Большой биографический пост о танцовщике и хореографе Константине Патсаласе: часть I и часть II

Под тэгом Александр Мейнерц "Erik Bruhn - Billedet indeni" собраны (в хронологическом беспорядке) записи с пересказом датской биографии Эрика Бруна, выпущенной в 2008 году.

Bold Steps - документальный фильм о Национальном балете Канады (1984 год). Там есть Эрик Брун, Константин Патсалас, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Карен Кэйн, Селия Франка и еще много замечательных людей. Рекомендую к просмотру.

Canciones - балет Константина Патсаласа. Тоже рекомендую к просмотру (если интересно узнать, что поставил этот Патсалас, о котором я так много пишу).

Моя страничка на Archive of Our Own (там выложены фики, "Донское кладбище", "Чтецы" и балетные тексты)

Фанфики и оригинальные тексты

URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:22 

Хочешь песенку в награду?
Итак, на "Нурееве" я не была, но outsatiable подарил мне буклет к "Нурееву", и я с интересом его читаю. Уже похохотала над пролезшим и в буклет "датчанином огромного роста", вернее, над следующей характеристикой Эрика в разделе "В кругу Нуреева": "Воспитанник школы Датского королевского балета, при высоком росте он обладал безупречной классической выучкой, благородством манеры, академизмом стиля". "При высоком росте"! Все-таки у меня такое чувство, будто Эрика упорно путают с Кеннетом Гривом, который как раз и был датчанином огромного роста. А где там находят высокий рост у Эрика, который был даже пониже Рудольфа - тоже не бог весть какого гренадера - вот это для меня загадка.
Ну да ладно, что уж теперь. Давайте я лучше перепишу отрывок из либретто Серебренникова. В самом спектакле эта сцена несколько изменена. Может быть, и к лучшему, что ее изменили, а впрочем, не знаю.

6. Эрик

АУКЦИОНИСТ: Лот 78 - серия черно-белых фотографий (15 штук) из домашнего архива мистера Нуреева. Автор неизвестен. Негативы утеряны. Формат - разный. Качество печати - любительское. Атрибутирование нескольких фотографий дало основание датировать их весной 1962 года, когда господа Нуреев и Брун переехали в Лондон. Три фотографии относятся к лету 1963 года - совместному путешествию в Грецию - и сняты предположительно на острове Родос. На обратной стороне снимков рукой Нуреева есть надписи: "Эрик и я", "Мы плывем на остров", "Я и Эрик на пляже в Греции". Несколько снимков показывают Рудольфа Нуреева и Эрика Бруна в частной жизни в Стокгольме. Снимок с пометкой рукой Нуреева на обороте - "24 ноября 1965 года" - еще одно совместное фото мистера Бруна и мистера Нуреева. Надписи сделаны по-русски синей шариковой ручкой.

Дуэт.
Репетиционный зал. Зеркало во всю стену. Двое мужчин. Концертмейстер за роялем.
Две спортивные сумки с репетиционной одеждой.
У Руди - свитера, кофты, много балеток.
Эрик все время курит.
Дым. Это раздражает Руди.
Идет репетиция. Ее ведет Эрик.
Они тщательно работают над классическими па.

Эрик учит Руди. Показывает.
Руди внимательно смотрит. Потом повторяет.
У него не всегда получается.
Внезапно урок перерастает в любовный танец.
Страстный и откровенный.
Концертмейстер не выдерживает страсти двух мужчин, их поцелуев и ретируется.

Тишина. Дыхание. Музыка. Другая музыка.
Эрик не бросает сигарету. Они оба окутаны дымом.
Ссора.
Почти драка.
Руди швыряет пепельницу Эрика в зеркало. Оно разбивается.
Эрик холодно собирает свою сумку и, не выпуская сигареты изо рта, в кольцах табачного дыма уходит.
Руди остается один.


АУКЦИОНИСТ: Лот 875 - записка мистера Нуреева, адресованная мистеру Бруну. Написана на бланке больницы в городе Торонто, где Рудольф Нуреев навещал Эрика Бруна перед смертью последнего, последовавшей в 1986 году от рака легких. Записка не была отправлена и все годы хранилась в конверте с надписью "Эрик" в личном архиве Рудольфа Нуреева. Содержание записки носит интимный и конфиденциальный характер.

Романтичный фанфик в три абзаца - вот что это такое. Нет, пожалуй, даже к лучшему, что в спектакле все-таки обошлись без драк и швыряния пепельниц в зеркала. Панически ретирующийся концертмейстер, не выдерживающий "страсти двух мужчин", искренне меня посмешил. Причем этот уход концертмейстера, если верить видеозаписи, сохранили в спектакле - но там у него нет повода для возмущения: за отсутствием не только поцелуев, но даже особой страсти в дуэте Эрика и Рудольфа.
Чистое имхо: называть Нуреева в либретто "Руди" - по-моему, дурной тон.

