01:51 

Хочешь песенку в награду?
Метте Хённинген и Хеннинг Кронстам в балете Флемминга Флиндта "Урок", 1960-е годы. Мне нравится, как здесь получился Кронстам: по-своему обворожительный психопат.



Перечитываю книгу Томалонис и понимаю, что даже Эрика не хочется так "утешить и поняшить", как Кронстама. Вот правда - если б взялась писать текст про Кронстама, это был бы голимый сопливый флафф, где все окружающие Кронстама люди - родственники, коллеги, партнерши, начальство, хореографы, Вера Волкова, Франц Герстенберг, да Эрик Брун, наконец, куда же без Эрика, - гладили бы Кронстама по голове, радовали, любили и делали ему хорошо (гусары... ну, вы поняли, гусары). Ужасно, да, а что поделаешь. Просто реальность к Кронстаму была так жестока, что хочется хотя бы в фантазиях как-то это изменить.
А еще можно было бы написать тоже вполне себе разухабистый флафф про то, как шестнадцатилетний Кронстам окручивал Герстенберга и врал ему, что уже совершеннолетний. Хотя что там писать, в реальности все так и было, нечего и додумывать.

@темы: Royal Danish Ballet, Henning Kronstam

13:05 

Хочешь песенку в награду?
Дорогая norakura нашла на youtube то, что раньше благополучно проходило мимо меня (позор мне и моим поисковым способностям): пиратскую-распиратскую немую видеозапись "Сильфид" с Эриком, Наталией Макаровой и Элеонор д'Антуоно, АБТ, 1971 год. Всем эриколюбителям и интересующимся - смотреть в обязательном порядке, невзирая на качество записи и отсутствие музыки. Не знаю, на кого как, а на меня это произвело потрясающее впечатление. Наконец-то можно увидеть Эрика на сцене в целом балете, а не в отрывке на полминуты. И ладно, я необъективна, но он потрясающе хорош. Да, можно кое-где к нему придраться, да, не все идеально, особенно с поддержками, как мне показалось, у него возникали проблемы. Но он танцует так, что в немой записи слышишь музыку, он сам здесь становится музыкой, простите мне мой пафос. И снова при нем - изумительная чистота танца, изумительная сильфидная легкость, потрясающие пор-де-бра, благородство в каждом движении, в каждой позе. И если это видно даже на паршивой пиратской записи, то боже мой, какое же впечатление это производило в живом спектакле! Нет, ну ладно, снова делаем скидку на то, что я необъективна.
А вообще я никогда не была большим поклонником "Сильфид", не мой это балет, но здесь посмотрела его с удовольствием - и не только из-за Эрика. Макарова и д'Антуоно, да и весь кордебалет - все мне понравились. И забавно, но отсутствие музыки придало этим "Сильфидам" своеобразную прелесть. А еще на поклонах был очаровательный момент, когда Наталия Макарова преподнесла Эрику цветок из своего букета, а он склонился, долго целуя ей руку. Это было просто очень красиво - и достойно завершило балет и запись.


@темы: Erik Bruhn

21:52 

Хочешь песенку в награду?
Вредный Джек Андерсон в своей огромной статье о летнем сезоне АБТ в Метрополитен-опера, опубликованной в октябрьском Dance Magazine за 1976 год, выделил Эрику Бруну ровно полторы строчки в узенькой колонке, отметив, что Петрушка в исполнении Эрика был почти человеком (а в исполнении Барышникова - тряпичной куклой). И все, и больше ни слова не сказал, а я-то надеялась на подробный отзыв. Но вместо отзыва выдали мне большую фотографию: очень интеллигентный Петрушка с ученой степенью и двумя высшими образованиями и Фокусник (Деннис Нахат) - судя по повадкам, занимающий не последнюю должность в одной такой прачечной. Конфликт обеспечен.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

00:41 

Хочешь песенку в награду?
Эрик, Алисия Алонсо и (на второй фотографии) Хорхе Эскивель, 1977 год. Вот так и выясняется, что кардиган с оленями служил Эрику верой и правдой многие годы: Эрик его носил как минимум до 1984 года.



@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn

00:45 

Хочешь песенку в награду?
Эрик и Карла в АБТшной "Жизели" (постановка Дэвида Блейра), конец 1960х. Первая фотография - мой скан, второй и третий снимки с автографами Карлы Фраччи некогда продавались на ebay. Карла и Эрик, как всегда, изумительны.




