим Хюббе. Но черт возьми, прошло всего два года - а уже нет в КДБ ни Хейнса, ни Клоборга, ни Сюзанны Гриндер, а Ульрик Бирккьяр опять умотал в Сан-Франциско. Зато вырос новый хороший Джеймс - Андреас Кос, и ради него следовало бы восстановить "Сильфиду". Но увы. Никто не прислушивается к моему ценному мнению. А зря.
И тем не менее, господин Мэдж, застегивающий рубашку, - это, я считаю, кинк. И отсутствующий на этой фотографии, но обретающийся где-то рядом Джеймс в черном килте - это тоже кинк. А вся "Сильфида" Хюббе - больше, чем кинк: что-то близкое к шедевру. Не слушайте Еву Киструп и Александра Мейнерца, и прочих пуристов, считающих, что Хюббе надругался над великим балетом и извратил наследие Бурнонвиля. Я их - Киструп и Мейнерца - уважаю, но в данном случае они, по-моему, очень неправы.


@темы: "La Sylphide"

14:04 

Живи, а то хуже будет
Фотография, честно утащенная из фейсбучного эрикосообщества: Эрик на репетиции па-де-сис из "Неаполя" в Royal Ballet, 1962 год. И вид у Эрика такой трагический, что хочется топнуть ногой и спросить басом: "Кто котеночка Эрика обидел, гады?!". Хоть никто его, разумеется, не обижал.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

12:52 

Живи, а то хуже будет
Сам себя не похвалишь и все такое. В эрикотексте - "Скелете сильфидного крыла" - я очень люблю двадцатую главку, в которой Вера Волкова, Рудольф и Эрик сидят ночью втроем в темной кухне. И там же стихи, и воспоминания об ушедших-отошедших - тут и уехавшие Баланчин, Данилова, Жевержеева, и утонувшая Лидия Иванова, и помешавшаяся Спесивцева, и умерший Волынский, - и то, как Вера и Рудольф перекликаются на своем языке, на языке, непонятном Эрику. Впрочем, следующую главку о смерти я тоже люблю, особенно размышления Эрика о мемориальном вечере в его честь - в честь пропавшего солдата, вернее, пропавшего навсегда танцовщика. И в предпоследней главе люблю последнюю, полуфантастическую сцену - когда умирающий Эрик выходит ночью из больницы вместе с Константином. И это по-своему "рифмуется" с мотивом самой последней главки - "Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером". Последний выход в открытое пространство перед возвращением в пространство закрытое, перед возвращением к умиранию.
Боже мой, какой вздор я пишу. Никогда не умела говорить о собственных текстах - и понимаю сейчас, что так и не научилась.

@темы: фики, Erik Bruhn

16:12 

Живи, а то хуже будет
Дорогая norakura, простите, что поздравляю с опозданием. С днем рождения! Желаю, чтоб жизнь радовала, работа не приводила в отчаяние, аукционы со скрапбуками регулярно выигрывались, путешествия путешествовались, а Рудольф не надоедал (хотя надоест он такой, как же!).:crzfl: И чтоб вообще всё у вас было хорошо.
По такому случаю надо выложить фотографию с Рудольфом - и конечно, с Эриком. Мне очень нравится, как все здесь делают "вумные" лица, глядя на Крэнко.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos, Rudolf Nureyev