@темы: Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

13:08 

Хочешь песенку в награду?
Вот какая прелесть продавалась некогда на ebay - и продалась, вот что обидно. Смотрим, конечно, на снимок слева, снимком справа нас не удивишь, его даже добрый Грюн у себя опубликовал (спасибо доброму Грюну). У Эрика на фоне фортепьяно выражение лица, как на известной его детской фотографии: "я кротко переношу страдания, меня мучают - значит, так надо". Вот после таких фотографий и появляется миф об Эрике - бедной укешечке, жертве абьюза. Хо-хо.



Еще на ebay продавали некогда вот эту фотографию, она тоже известная, но хотелось бы мне раздобыть ее в большом размере и в хорошем качестве.


@темы: Erik Bruhn, Rudolf Nureyev

23:11 

Хочешь песенку в награду?
If I have left the audience with some idea of the performance, I seldom have the strength or the intention to give them any more of that performance at the stage door. There is nothing left; the job is finished. Yet often the audience expects you to continue the image you have given them. They don't understand that there is no longer any relation between me and them except an empty shell. After one performance someone said that she wanted to replace Miss Julie because she felt so involved. Well, that is like it should be - a love affair. Jean is a character that is quite appealing to a lot of women. He is brutal and seductive and what have you. This of course is what the role demands and it does not feel alien to me while I am playing him. Off-stage I am not necessarily that or only that.
Or if I have made the audience feel light-headed - like when I dance Flower Festival - because I have to create such an idea of doing it for sheer joy that I must burst with some kind of life. Well, after the energy it takes to project that, there is no life left in me right away. Anyone who hangs around my dressing room then is likely to get a door right bang in his nose. He'd better wait till I get some life back, even just my breathing. They think this is so natural it must be unlimited. It is quite natural - while it lasts. It's my job to sustain that feeling or atmosphere or idea as long as the curtain is up. Yet here they are waiting to see this idea which did not exist except there at that moment.

Это отрывок из книги Эрика Beyond Technique. Ну, а фотография - из фотобука Ballet and Modern Dance (1974 год), моего последнего копенгагенского приобретения: Эрик и Карла в "Фестивале цветов в Дженцано". Два года назад я вывешивала у себя отрывок из статьи Дорис Херинг в февральском Dance Magazine за 1969 год, где, среди всего прочего, Херинг писала и о "Фестивале цветов" в исполнении Карлы и Эрика (а еще о "Коппелии" с ними же). Приятно теперь перечитать - под эту фотографию.


@темы: Erik Bruhn, Carla Fracci

12:36 

Хочешь песенку в награду?
Захотелось все-таки написать пару слов о "Портрете Сореллы", танцевальном спектакле о Сорелле Энглунд. Я его видела на малой сцене Королевского театра 25 ноября, и то ли я была не в настроении, то ли сам спектакль все-таки был не настолько хорош, как я рассчитывала. Кроме того, там было очень много проговариваемого текста - естественно, по-датски, а я датский на слух воспринимаю известно как: кое-что и кое-где, да и то при постоянной концентрации. В зале было очень душно, у меня страшно болела голова, так что я очень скоро сдалась и от текста практически отключилась. А танцевальные сегменты показались скучноватыми - да и было их, прямо скажем, маловато. Видеофрагменты с самой танцующей Энглунд производили магическое впечатление - но их тоже было слишком мало. И мне, разумеется, было очень жаль, что ни словом, ни кадром, ни намеком не упомянули в спектакле Das Lied von der Erde Патсаласа - не то чтобы я всерьез на это рассчитывала, но все-таки надеялась, что хоть на минуту, но вспомнят о роли, которую он создал специально для Энглунд. Но нет. Впрочем, по моим ощущениям, в спектакле вообще творческой реализации Энглунд уделялось намного меньше внимания, чем ее личным проблемам, детству, семье, анорексии, сердечному приступу, прервавшему ее карьеру классической танцовщицы.
Но все-таки был в "Портрете Сореллы" момент, когда я расплакалась, - когда Сюзанна Гриндер изображала Энглунд, играющую Мэдж. Энглунд была божественна в этой роли - и Гриндер тоже оказалась божественно хороша (может быть, даже лучше себя-Сильфиды - я видела ее Сильфиду в позапрошлом сезоне, и это было прекрасно, но промельк Мэдж в ее исполнении был еще прекраснее). Все ее движения, нервные жесты, то, как она запахивала драную зеленую шаль, как играла палкой-тростью Мэдж - тут были и Сорелла, и Мэдж, и актриса, и балерина, и ведьма, потустороннее и прекрасное существо. Это было невероятно сильное впечатление. Хотела бы я увидеть Гриндер в роли Мэдж когда-нибудь. Ради этих мгновений, конечно, стоило видеть весь спектакль, он того стоил. Что и говорить, Гриндер в принципе великолепна - и так жаль, что в последние два сезона она очень редко появляется в постановках КДБ на основной сцене.
Подробнее о "Портрете Сореллы" можно почитать у Евы Киструп - главного поставщика новостей о КДБ. А я еще нашла фотографию из спектакля, где есть Сюзанна Гриндер в образе Энглунд в образе Мэдж. Слева Бо Мадвиг и Эстер Ли Уилкинсон переигрывают сцену "ошарфовывания" сильфиды, а справа, спиной к зрителям, стоит она - Сюзанна-Сорелла-Мэдж. И даже здесь она невероятно прекрасна.