@темы: Erik Bruhn, Carla Fracci, "Giselle", Erik Bruhn - photos

02:36 

Хочешь песенку в награду?
Минутка поглаживания себя по голове: перечитала собственные древние "Дни Александровы", постканон "Легенды о героях Галактики", и подумала: вот ведь умела гнать мрачняк, ай да я. Сама даже малость расчувствовалась. А еще порадовалась, как в совершенно дженовом фике и совершенно невинно додала себе самой два любимых пейринга: фемный Хильда/Аннероза и слэшный Оберштайн/Райнхард. Невзирая на присутствие в кадре несовершеннолетнего принца Александра. Впрочем, принц там такой был, что ему все эти взаимоотношения были абсолютно безразличны.
Эх, лихое было время, творческое и продуктивное. Хотя вот именно "Дни Александровы" были написаны уже на излете моего увлечения ЛоГГ. Но я попутно нашла старую свою запись - ну да, шестилетней давности, конец 2011 года, - так там я подводила итоги года и писала, что за год только по ЛоГГ написала 25 текстов. Да плюс еще пару текстов по "Титании" и целое большое оригинальное "Донское кладбище". Господи, где моя юность, где моя свежесть, сейчас я если за год напишу больше одного текста, то это уже хорошо. Вот, кстати, в этом году как раз и получилось больше одного текста. Два. С половиной. Хорошо.

@темы: фики, LOGH

00:34 

Хочешь песенку в награду?
UPD. Ладно, чего это я, в самом деле, задаю такие вопросы, это для меня только все очевидно без подсказок. Варна, 1965 год, когда Эрик и Алисия Алонсо были судьями очередного Международного конкурса артистов балета.

Ну, кто угадает, где и когда сфотографированы Эрик и Алисия Алонсо?


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

13:20 

Хочешь песенку в награду?
Из сообщения Кристофера Аллана, агента Эрика Бруна, по поводу отставки Эрика (перепечатано из февральского Dance Magazine за 1972 год): "As you know, Erik has three or four times after severe illness (peptic ulcer) brought himself back into peak form. His last three performances in Washington even astounded the whole company of American Ballet Theatre and made the return of his illness all the more perplexing. It is probably due to the fact that he demands so much of himself and will never settle for any performance in which he has not tried to better all previous ones. Since he cannot compromise this incredible standard I am sure that's why he realizes that physically he must resign himself to retiring as a dancer".

Нет, я не могу, я продолжаю угорать над этой "историей болезни" Эрика. Ну вот всем было ясно, что у него язва, так какого же дьявола он постфактум рассказывал, что никто ничего понять не мог, врачи-вредители ничего не видели, рентген-вредитель ничего не показывал, и вообще все думали, что это исключительно от нервов (да он сам так думал, судя по его заявлениям в тот период, когда он еще был болен).
Самое печальное во всей этой истории - ведь по всему выходит, что, скорее всего, Эрик мог бы избежать прободения язвы и последующих двух операций (экстренной и корректирующей), если бы с самого начала нормально лечил свою пептическую язву - не валиумом и не водкой с лимонной водой. Но по каким-то своим соображениям он этого не делал. Ох, ну таинственная личность этот Эрик, что тут еще скажешь.

@темы: Erik Bruhn

00:30 

Хочешь песенку в награду?
Немного мимими на сон грядущий: Эрик и Алисия Алонсо репетируют дома у мамы у папы у Теда Шоуна в Джейкобс-Пиллоу, 1955 год. Вернее, в данный конкретный момент, как можно видеть, они не репетируют, у них перекур.