15:21 

Живи, а то хуже будет
Включила на пять минут очередного "Билли Бадда" - запись Даниэля Хардинга с Яном Бостриджем, Натаном Ганном и - тут сердца-любовь-мимими - Гидоном Саксом. Как странно, что прежде мне эта запись не нравилась, казалась вялой, даже Сакс - ну, по сравнению с услышанными живыми спектаклями - был тем, да не тем (хотя это ведь тоже живая запись, насколько я понимаю: запись концертного исполнения "Билли"). А сейчас включила - и залипла, и оторваться не могла. Какая там вялость, прекрасная же версия, дура я, что раньше ее не ценила. Сакс там невероятно прекрасен: до чего же у него гибкий, богатый, многогранный и многотонный голос, и как ловко он выстраивает образ здесь - при помощи только голоса. Нет, не могу, все-таки Сакс - это the Claggart, эталонный Клэггарт, и не переубеждайте меня, все равно останусь при своем. Но и все остальные там радуют, особенно Бостридж, создающий - опять же своим голосом - образ нетипично молодого и няшно-фиалочного Вира. Ну правда, это получается такая нежнейшая мимоза, такая няшенька, что возникают два вопроса: а) кто пустил этот цветочек на линейный корабль, да еще и капитаном? б) как удержаться и не спейрить его с Клэггартом-Саксом? Они вдвоем - как Лангридж-Вир и ван Аллан - Клэггарт - затмевают для меня Ганна - Билли Бадда. Он приятен, но не производит на меня такого впечатления, как эти двое. А еще там замечательно хороши мистер Редбёрн (Нил Дэвис) и мистер Флинт (Джонатан Лемалу).
Но Бостридж и Сакс - это прям радость для слуха. У Бостриджа получается не только нежно-фиалочный, но и очень лиричный Вир. И голос его кажется нежным в совершенно неожиданные моменты: например, в последней строчке-предупреждении: "Claggart, John Claggart, beware! Beware! I'm not so easily deceived...", он во второй раз пропевает это "beware" так мягко-мягко, чуть ли не ласково. Так и хочется ответить на правах непрошибаемого Клэггарта: "А я, сэр, таких котиков, как вы, не боюсь". И диалоги Бостриджа-Вира и Сакса-Клэггарта - это тоже чистое наслаждение. Как хорошо, что есть эта запись. И как хорошо, что я ее наконец-то распробовала.

@темы: Gidon Saks is love, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу

12:55 

Живи, а то хуже будет
Кажется, я это выкладывала только в фейсбуке. Вырезка из Boston Globe (номер от 23 июля 1985 года).



Ну и как обычно - фотография за компанию (скан из сувенирной программки НБК):


@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn - articles, Erik Bruhn

11:56 

Живи, а то хуже будет
Семьдесят пять лет исполнилось бы сегодня Константину Патсаласу. Жаль, большой балетный мир об этом юбилее не вспомнит: слишком невелика была эта птица (или рыба), чтобы теперь о ней вспоминать. А ведь если бы он не умер так рано, как знать, может быть, сегодня его день рождения отмечали бы совсем по-другому. Но что ж об этом гадать, это все сослагательное наклонение. И тем не менее - с днем рождения, "в дебрях северных мерзнувший эллин". Как жаль, что нет у меня ничего нового с ним, чтобы поздравить его как следует. Только старая и любимая фотография:



А еще - старые и тоже любимые видео. Во-первых, фильм-балет Canciones - единственная доступная сейчас видеозапись балета Константина, видеозапись, где и он сам появляется, можно на него живого посмотреть:





И отрывок из документального фильма Bold Steps - тут можно не только посмотреть на живого Константина, но и послушать его, и насладиться тем, как он репетирует сцены из своего балета "Экзотические птицы":



Еще есть мои тексты о нем, и я бессовестно дам на них ссылки: "Отстрел экзотических птиц", "Натюрморт с птичьей костью", "Скелет сильфидного крыла" (в последнем тексте главный герой Эрик Брун, но и Константина там много). Ну, а если кто-то еще не знает, что за птичка-рыбка-экзотичка Константин Патсалас - может прочитать о нем два больших биографических поста: первый и второй. Там никаких фантазий, только факты - жаль, правда, что фактов не так уж много, меньше, чем мне бы хотелось.
Уф. Фотографии с Константином ищутся по тэгу у меня в дневнике.
Всё.