@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet

01:58 

Хочешь песенку в награду?
Немного "Жизели". Эрик, Карла, АБТ, 1971 год.


@темы: "Giselle", Erik Bruhn, Carla Fracci

17:07 

Хочешь песенку в награду?
Господин Мэдж на примерке у портного. Вот сошьют ему новый сюртук, и пойдет он щеголять и юного Джеймса с ума сводить. Хотя мог бы свести Джеймса с ума и без нового сюртука, но в сюртуке как-то приятнее.


@темы: Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet, "La Sylphide"

12:51 

Хочешь песенку в награду?
Характерное обсуждение на балетофоруме (пунктуация и орфография - как в оригинале):

Юзер А: Пойду [в Стасик] 6-го ради малышки Шевцовой.
Юзер B: Мне кажется такая фамильярность не должна присутствовать на форуме!
Юзер С: ...замечания такого рода могут делать здесь только модераторы. Я не припомню ни одного вашего сообщения, а юзер А - заметный участник дискуссий. Ничего криминального в ее ласковом определении Шевцовой как малышки, превращающего текст из казенного и холодного в живой и теплый, не вижу. И Шевцова - действительно маленькая.

Когда-то я уже писала о том, как меня раздражает вот эта манера наших балетоманов называть танцовщиков - причем в первую очередь женщин - уменьшительно-ласкательными именами: Светочка, Настенька, Ксюшенька, Наташенька, Ваня, Сереженька и проч., как будто они с ними на брудершафт пили. Теперь вот еще определение "малышка", оказывается, превращает казенный текст в живой и теплый. Бля. А чего стесняться, давайте еще будем называть балетных, в первую очередь женщин "цыпочками", "детками", "кисками", "зайками", это же для большей живости и теплоты, это же любя.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

17:10 

Хочешь песенку в награду?
Памятная доска на доме - последнем адресе Эрика: 135 George Street South. Как сам Эрик объяснял в интервью в Toronto Star (номер от 15 апреля 1984 года): "I can fall out of bed and be at the offices in a few minutes". Купил он эту квартиру в 1983 году, после того, как стал худруком НБК. Памятная доска была открыта в 2014 году.


@темы: Erik Bruhn

16:44 

Хочешь песенку в награду?
Характеристика Константина в одной статье, которую я полностью прочитать не могу, спасибо, гугл-букс, что разжигаете аппетит, а припасть к полной версии не даете: "a natural dramatist in life". Похоже, автор статьи скорее хотел написать: "a natural drama queen", но почему-то постеснялся.
Впрочем, судя по обрывкам, статья и так отчетливо антипатсаловская. Интересно, кто автор, его имя не указано. Не то чтобы я хотела мстительно посмотреть ему в лицо, но интересно же все равно. А добраться до статьи целиком и до журнала, где она была напечатана, очень затруднительно, этот дурацкий журнал Saturday Night нигде не продается, а уж о сетевых архивах я даже и не мечтаю.
А еще то и дело попадаю на обрывки некролога Константина из Dance and Dancers. Тоже до этого номера мне не добраться, но я хотя бы точно знаю, что в этом журнале некролог был, а вот в Dancing Times и в Dance Magazine, похоже, некрологи замотали, что обидно. Конечно, Константин был не первостепенная величина на балетном небосклоне, но там обычно публиковали некрологи не только самых известных и знаменитых. Но Константина, судя по всему, и с некрологом обошли. Жаль. Впрочем, что напишешь в некрологе, разве что общие сведения типа родился-учился-танцевал-ставил-умер. Вот в Toronto Star был в свое время отличный некролог, я его у себя перепечатала. Но там у самого автора некролога, Уильяма Литтлера, было неказенное отношение к Константину, и это отразилось в некрологе.
А все-таки даже отрывки куда более казенного и холодного некролога в Dance and Dancers кажутся мне немножко душераздирающими. Опять становится безумно жаль Константина, потому что он умер так рано, и последние годы его жизни были отравлены смертью Эрика, уходом из НБК, судебными тяжбами, невозможностью так полно реализовывать свои творческие замыслы, как это было в НБК, безумием и болезнью, наконец. И исчезновение его балетов, смерть его балетов - это тоже бьет очень больно. Понимаю, что он не первый, не единственный, много было вот таких "маленьких хореографов", чьи балеты умерли вместе с ними, не пережили их. Но все равно очень жаль.