@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn

16:10 

Хочешь песенку в награду?
C утра сходил в театр - и весь день свободен. После годового перерыва выбралась на "Пламя Парижа", неожиданно получила большое удовольствие - несмотря на отвратительный зал. Я мизантроп, а зрители БТ часто усиливают мою мизантропию. Рядом со мной сидела яжемать с девчонкой лет четырех - и как ее даже на утренник пропустили, интересно? Еще бы с грудными приходили, чтоб и грудные тоже приобщались, блин, к искусству. Ребенку было, разумеется, скучно, весь второй акт он откровенно изнывал и громко вздыхал, теребил мамашу и задавал ей вопросы, на которые мамаша обстоятельно отвечала. Клака тоже явилась на утренник и орала свое "браво" хорошо поставленными голосами. Ну и просто зрители доводили меня, радостно хлопая в такт, пока Жанна откручивала фуэте. Меня вообще бесит, когда принимаются аплодировать во время танца после какого-нибудь - пусть даже прекрасно проделанного - па, но когда еще принимаются подхлопывать в такт, тут вообще хочется этим аплодирующим руки вырвать.
Все, пятиминутка мизантропии закончена, дальше буду хвалить. Получился очень хороший спектакль - не без слабых мест, но в целом оставляющий приятное послевкусие. Впервые мне очень понравилась Анастасия Горячева. Я как-то уже смирилась с тем, что это не моя балерина, в прошлом году ее Аделина мне совершенно не зашла, показалась бледной и скучной, но сегодня придраться было не к чему: Аделина была хрупкой, но с характером, и не столько обиделась на маркиза, когда он закатил ей пощечину, сколько разозлилась. Танцевала прелестно, играла прелестно, и как просиял для меня сегодня дуэт Аделины с Жеромом во втором акте, несколько минут затишья перед грядущей битвой - и предчувствие крови и гибели, когда Жером уносит Аделину вглубь сцены, к залитому красным заднику. Но разумеется, маркизу де Борегару в исполнении Артура Мкртчяна эта Аделина годилась не в дочери, а в сестры, может быть, даже в старшие сестры. Как я и опасалась, Мкртчян был слишком заметно молод для того, чтобы притворяться отцом вполне взрослой дочери. Он был совсем недурен, но на мой вкус - несколько пережал с брутальностью, немудрено, что от его авансов не только Жанна отбивалась, но даже актриска Мирей де Пуатье - и та явно только и думала, как бы дать деру. И вот не хватает Мкртчяну-маркизу той элегантности, той очаровательной, слегка извращенной утонченности, какая была у Гуданова. У Гуданова маркиз был безупречным аристократом - жестким, с определенными признаками вырождения, с заметной пресыщенностью и тягой к жестоким удовольствиям, изящным, гордым, грациозным; и когда в первом акте он смотрел спектакль, и когда во втором акте он шел на казнь - он не терял этой породистости и грации. У Мкртчяна маркиз несколько простоват и одномерен. Но я думаю, если он продолжит танцевать эту партию, то обойдется и станет мил и интересен.
Денис Савин - Жером - был абсолютно прекрасен. Когда он танцевал, я смотрела только на него: он изумительно пластичен, изящен, музыкален, у него получился хрупкий, прелестный, трогательнейший Жером, растрепанный мальчик, очень нежный - подстать нежной Аделине, забавно контрастирующий с земной, бойкой Жанной. Не всегда и не у всех этот контраст заметен, но сегодня он был очевиден, и мне это понравилось. А какие у Савина стопы, какие у Савина руки! И как потрясающе он провел последние сцены: как пытался удержать Аделину, обезумевшую от горя, бросающуюся вслед за маркизом, которого уводят на казнь (а как она вставала на колени и припадала к ногам маркиза, а тот не шевелился, чтоб не выдать ее, не показать, что знает ее, уберечь ее хоть так); как рвался вслед за ней, когда ее тащили на эшафот; как лежал после ее казни, съежившись, тоже обезумев от горя; как метался в толпе, пытаясь поймать ее призрак, а она ускользала от него, и вокруг были пляшущие, торжествующие, упивающиеся кровью и победой люди, и вот уже и Жанна, и Филипп становились чужими для него, оставляли его одного; и как он сжимал голову Аделины, а толпа наступала на него, затапливала и почти затаптывала его, не замечая его отчаяния. Это вообще очень сильная сцена, это страшный финал, но Савин сделал его особенно острым и мучительным. В общем, еще раз поняла, что он мне страшно нравится (а что касается его негодного Ганса в трансляции "Жизели" - ну, у всех бывают неудачи, в конце концов). Очень хочу, чтоб его поставили Жеромом в весеннюю трансляцию "Пламени".
Екатерина Шипулина оказалась отличной Жанной - крепкой, лихой, земной и очень зажигательной. (Пожалуй, она бы отбилась от маркиза даже без помощи брата. Поэтому в голове сразу составился сценарий для фанфика-перевертыша: как развратный маркиз пристает к нежному Жерому, а боевая Жанна защищает честь брата при помощи, допустим, лопаты и такой-то матери.) У нее оказалась хорошая химия с Филиппом-Волчковым, сразу верилось, что да, у этих людей любовь и революция, и вообще все прекрасно. В карманьоле с копьем она была по-настоящему страшной, очень угрожающей, и верилось, что вот такая Жанна действительно может увлечь за собой людей на штурм дворцов. И очень она мне понравилась в хрестоматийном па-де-де, танцевала легко, четко и замечательно красиво, с правильным настроением.
Что касается Филиппа - ну, Филипп - это все же, имхо, неблагодарная роль, его сложно оживить и сделать несхематичным. Обычно это такой бравый революционер, грудь колесом, сабля в руках, триколор на поясе. Александр Волчков не сделал Филиппа каким-то потрясающе ярким и интересным, но сработал хорошо. В па-де-де, правда, он танцевал как-то смазанно, что ли, но я, честно признаюсь, в принципе не люблю там мужские вариации, они, на мой вкус, слишком бравурные и техничные, больше цирк, чем балет. И тень Ивана Васильева витала сегодня над ними, Волчков как будто немного работал "под Васильева", а мне это не по вкусу, я и от оригинального Васильева совсем не в восторге. Но в остальном спектакле - минус па-де-де - Волчков был вполне приятен, танцевал зажигательно, но не пережимал с трюками и самолюбованием. И очень он мне понравился в финале: после казни Аделины он, тоже потрясенный, стоял у кулис, отвернувшись, закрывая лицо, а потом вместе с Жанной склонялся над Жеромом и гладил его по голове, пытаясь утешить. Это было здорово.
Посмотрела я впервые на новую восходящую звезду БТ - Якопо Тисси. Актер Мистраль - это тоже неблагодарная роль, но в первом акте из нее можно что-то выжать. Тисси мне, пожалуй, понравился, он обаятельный и музыкальный, но еще ощутимо "сыроват". И, к сожалению, слишком увлекается, выпрашивая аплодисменты, это дурной тон. Мария Семеняченко - Мирей де Пуатье - была недурна, но не слишком выразительна, как в образе Армиды, так и в образе собственно Мирей. И я опять поняла, что балетик "Ринальдо и Армида" в первом акте мне совсем не кажется затянутым, но шествие Свободы и все вокруг него во втором акте - очень затянутый и даже слегка тягомотный кусок. Понятно, что хотел показать Ратманский: Мирей и компания при любой власти устроятся, не пропадут, - но все-таки хочется немножко эту часть сократить.
Георгий Гусев в роли Людовика XVI никакой не Людовик - ни обличьем, ни поведением, - а немножечко Петр III. Хрупкий такой, невысокий и очень обиженный, малость придурковатый мальчик. При этом сам по себе Гусев хорош и мне нравится (ах, каким он был юношей в фиолетовом в "Русских сезонах"!). Но все-таки немного странно, что его ставят на эту роль.
Кордебалет, как всегда, сиял - но народ был ожидаемо выразительнее дворян. Вообще говоря, иногда и дворяне в первом акте оказываются очень интересны, но сегодня был не тот случай, меня порадовал лишь один аристо, выразительно зажимавший нос, когда в конце "Ринальдо и Армиды" рядом с ним оказалась жаровня с колдовскими курениями. Это было забавно и уместно. Но народ был еще выразительнее - так что я опять почти пропустила Марсельский танец, потому что разглядывать толпу было даже интереснее, чем смотреть на танцующих. А вот Овернский танец я не пропустила - и его станцевали с блеском.
А еще надо непременно отметить Маркитантку - Анастасию Винокур и Жильбера, капитана марсельцев - Виталия Биктимирова. Они замечательно отжигали вместе и по отдельности, и тоже добавили ярких красок в сегодняшнее "Пламя".
Но Савин был сегодня лучше всех. Абсолютно очаровательный, я очень рада, что увидела его в партии Жерома.
ЗЫ. Самое забавное: я нафиг забыла, что уже видела Савина Жеромом - но не в живом спектакле, а в видеозаписи 2010 года, с Осиповой и Васильевым. Ну вот совершенно не помню, каким он там был. А пересматривать видео неохота.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:23 