@темы: Constantin Patsalas

14:27 

Живи, а то хуже будет
Об итогах своего балетного сезона я написала, хорошо бы теперь оглянуться на сезон оперный. Хотя что на него оглядываться, и так все ясно - сплошной "Билли Бадд". Я не опероман, я биллибаддоман. Ну, мне "Билли Бадда" додавали, как могли, можно было, конечно, махнуть еще и в Рим весной, но там Имбрайло, а я его уважаю, но смотреть на него не хочу. Так что "Билли" у меня был - сначала в Праге, потом в Москве. А до "Билли" я еще освоила новую постановку в мск - единственную оперную премьеру в БТ, которую я видела в этом сезоне, - "Альцину" (перенос постановки Кэти Митчелл из Экс-ан-Прованса). И получилось очень занятно: увиденный спектакль премьерного блока мне скорее не понравился, и я даже думала, что больше на "Альцину" не пойду. Но чем ближе становился второй блок, тем сильнее я понимала, что хочу на "Альцину" снова. И хоть многое в увиденном мною спектакле второго блока было слабее, чем в спектакле премьерного блока, но я противоестественным образом получила даже больше удовольствия, чем в первый раз. И теперь хочу и на третий блок "Альцины" осенью. И может быть, даже рискну пойти на заявленную новую Альцину - Анну Горбачеву: не знаю, как она поет, не знаю, чего от нее ждать, но как будто я много знала о Хизер Энгебретсон, когда впервые пошла на "Альцину". Хотя надо сказать, что Энгебретсон как раз понравилась мне сильнее в премьерном блоке, а во втором блоке она была не слишком выразительна. Впрочем, вот в этом-то и странность второго увиденного спектакля: лишь Анна Аглатова - Моргана была там намного лучше, чем на премьере, когда она мне не слишком показалась, а вот после второго блока я была от нее в восторге, у нее получилась изумительная Моргана. Но все остальные во втором спектакле понравились мне меньше - а нет, вот только Дэвид Хансен был равен сам себе: одинаково противен и в первом, и во втором блоке, - а весь спектакль в итоге порадовал меня гораздо сильнее. Хотя я еще рада, что в третьем блоке Оронта снова будет петь Фабио Трумпи, как в премьерном блоке. Потому что Хуан Санчо во втором блоке радовал взгляд - у него получился очень хрупкий и изящный Оронт, похожий на девушку с приклеенной бородой, - но увы, не радовал слух. Трумпи звучал все же ровнее и приятнее, насколько я помню. Так что я охотно его пересмотрю/переслушаю в этой роли.
Что еще было? Завернула осенью в Стасик на "Орфея и Эвридику" - но увы, там уже не было моего любимого Орфея - Екатерины Лукаш. И без нее постановка сразу померкла: Анастасия Хорошилова неплоха, но мне неинтересно смотреть на ее Орфея и неинтересно ее слушать. Все как-то рассыпалось для меня, исчезли очаровательные мелочи, тонкие и двусмысленные отношения Королевы и Орфея - герцогини де Полиньяк, и едва заметная ревность Эвридики (но Инна Клочко снова была изумительна Эвридикой). Но теперь я смотрю на ОиЭ в афише на следующий сезон и думаю - не пойти ли снова, вдруг там все изменилось к лучшему? И наверно, схожу - сразу после ноймайеровской "Чайки" (кстати, в грядущем сезоне в Гамбурге пойдет "Орфей и Эвридика" с хореографией Ноймайера, перенос постановки Чикагской оперы, и я, разумеется, хочу это увидеть).
Ну ладно, это все было так, мелочи, а вообще это был сезон под знаком "Билли Бадда". Даже и не знаю, что писать, потому что по свежим следам в свое время написала много, рассыпала миллион сердец, всех достала этим "Билли" так, что стоило бы постыдиться, но стыдиться совершенно не хочется. Пражский "Билли" в постановке Даниэля Шпинара привлек меня, разумеется, Клэггартом Гидона Сакса, кем же еще. И Клэггарт этот не подкачал, я считаю, он был главной звездой этой постановки - и не знаю, как бы все это выглядело, будь там вместо Сакса кто-нибудь менее харизматичный, эффектный, привлекательный и сексуальный (и мне не стыдно все это писать и на Сакса фапать). Но там был именно Сакс - и он вытянул пражского "Билли Бадда" на вполне приличный уровень. Благодаря Саксу я поймала изрядный кайф и не пожалела, что рванула в Прагу. Даром что - в отличие от БТшной постановки "Билли Бадда" - пражская постановка доставляла скорее чувственное, чем интеллектуальное удовольствие, а говоря фандомным языком: щекотала кинки. Что тоже неплохо, кинки любят, чтобы их трепали и щекотали, как теплых щенков. И там все было к моим услугам и для моего эротического развлечения: и красавец Клэггарт в черном - в компании раздетых мускулистых мальчиков, и взаимодействие Клэггарта с этими мальчиками, и хорошенький Билли Бадд в белом (Кристофер Болдак был все же мил в этой роли - хотя, конечно, не Самойлов, да), и матросы в красных носочках, и казнь Билли Бадда, превратившаяся в символическую пенетрацию - а пенетрировал-то его капитан Вир, напоминавший мне мою мюзикловую юность: он казался незаконным отпрыском сэра Персиваля Блейкни и то ли одного из его boys, то ли самого Принни. Короче говоря, в Праге было на что посмотреть, было кого послушать (Сакс был очень в голосе, а все остальные - кто лучше, кто хуже, но в целом никто не резал уши так, чтобы это было совсем невыносимо), и я надеюсь, что вроде бы сделанная телеверсия этой постановки когда-нибудь просочится в открытый доступ - и тогда можно будет еще раз ее оценить. И пожалеть, что вот телеверсию пражского "Билли" сделали, а нашего - нет.