@темы: Constantin Patsalas

13:16 

Хочешь песенку в награду?
Несколько традиционных фотографий с кладбища Мариебьерг, общая могила Е. Ничего нового, меняются лишь листья. День был пасмурный, но теплый, и я, как всегда, купила сначала цветов на площади Культорвет, села на электричку на Норрепорте, добралась до Гентофте, оттуда, как обычно, пошла до кладбища пешком. Встретил меня свирепый уборщик, пылесосящий сухие листья, причем пылесосил он именно на нужной мне могиле, так что я чуть ли не полчаса болталась по кладбищу, дожидаясь, когда он уйдет. Заглянула на семейную могилу Брунов - она чистая, прибранная, но есть у меня странное ощущение - может быть, ошибочное, - что следят за ней не родные, а служащие кладбища. Родных, скорее всего, уже здесь и не осталось. Когда уборщик с листье(пыле)сосом ушел, я сумела посидеть - постоять, скамейки мокрые, - на могиле у Эрика. Там хорошо, тоже как всегда. Ну, а с кладбища дошла обратно до Гентофтского озера, по берегу прогулялась до поворота на Фиалковую улицу, поднялась там до дома Эрика и пощелкала его тайком, подозрительно оглядываясь: не следят ли за мной соседи? не звонят ли уже в полицию с воплем: "Шпионы и злоумышленники что-то снимают на нашей тихой улице!". Но фотографии с озера и с Фиалковой улицы будут - если будут - в следующий раз.




@темы: Erik Bruhn

22:15 

Хочешь песенку в награду?
Лайфхак от Эрика Бруна: как выглядеть солидным и упитанным мужчиной в самом расцвете сил? надеть пиджак на пару размеров больше. Вот только лицо и шея Эрика выдают.
А вообще-то фотография известная, сделана в Сиднее, в 1962 году.


@темы: Erik Bruhn

00:21 

Хочешь песенку в награду?
Аттракцион неслыханной щедрости: глава шестнадцатая из автобиографии Марии Толчиф Maria Tallchief, America's Prima Ballerina. И посвящена эта глава Рудольфу и Эрику, ну, или Эрику и Рудольфу. Кстати, немного странно, что Мария почему-то не считала Эрика учеником Веры Волковой. То есть, разумеется, в 1961 году он уже не находился до такой степени под ее влиянием, как в середине пятидесятых, но было бы ошибочно считать, что он вообще никогда не был ее учеником. Волкова дала ему очень много. Мейнерц вообще считает, что именно Волкова превратила Эрика из "демихарактерного" танцовщика в истинного danseur noble. Разумеется, у него изначально были все данные для того, чтобы стать совершенным классическим танцовщиком, но именно благодаря Волковой он сумел раскрыть эти данные и использовать их в полную силу.



Продолжение главы, чтоб ленту не растягивать

@темы: Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

13:03 

Хочешь песенку в награду?
На днях выложили наконец-то составы на "Пламя Парижа". Ну, я иду на утренник, поэтому была готова к сюрпризам и не самому сильному составу, но право, это юмор такой: ставить на роль маркиза де Борегара молодого Артура Мкртчяна, а на роль его дочери Аделины - Анастасию Горячеву? Правда, я пристрастна, Горячеву я в принципе не люблю. Но год назад в том же "Пламени Парижа" я угодила на ее Аделину при Скворцове-маркизе, и это было печальное зрелище, потому что Аделина выглядела ровесницей своего отца. Что будет на спектакле в этом году - ну, боюсь, что Аделина будет выглядеть уже не ровесницей, а матерью своего сценического папаши. И это еще полбеды, беда в том, что Аделина у Горячевой уныла, как я не знаю кто. Я с ностальгией вспоминаю Аделину Анны Никулиной - вот где у Аделины был характер. Ну и маркизом де Борегаром при ней был Дмитрий Гуданов (а Жерома танцевал Андрей Меркурьев, а Филиппа - Вячеслав Лопатин, а Жанной была дебютантка Маргарита Шрайнер, которую в балетоманских кругах принято ругать, но я ее люблю, и Жанной она была прекрасной, а Сильфидой - еще лучше). Эх, это было не так уж давно, но больше никогда уже такого состава не будет. Ладно. В этом году на утреннике Жеромом будет Савин, хоть на него посмотрю. Он все-таки очень изящен.
Но до "Пламени Парижа" будет "Нуреев", на котором не будет меня, но остаться в стороне все равно не получится. В ожидании премьеры (или очередной отмены премьеры) можно почитать прэссу. Вот, например, очередная свежая статеечка, где основное внимание уделено, разумеется, пресловутой аведоновской фотографии. А Бруна опять называют Брюном, я скоро убивать начну тех, кто пишет и произносит "Брюн", ну сколько же можно? Вот цитаточка:

"А мужской дуэт Нуреева и Эрика Брюна обещают решить элегантно.

— Это ведь не первый мужской дуэт, который есть в балете, вспомните хотя бы Ролана Пети, и вообще, мужские дуэты в балете встречаются очень часто. К дуэту Нуреева и Брюна очень трудно придраться, — резюмирует Новикова".

О да, вот уж точно, к этому дуэту не то что трудно - невозможно придраться. Потому что если Посохов сохранит дуэт в том же виде, в каком он был показан на прогоне, то это будет целомудренно до оскомины, невыразительно, постно и уныло. На этом фоне, как я уже не раз говорила, даже художественная гимнастика Пети (все, кто на него ссылаются, вспоминают, разумеется, дуэт Мореля и Сен-Лу из балета "Пруст или Перебои сердца") выглядит чем-то изумительно эротичным. А посоховский дуэт Нуреева и Бруна - это манная каша, прям видно, как Посохова обуревало желание и невинность соблюсти, и капитал приобрести. Ну и ему это удалось, видимо, это и называется "элегантным решением": чувственность на минусовой отметке, хореография унылая и беспомощная, но зато можно тыкать всем этим дуэтом в нос и хвастаться, какие тут все смелые и прогрессивные.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

22:00 

Хочешь песенку в награду?
Фотография с сюрпризом, сюрприз ищите сами. А вообще-то это Гудрун Бойесен из КДБ в шляпе и образе Маргариты из "Дамы с камелиями". Ульрик Бирккьяр, ее Арман, еще весной выложил видеозаписи трех па-де-де - "синего", "белого" и "черного" - с Гудрун, их можно посмотреть у меня вот здесь.


@темы: Royal Danish Ballet, John Neumeier and his ballets, Erik Bruhn

12:36 

Хочешь песенку в награду?
Нет, вы посмотрите, неутомимый графоман и мифотворец Рюнтю выпустил в свет новый труд The Death In Paris: Rudolf Nureyev - Erik Bruhn. Перед этой нетленной графоманией меркнет все остальное: склоните головы, господа, вам никогда такого не написать. Я как увидела, что он приписал Эрику великий роман с Поулем Рудольфом Гнаттом, так начала ржать, хотя вообще говоря, ржать там надо над каждой строчкой. Или плакать, впрочем, нет, лучше ржать. Вот дивное создание, прости господи, его бы энергию - да на мирные цели.

@темы: Erik Bruhn

00:53 

Хочешь песенку в награду?
Эрик и не-знаю-кто-именно в балете Тюдора Lilac Garden, АБТ, 1960 год. Эрик танцует здесь партию Возлюбленного Каролины. Занятно, что после отставки и возвращения из отставки Эрик снова танцевал в этом балете - но уже партию Жениха Каролины (в оригинале: The Man She Must Marry). И на второй фотографии Эрик в роли Жениха Каролины, а Каролина - Гелси Кирклэнд, АБТ, 1976 год.




@темы: Erik Bruhn

12:25 

Хочешь песенку в награду?
Неожиданно провела вчера отличный вечер в Стасике. Программа Баланчин-Тейлор-Гарнье-Экман мне понравилась намного сильнее первой илеровской премьеры Лифарь-Килиан-Форсайт, все-таки "Сюита в белом" на фоне "Маленькой смерти" и "Второй детали" выглядит старомодной. А в новой программе нет перекоса, ну разве что Гарнье с "Онисом" чуточку уступает своим соседям, но он поставлен в один акт с великолепным "Ореолом", и свет этого "Ореола" падает и на него. Получается сбалансированно, увлекательно, очаровательно и легко. В "Серенаде" прелестна была Муханова (увижу ли я когда-нибудь снова ее гениальную Татьяну в ноймайеровском балете?), очень выразительна Соломянко, обворожителен Смилевски-старший. И кордебалет тоже очень хорошо работал (а дальше, надеюсь, будет еще лучше). Говорят, в первые два дня "Серенаду" танцевали как-то не очень, но то ли в последний день растанцевались, то ли мне достался хороший состав, а в результате я осталась довольна. Если придираться - Клеймёнова, распустив волосы, вообразила себя безумной Жизелью и малость увлеклась, создавая драму на пустом месте в заключительной части. Без драматизирования надо бы обойтись, в "Серенаде" оно абсолютно точно ни к чему. Вот что мне еще нравится в новой илеровской программе: все балеты бессюжетны, танец выведен на первый план и полностью очищен от "отношенек", "драм" и попыток рассказать что-нибудь "общечеловеческое". Нет, я ничего не имею против бессюжетных балетов, где в танец вплетено все это общечеловеческое, отношения и драмы, но право, как приятно иногда просто наслаждаться танцем без всяких подтекстов. И если в "Серенаде", как я уже сказала, исполнители все-таки не сдержались и немножко драмы изобразили, то в "Ореоле" был только танец, танец, танец, чистый и белый, как костюмы танцовщиков. Прелестный балет, и танцевали его вчера с большим увлечением. Ожидаемо прекрасен был Мануйлов, очаровательны Сизых, Шевцова и Бек. Соболевский симпатичен, прыгуч и легок, но, признаться, костюм ему здорово не шел: очень расширял торс и укорачивал ноги. "Онис" - забавная bijou, не в моем вкусе, но длится недолго и не успевает надоесть. Юный Максим Севагин очень обращал на себя внимание - и танцем, и внешностью, пожалуй, будут теперь следить за ним: мальчик талантлив. Ну и "Тюль" стал хорошим завершением вечера (не понравились мне только аудиозаписи монологов Кардаш и Микиртичевой - уж очень ненатурально и натянуто звучали их голоса, как у плохих актрис в плохих сериалах; танцевали же они изумительно, но другого от них я и не ожидала). Все балетные шуточки прекрасно задуманы и прекрасно исполнены, да и вообще труппа явно отрывалась в этом балете - и поэтому на них всех было очень весело смотреть. Эпизод "Цирк" - это зверская сатира не только на трюковую сторону балета, но и на зрительское восприятие трюков: барабанный бой, литавры, восхищенные вопли и подсчет прокручиваемых фуэте вслух - ну, это очень напоминает реакцию публики на то же самое фуэте где угодно, да и вообще на почти любой многократно повторяющийся элемент: с хлопаньем в ладоши в такт и бурным восторгом после. Вспоминаются некоторые так сказать любители, говорящие что-то вроде: "такой-то прыгает лучше всех", а потом выясняется, что они имели в виду танец вообще. Ну вот в "Цирке" прыжков хватает, о да. И Мануйлов - один из самых интеллигентных танцовщиков в Стасике, и Соломянко - хрупкая и элегантная брюнетка, - жгли и пепелили в "Цирке", тоже откровенно пародируя все это трюкачество. Смилевски-старший опять выделялся на общем совсем не тусклом фоне (очень хочу, чтобы он станцевал в возобновляемой "Манон" в феврале, я помню его Леско в позапрошлом сезоне, он был изумителен). Ну и кордебалет сиял. И кстати, что мне нравится: в программке были указаны имена не только исполнителей-солистов в "Серенаде" и в "Тюле", но и перечислены имена кордебалетных, танцевавших в этих балетах. Не мешало бы БТ взять со Стасика пример и тоже начать указывать в программке к "Этюдам" не только троицу солистов, но артистов кордебалета.
В общем, вышла я из театра с острым ощущением: "хочу еще". Но увы, следующий раз будет только в конце января, как раз в те дни, когда я буду смотреть пражского "Билли Бадда". Остается только утешать себя, что наверняка эта программа пройдет в сезоне весной, и тогда уж я попытаюсь опять на нее попасть. Вот она, беда наших театров: отсутствие в открытом доступе четкого расписания спектаклей на весь сезон вперед. В БТ хоть выходит буклет, где сезон полностью расписан, и ясно, когда чего ждать (правда, в этом году он вышел только осенью, когда четверть сезона уже была позади), а в Стасике известны лишь даты премьер, а все остальное покрыто мраком. В таких условиях трудно строить устойчивые планы, в результате именно Стасиком и приходится жертвовать, а жаль, там ведь сейчас становится по-настоящему интересно. А в феврале будет опять хореографическая мастерская "Точка пересечения" - причем как раз между "Билли Баддом" в БТ. Что-то у меня февраль получается чрезвычайно насыщенным - там ведь еще и Дания, и последние в этом сезоне "Этюды", и если в Стасике опять Мануйлов будет Джеймсом в лакоттовской "Сильфиде", то и на "Сильфиду" надо пойти, хоть и не люблю я ее, и вот, если в "Манон" Смилевски будет танцевать Леско, то надо и на "Манон". Но с другой стороны, декабрь и январь у меня почти пустые, так что в феврале я просто буду оттягиваться за все остальные зимние месяцы.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