О "Билли Бадде" в БТ вообще уже ничего членораздельного сказать не могу. Я на каждый спектакль последнего блока написала по огромному отзыву, что тут еще добавишь? Эта опера в БТ стала для меня одним из самых сильных моих театральных переживаний (наряду с "Сильфидой" Николая Хюббе в КДБ). И можно даже сказать, что если я и начала кое-как интересоваться оперой - то именно благодаря "Билли Бадду" в БТ. И блок, прошедший в этом сезоне, был одновременно и прекрасным, и невыносимо мучительным для меня: потому что я знала, что я вижу этот спектакль с этим составом в последний раз - в последние четыре раза. И как это было потрясающе: сравнивать спектакли между собой, видеть, как меняется настроение, как меняется "окраска" каждого спектакля: спектакль 23 февраля был более "теплым", спектакль 25 февраля был "жестче" - а закончился изумительными поклонами перед закрытым занавесом, когда задержавшиеся в зале зрители все-таки сумели "выхлопать" некоторых исполнителей на доппоклоны. А финальный спектакль 27 февраля! Я думала, что буду реветь с первой же сцены, потому что - ааа, все заканчивается навсегда, - но я только немножко поплакала на первой арии Вира (да я всегда на ней хлюпаю носом, когда ее поет Джон Дашак), а потом утерла слезы и принялась интенсивно наслаждаться. И это было незабываемо. И хочется перечислить всех-всех исполнителей - от главной троицы Джон Дашак-Юрий Самойлов-Гидон Сакс - до хористов и юнг, и хочется еще раз поблагодарить их всех (и дирижера Уильяма Лейси, и режиссера Дэвида Олдена, и всех так или иначе причастных к этой постановке) - за то, что этот "Билли Бадд" был в Большом театре и в моей жизни. Ах да, а еще в заключительном блоке меня привел в восторг Богдан Волков - Новичок. Я видела его в премьерном блоке - но это был мой первый "Билли Бадд", и я тогда глотала спектакль целиком, не слишком обращая внимание на мелочи и нюансы. И Волков-Новичок мне очень понравился, но его тогда затмили главные персонажи и весь спектакль в целом. Во втором блоке его не было, Новичка пел Питер Гийсбертсен - и пел хорошо, и играл неплохо, создавая очень интересный образ Новичка, совсем не похожий на трактовку Волкова. Но после первого же спектакля последнего блока - с Новичком-Волковым - я ощутила, что Гийсбертсен хорош, но Волков в этой роли - прекрасен. Теперь я уже рассмотрела его внимательнее (не говоря уж о том, с каким наслаждением я его слушала), и именно Новичок стал для меня одной из звезд последнего блока. А Роберт Ллойд - Датчанин! Я каждый раз плакала, когда он прощался с Билли во втором акте, до сих пор стоит перед глазами сцена из самого последнего спектакля, когда он, не в силах дотянуться до Билли, пожать ему руку в последний раз, прижимался лицом и всем телом к выступающей переборке. Нет, довольно, не буду больше ничего говорить, а то начну сама себя растравлять и страдать из-за того, что это все ушло безвозвратно. Добавлю только, что "Золотую маску" за лучший спектакль "Билли Бадд" заслужил целиком и полностью. Хотя будь моя воля - я бы еще выдала "маски" всем номинированным за лучшую мужскую роль: Дашаку, Самойлову и Саксу. Ну потому что они все были прекрасны, трудно выбрать кого-то одного.
Уф. Нет, очень трудно остановиться, когда принимаешься говорить о нашем "Билли Бадде". И хоть бы что-нибудь новое сказала, нет ведь, все одно и то же. Биллибаддовский мономаниак. А еще из оперного и околооперного были в моем сезоне концерты Андреаса Шолля и Томаса Хэмпсона - и оба были прекрасны, каждый по-своему (Хэмпсон невероятно крут и обаятелен), - и концертный "Фауст". Но в "Фаусте" больше запомнился антракт, чем исполнение (нет, я несправедлива, мне очень понравились Маргарита и Зибель). Ну, вот и все. Вот и весь мой сезон. В следующем будет "Кандид" в БТ, "Путешествие в Реймс" в БТ же, "Фрау Шиндлер" и "Влюбленный дьявол" в Стасике, "Билли Бадд" в Варшаве, а вообще посмотрим, там видно будет, что смотреть-слушать