13:26 

Хочешь песенку в награду?
23 ноября наконец-то открыла свой сезон в Королевском датском балете. Ужасно я по ним всем соскучилась, все-таки с апреля не видела (репетиция "Опасных связей" в мае не в счет - там были почти все мои любимцы, в том числе радость моя Себастьян Хейнс, но все-таки есть разница между куском репетиции и полноценным спектаклем). Поэтому в первый вечер я была в приподнятом настроении, в предвкушении, в ажитации - хотя и понимала, что мне придется делать известную скидку в том числе на отсутствие моей радости - Хейнса. Но все равно рассчитывала на приятный вечер - и мои расчеты в целом оправдались.
Программа Dans2Go существует в КДБ уже несколько лет. Насколько я понимаю, изначально она была разработана для привлечения молодежи и просто новой публики, которой интересно познакомиться с балетом за небольшие деньги. Но сейчас Dans2Go - это, как мне кажется, не столько "целевой" и "образовательный" проект, сколько просто еще одна хорошая программа, позволяющая увидеть КДБ в разнообразных - и классических, и неклассических, подчас экспериментальных балетах. В прошлом сезоне, например, Dans2Go состоял из "Консерватории" Бурнонвиля (исполнялась в репетиционных костюмах - для уменьшения расходов; кстати, для уменьшения расходов же все балеты в рамках этой программы идут под аудиозаписи, а не под живой оркестр, а вместо буклетиков-программок предлагают только листовки с составами - зато бесплатно), Other Dances Роббинса (мне тогда повезло увидеть Иду Преториус и Марсина Купински в этом балете, и это было незабываемо) и Beginning and Endings Оливера Старпова, танцовщика КДБ с задатками интересного хореографа. В этом году в Dans2Go тоже состоялась мировая премьера - балет Weimar самого Николая Хюббе (первый его "крупный" балет). С "Веймаром" соседствовали баланчинское "Па-де-де Чайковского" и Vertical Road Акрама Кана, перешедшие из предыдущего сезона. Пожалуй, оглядываясь назад, я могу сказать, что Weimar лично для меня оказался самым удачным балетом в тот вечер, и я очень рада, что снова увижу его в рамках Dans2Go в феврале, - и надеюсь, что тогда и остальные номера этой программы доставят мне больше удовольствия.
Weimar открывает вечер: это сорокаминутная сюита танцев под песни на музыку Курта Вайля. Сквозного сюжета нет, сами танцы во многом сделаны как иллюстрации к песням - или по крайней мере, содержат явные отсылки к текстам. Но мне кажется, даже если не понимаешь текстов (где царит полный интернационал - тексты на немецком, английском и французском; впрочем, я понимала все, но это мне повезло), все равно смотреть интересно, хоть не все номера были удачны. Например, мне совершенно не понравились два "кабарешных" номера с Мортеном Эггертом во фраке и перчатках, косящим под Конферансье, и его воробушками - девочками в тугих розовых панталончиках и подвязках. Это было хореографически неизобретательно, девочкам не хватало синхронности - правда, я не уверена, что это был баг, а не фича, потому что требовать синхронности от кабарешных девочек несколько странно, не тем они берут. Но главное - ну, как ни крути, а Боба Фосса переплюнуть очень сложно, и Хюббе это не удалось. Зато мне понравился номер-вступление - очень атмосферный, с четким привкусом веселых двадцатых и веймарской республики: выбегали девушки (некоторые - парочками, сразу напомнив о Les Biches и девушках в сером, уж не знаю, имел ли Хюббе это в виду, или так случайно получилось), образовывали трио с юношами, танцевали, потом снова разбегались. Под Youkali - песню-ламентацию проститутки из оперы Вайля "Мари-Галант" - танцевала Джейми Крэндалл в зеленом, танцевала хорошо, но сам номер был несколько затянут и оттого не произвел на меня большого впечатления. Совсем все грустно оказалось со следующим номером - под Je ne T'aime Pas - там была прекрасная Сюзанна Гриндер, которую таскала туда-сюда троица мрачных мужчин. Гриндер прекрасна, но я не люблю хореографию, где женщина превращена в мебель, а мужчины - в грузчиков (What do you think I am, a piano mover? - сказал бы Патрик Долин, но Гриндер, конечно, не piano). А вот номер Surabaya Johnny оказался пободрее - даром что мне там не хватило легкой иронии, все было очень уж серьезно: два бессердечных матроса (Du hast kein Herz, Johnny!), две несчастных девицы, объятия, страдания, расставания, и над всем этим хрипловатый распев: "Surabaya-Johnny, warum bist du so roh? Surabaya-Johnny, mein Gott, ich liebe dich so". Матросами были Джонатан Хмеленски (без парика, бритый и брутальный) и Марсин Купински (абсолютно не брутальный, хрупкий, светлый и грустный), а их девушками - Эми Уотсон и Кэролайн Балдуин. И вот этот номер я бы с удовольствием пересмотрела еще раз - хотя бы ради исполнителей, они были очень хороши. И мне бы очень хотелось увидеть снова номер Seeräuber Jenny для восьми кордебалетных девушек (в том числе там была чудная Каледора Фонтана, которую я очень люблю): это песня Дженни-Малины из "Трехгрошовой оперы", хореография Хюббе не иллюстрирует ее, а забавно обыгрывает, и кордебалетные девушки в этом номере чрезвычайно хороши.
Но самым лучшим номером "Веймара" оказалась The Saga of Jenny, сногсшибательное соло для Холли Доргер. И благодаря Доргер, выложившей запись на своем youtube-канале, я могу не рассказывать об этом номере, а просто его показать. Вживую он смотрится еще лучше, но и в записи тоже здорово получилось, по-моему. И там в конце появляются, кстати, среди всех прочих, матросы Хмеленски и Купински, можете полюбоваться ими и другими мальчиками. Но главное - сама Доргер жжет и сияет, очень она в этом номере хороша.