@темы: Gidon Saks is love, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу

12:21 

Живи, а то хуже будет
Я это везде процитирую, я не могу сдержаться. На моем любимом балетофоруме объявился очередной чудо-юзер. Сначала он приставал ко всем, требуя немедленно все бросить и воспеть хвалу "Корсару" Брянцева (предложение было принято без энтузиазма, а видевшие этого самого "Корсара" - я не видела, честно, это было до моей эры, - говорили, что балет был очень слабенький), а теперь выразил свое мнение по поводу Баланчина: "Ничего не имею против Баланчина. Он – хороший хореограф. Но: в большей степени это ремесленник, который поставил на поток создание бессюжетных одноактников. Есть у него красивые, интересные хореографические находки. Однако шедевры на конвейере не создаются. Ну, нет в опусах Баланчина глубокой духовности!".
Вот вы понимаете? У Баланчина, бля, духовности нет! Глубокой! Я не знаю, что юзер понимает под "глубокой духовностью", но сдается мне, что юзер идиот. Даже не тролль, вот в чем ужас. И лучше бы он молча сидел и смотрел своего Брянцева, пока духовность из ушей не полезет. А мне дайте, пожалуйста, ремесленника Баланчина.
Глубоко бездуховный опус "Кончерто барокко" покажут нам в Стасике в октябре этого года. Я уже и билет взяла. Да здравствует баланчинская бездуховность!


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

16:01 

Живи, а то хуже будет
Ну вот теперь можно точно и уверенно сказать, что мой театральный сезон закончен, больше ничего не будет, пора подводить итоги. Странный он был для меня, этот сезон, и довольно-таки бестолковый. Например, я не попала ни на одну балетную премьеру в БТ, кроме "Забытой земли". Ну вот, правда, "Ромео и Джульетту" Ратманского посмотрела в трансляции, и восстановленную "Коппелию" Вихарева - тоже. На первый блок "Нуреева" не пошла, потому что неохота было стоять в очереди за билетами, на второй блок, может быть, и пошла бы, но он пришелся точь-в-точь на мою поездку в Гамбург. На "Анну Каренину" и на восстановленную же "Дочь фараона" тоже не попала. "Фараонку" не жалко, бог с ней, а вот АК мне хотелось бы увидеть - ну, наверно, в следующем сезоне схожу, если деньги будут. Впрочем, в следующем сезоне в БТ все балетные премьеры будут интересными, на все я хочу попасть, так что придется тщательно планировать бюджет.
А в минувшем сезоне БТшный балет - то, что я видела, - как-то не очень меня радовал. "Забытая земля" все же не произвела большого впечатления - при всем моем уважении к Килиану. Но по-моему, это не самый его сильный балет - или, быть может, в исполнении БТшной труппы он перестал быть сильным. В памяти осталось лишь заключительное женское трио. И я бы охотно променяла "Забытую землю" на "Русские сезоны" Ратманского - в этом сезоне их не исполняли, а я ужасно по ним скучала. И еще ужасно скучала по ушедшему из БТ Дмитрию Гуданову - иногда казалось, что с его уходом смотреть в БТ стало не на кого (я преувеличиваю, конечно, ведь остались пока и Скворцов, и Лопатин, и Савин, но - но никто все же не способен заменить Гуданова). В "Клетке", перешедшей из предыдущего сезона, была неизменно хороша Сташкевич, но и "Клетка" мне в конце концов надоела; в "Этюдах" выправился кордебалет, но все солисты, на которых я попадала, были скучны, и вообще - после "Этюдов" в исполнении датчан едва ли я захочу снова смотреть на "Этюды" в исполнении БТ. Единственная "Сильфида" в сезоне, которую я увидела, выглядела очень печально: спектакль истрепался, только Скворцов и танцевал прилично, а все остальные валяли как попало - и так сойдет, какой там стиль, какой там Бурнонвиль, народу нравится, так зачем стараться. На что-то я еще ходила в БТ - но уже и не помню, на что именно. Ну вот, "Пьеса для него" по-своему порадовала - не качеством представленных в тот вечер балетов, а общей свежестью, что ли. Когда еще увидишь в БТ мальчиков, танцующих танго с мальчиками, а девочек - с девочками?
Трансляции тоже мало впечатлили: "Коппелия" понравилась больше "РиДж", да и то, я думаю, благодаря Сванильде - Маргарите Шрайнер, я ее люблю, и мне приятно было на нее смотреть. А РиДж прошел совсем мимо - опять же, при всем уважении к Ратманскому. Но мне показалось, что в его РиДж нет ничего нового, ничего яркого: просто еще одна добротная версия прокофьевского балета. Нет, конечно, лучше григоровичевского кадавра, но положа руку на сердце - не так-то трудно быть лучше этого днища. Но от Ратманского ждешь чего-то необычного, какой-то искры - а искры нет, все очень прямолинейно, а местами комично до безвкусицы. И все персонажи бесцветные - или, может быть, их делают бесцветными исполнители, я не знаю. Для этого хорошо бы посмотреть несколько составов, но неохота. Лучше я лишний раз пересмотрю моих любимых датчан в РиДж Ноймайера - вот где и хореография, и драматургия, и исполнение создают яркий и интересный спектакль.
Получше было в Стасике - хоть и там я бывала в этом сезоне редко. Неплоха была первая премьера сезона: Баланчин-Тейлор-Гарнье-Экман, именно в "Онисе" Гарнье я впервые обратила внимание на Максима Севагина, так чудесно раскрывшегося потом в "Минус 16" Наарина. При пересмотре тройчатки Лифарь-Килиан-Форсайт я снова ощутила, как прекрасен Форсайт - и с каким наслаждением его танцуют в Стасике (а "Сюита в белом" показалась мне откровенно затянутой, а "Маленькую смерть" станцевали очень небрежно). Ну и последняя тройчатка - Брянцев-Гёке-Наарин - в определенном смысле повторила первую: очень ощутим был переход от худшего к лучшему в течение одного вечера. Хотя на фоне "Призрачного бала" и не нравящаяся мне "Сюита в белом" - шедевр без скидок. А вот "Призрачный бал" - халтура, его надо закопать навсегда, его и откапывать не следовало. "Одинокий Джордж" Гёке - лучшее, что я видела "из Гёке" в этом сезоне (а еще был совершенно тошнотворный "Нижинский" в рамках "Контекста" и пара скучных номеров в гала-концерте Бенуа де ла Данс). Ну а "Минус 16" Наарина - это нечто головокружительное, и это, как и "Вторую деталь" Форсайта, хочется пересматривать снова и снова. Надеюсь, что в следующем сезоне мне это удастся. Даже несмотря на идущий в нагрузку к Наарину "Призрачный бал".
Восстановленная "Манон" была неплоха - ах, как прекрасен был Георги Смилевски-старший в роли Леско - но я не люблю этот балет и вряд ли пойду на него снова. И мне ужасно жаль, что лично меня в конце концов надули и не стали восстанавливать "Татьяну" в предстоящем сезоне, хотя и обещали. По стасиковской "Татьяне" - и не с Дианой Вишневой, а с Валерией Мухановой, - я скучаю до сих пор. Ну ладно, буду вместо "Татьяны" ждать "Чайку", тоже неплохо. Очередная "Точка пересечения" в этом сезоне совсем не порадовала - ни одного стоящего балета, ну ладно, один был с проблесками - "Жонглируй" Соломона Беррио-Аллена - но и этих проблесков было слишком мало для того, чтобы оправдать всю эту затею.