К сожалению, в следующей части программы, в Па-де-де Чайковского, Доргер меня уже не очень порадовала, да и ее партнер Хмеленски - тоже. Я не хочу придираться, они все честно танцевали, но Доргер казалась тяжеловатой и недостаточно быстрой, а Хмеленски не хватало изящества (а может быть, слишком сильна у меня память об изящном Купински, который танцевал Па-де-де Чайковского в том сезоне). И большого впечатления на меня все это не произвело. Я пожалела, что не попала на первый состав, в этом сезоне Па-де-де Чайковского танцуют еще и Ида Преториус и Андреас Кос. Ну, может быть, в феврале я их увижу.
Ну и Vertical Road Акрама Кана, последняя часть Dans2Go в этом году. В том сезоне я видела этот балет и писала о нем, тогда он показался мне почти гениальным. А в этот раз чуда не произошло - и видит бог, я не хочу быть пристрастной, но без Себастьяна Хейнса этот балет смотрится и вполовину не так упоительно, как смотрелся с ним. Лиам Редхед, заменивший его в центральной роли Странника (Путника? Скитальца? The Traveller, короче говоря), очень милый мальчик, но у него нет бешеной энергетики и сценического присутствия Хейнса. В исполнении Редхеда Странник превращался в бедняжку, которого все гонят и девушки не любят, не было острого противостояния между племенем и одиночкой, не было обоюдной агрессии, не было такого жесткого драйва. Возможно, не будь у меня воспоминаний о том, как этот балет выглядел в том сезоне, не будь у меня воспоминаний о Хейнсе, - я бы все восприняла иначе. Ну а так - увы, сразу бросились в глаза затянутости, чуть ли не хореографическая бедность некоторых мест, нерва не было, напряжения не было. Жаль, очень жаль. Эх, Хейнс, вернись, без тебя очень грустно, и я скучаю.
Надо отметить, что в программке уже к "Раймонде" - то есть, в полноценном буклетике, купленном на следующий день, - в составе труппы по-прежнему значатся и Хейнс, и Бирккьяр. И это немного утешает и внушает надежду на то, что они еще вернутся в Данию. И все-таки я по-прежнему гадаю: видела ли я в тот день перед началом Dans2Go настоящего Бирккьяра или его двойника. Ну очень был похож. Так что мне приятнее думать, что он был настоящий.

@темы: Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet

21:02 

Хочешь песенку в награду?
Раз уж я вернулась, то вот всем Эрика с Михаилом Барышниковым. Собственно говоря, я когда-то эти снимки уже выкладывала, но тогда они шли одной картинкой, а тут я их решила разрезать. Они маленькие, конечно, но чрезвычайно симпатичные. Ну и Эрик с Михаилом очень уютно сидят и болтают.


@темы: Erik Bruhn

14:31 

Хочешь песенку в награду?
Уж не знаю, видела ли я позавчера настоящего Ульрика Бирккьяра или двойника, но Хюббе, на которого я наткнулась час назад у входа на Старую сцену, был точно подлинный и оригинальный, второго такого нет. Стоял на крыльце, курил, с кем-то весело трепался. Я на него полюбовалась и дальше пошла, настроение сразу поднялось до небес. Он все-таки прелесть.

@темы: Royal Danish Ballet

Черновики и черт

главная