Что еще было балетного в минувшем сезоне? "Страсти по Матфею" Ноймайера - и балет, и мистерия, невероятное переживание, я помню, что после первого действия я вышла из зала, пошатываясь, и у меня руки болели - потому что я сидела полтора часа, сцепив пальцы, и смотрела, не отрываясь. Марк Жюбет в роли Христа был прекрасен. Но там все были прекрасны, что и говорить. И я очень рада, что мне удалось увидеть живое исполнение этих "Страстей". Но не знаю, решусь ли я когда-нибудь повторить этот опыт, - да и когда теперь "Страсти" снова покажут, в следующем сезоне, кажется, их не будет.
От "Страстей", привезенных в Москву, можно перейти к моим поездкам в Гамбург. Ну я пристрастна, я люблю Ноймайера, люблю гамбургскую труппу, и даже не слишком удачный, на мой взгляд, Beethoven-Projekt, все же был по-своему интересен - по крайней мере, я не сожалела о том, что его увидела (хоть и вряд ли захочу увидеть его снова). А так, в общем, все мои гамбургские визиты были удачны так или иначе - даже несмотря на один отмененный спектакль. Я увидела по-новому Элен Буше, дивно раскрывшуюся в образе Ромолы и в образе принцессы Наталии в "Иллюзиях - как Лебединое озеро", я отметила для себя нового интересного мальчика - Мариа Юге, и все благодаря его очаровательному графу N в "Даме с камелиями", я снова была в восторге от Александра Рябко - кавалера де Грие в ДсК и Нижинского в "Нижинском", и в таком же восторге я была от Ивана Урбана - самого лучшего Дягилева в мире, и я счастлива, что мне удалось увидеть в этом сезоне Сильвию Аццони - пусть всего один раз, но это было незабываемо. Ах да, и еще Анна Лаудере - Одетта в "Иллюзиях" - была так прекрасна, что мне захотелось увидеть ее Одеттой (и Одиллией) в "классическом" ЛО - ну просто потому, что в "Иллюзиях" ей отдан только второй белый акт, а этого слишком мало, на нее хочется смотреть еще и еще.
На десерт приберегу моих любимых датчан - Королевский датский балет. Каюсь - да, пристрастна, да, люблю их еще сильнее, чем гамбургскую труппу, да, склонна им все прощать, да, обожаю постановки бурнонвильских балетов в редакциях Хюббе и очень печалюсь из-за того, что "Сильфида" не возвращается в репертуар. А еще печалюсь из-за того, что в конце этого сезона ушли из труппы Себастьян Хейнс и Сюзанна Гриндер, которых я очень люблю. Хейнс продолжит танцевать в NDT-1, где и так провел весь этот сезон, а Гриндер, кажется, закончила карьеру. Мне их обоих будет очень не хватать, хоть я и надеюсь, что уход Хейнса не окончателен, и он еще вернется в КДБ. А пока же я буду смотреть на тех, кто там еще остался, например, на Андреаса Коса, ставшего премьером в этом сезоне - и абсолютно заслуженно.
Что было хорошего у датчан в минувшем сезоне? "Раймонда" - очень милая постановка Хюббе с ослепительно прекрасной Джейми Крэндалл, оригинальный балет Хюббе "Веймар" - я его не распробовала с первого раза, но увидев во второй раз, прямо-таки влюбилась. И до сих пор вспоминаю с удовольствием Крэндалл в Youkali, Холли Доргер - в The Saga of Jenny, Марсина Купински и Джонатана Хмеленски в Surabaya Johnny (ох, какие они сексуальные матросы, особенно Хмеленски), девичий кордебалет в Seeräuber Jenny. По-новому раскрылся для меня в этом сезоне Лиам Редхед - ах, как он был хорош, например, в па-де-труа из Livjægerne på Amager в "Бурнонвилиане" и в "Этюдах". И упоительно прекрасен был в этом сезоне Андреас Кос - и в "Этюдах", и в отрывках из "Сильфиды", и в "Неаполе" - везде он был превосходен. И я очень рада, что сумела захватить несколько спектаклей в рамках летнего балетного фестиваля - пусть мне по-прежнему жаль, что там не было, например, "Сильфиды" Хюббе целиком, а только несколько отрывков (но сольную вариацию Джеймса из первого акта, исполненную Косом на фестивале, я никогда не забуду, это было невероятно прекрасно, целая минута поэзии в танце, полета в танце). Зато именно на фестивале я увидела фильм Bournonville Today - с удивительной Сореллой Энглунд в образе Мэдж, а еще увидела отрывки из биографического фильма о Бурнонвиле - и в этих отрывках мелькнул Николай Хюббе в роли господина Мэджа. Так что балетный фестиваль для меня прошел так или иначе под знаком Мэдж(ей) и "Сильфиды". А еще я увидела потрясающий "Неаполь" с лучшим в мире антидепрессантом - тарантеллой в третьем акте. А в мае еще были чудесные "Рубины" с Идой Преториус и Йоном Акселем Франссоном. А майские же "Этюды" с Джейми Крэндалл, Андреасом Косом и Джонатаном Хмеленски! А восхитительный Марсин Купински, радовавший меня везде, где бы ни появлялся. В сущности, лишь одна увиденная программа показалась мне очень так себе - Silk&Knife-2, all-Kylian evening. По-моему, там сами балеты были неудачно подобраны и скомпонованы. Но это была "отдельная неудача среди сплошных удач". А так датчане меня упорно радовали весь сезон. Но я повторяю - я пристрастна, я их очень люблю. И я всегда себя лучше чувствую, когда их вижу (и надеюсь, что увижу и в следующем сезоне, а то как же без них).
Уф. Я еще хотела написать об оперной части моего сезона - где толком ничего и нет, один "Билли Бадд", то есть, два "Билли Бадда" - наш и пражский, - но сил уже нет, а о "Билли Бадде" нельзя писать спустя рукава, надо вдумчиво подвывать и рассыпать сердца. Так что ладно, об опере - в следующий раз.

@темы: John Neumeier and his ballets, Royal Danish Ballet, Не только Дягилев или "вообще о балете"

02:39 

Живи, а то хуже будет
Умер Владимир Войнович. Я прочитала об этом в фейсбуке у Шендеровича, не поверила, ждала опровержения - но дождалась лишь подтверждения. Умом понимаешь, что восемьдесят пять - это все-таки много, в таком возрасте люди имеют право умереть. Но так безумно жаль.

12:05 

Живи, а то хуже будет
12:42 

Живи, а то хуже будет
Качество такое, что без подписи черта с два догадаешься, кто эти люди. Хотя если присмотреться - то нос у Эрика узнаваемый даже на такой фотографии. А вот Кирстен Симоне нипочем ведь не узнаешь, даром что ее лицо здесь видно целиком. Ну, тем не менее, - еще один снимок в коллекцию снимков с Эриком, танцующим что-то совсем не балетное. Вырезано из Boston Globe, номер от 5 октября 1965 года.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

00:38 

Живи, а то хуже будет
Хайди Риом и Хеннинг Кронстам на репетиции "Жизели", 1991 год. Вообще говоря, это кадр из документалки, и Кронстама там должно быть много, но как всегда - черта с два до этой документалки доберешься. А жаль. Кронстам тут болезненно прекрасен. И так грустно думать, что и он, и Хайди Риом - оба ушли слишком рано.


@темы: Royal Danish Ballet, Henning Kronstam, "Giselle"

13:33 

Живи, а то хуже будет
Завлекательная реклама той-самой-"Раймонды" в газете Daily News (номер за 29 июня 1975 года). Тут вам и Эрик-сарацин - причем, прошу отметить, с усами; тут вам и Рудольф - Жан де Бриен (и волосы у него на тюрбан похожи); тут, разумеется, и Синтия Грегори - Раймонда (почему-то похожая на Шемаханскую царицу). В общем, все так хороши, что хоть бросай все и лети в 1975 год на "Раймонду". Я б слетала, да не на чем, никак не изобретут у нас лайнеры для межвременных путешествий, как в "Москве 2042".


@темы: Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

13:31 

Живи, а то хуже будет
Традиционный кризис: зачем я все это выкладываю, если никому это не нужно? Хотя всегда надо помнить о молчаливых застенчивых читателях, которые все это собирают и, может быть, даже мысленно меня благодарят. Ха-ха.
Ладно, я брюзжу, на меня жара плохо влияет. Вот вам Эрик с Ёко Итино, скан из сувенирной программки НБК сезона 2004/2005. Вообще эта фотография в сети есть, так что не эксклюзив, только что размером побольше.


@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn

12:36 

Живи, а то хуже будет
Красотки из "Сказок Гофмана" в постановке Херхайма - Копенгаген, 2017 год. До сих пор иногда не верится, что я это видела своими глазами. Какой там был Гидон Сакс! И тоже, между прочим, появлялся вот в таком платье и блондинистом парике - в третьем акте, в образе доктора Миракля. И был дивной дивой, жаль, нет фотографий, но уж поверьте мне на слово.


@темы: Мы очень любим оперу

11:36 

Живи, а то хуже будет
Очередное интервью Эрика - вдруг это еще кому-нибудь интересно? Daily News за 22 июля 1975 года. Эрик рассказывает об "Эпилоге", о своей новелле "Во имя любви" (которая могла бы стать фильмом, но не стала - увы или ура, сама не знаю, тут все-таки хорошо бы ее целиком прочитать, а не в пересказах Эрика или Мейнерца), о переходе к мимическим ролям. Не скажу, что тут много потрясающе нового - хотя в кои-то веки внятно изложен сюжет "Во имя любви", хоть и с пропуском инцестуальных мотивов, - но если кому-то приятно почитать интервью Эрика, этот кто-то получит удовольствие. Вот я, например, вполне получила.


@темы: Erik Bruhn - articles, Erik Bruhn

23:55 

Живи, а то хуже будет
Очень соблазнительная реклама хореографической мастерской Польского национального балета Creations 11 - прям хочется махнуть в следующем марте, посмотреть, что там ставят молодые хореографы. Хоть я прекрасно понимаю, что черта с два мне в самом деле поставят что-нибудь балетное-интересное для двух женщин.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

Черновики и черт

главная