Хочешь песенку в награду?
Отчасти повторяю собственную запись из фейсбука, но не могу удержаться и не поделиться этим еще и в уютной днявочке. Шлялась по вот этому богатому сайту со сканами программок Королевского датского театра (балет, опера и драма), уже изученному вдоль и поперек, и с упорством, достойным лучшего применения, искала программку к Das Lied von der Erde Константина, прекрасно зная, что ничего не найду. Не нашла, разумеется, но среди фотографий к постановке "Дамы с камелиями" 1988 года наткнулась вот на этот снимок:



Обрадовалась. Задумалась. Гомосексуальная линия в "Даме с камелиями" - это что-то лично для меня новое. Вернее, ну не совсем, вот в любимом моем ноймайеровском балете я отчетливо вижу женский гомосексуальный пейринг Маргарита/Манон, но мужские персонажи там вполне себе гетеросексуальны, и я уж молчу об оригинальной ДсК Дюма-сына, там ни слэша, ни фемслэша, один гет. Причем я даже не поняла, кого из мужчин в оригинальной "Даме" можно так хорошо пейрить, как в этой постановке на этой фотографии: ну не Армана же с Гастоном Рье!
Полезла в сеть разбираться. Оказалось, что да, Гастон Рье тут ни при чем. А вот Арман - очень даже при чем. Вернее, при ком. При таинственном персонаже с именем и титулом: некоем князе Беле Миркасяне. На фотографии князь - слева, его играет Кристиан Мосбек, Арман, соответственно, справа, его играет Флемминг Эневолд. Ну ладно, думаю, ну допустим, но князя этого точно в оригинальной "Даме" не было, откуда он взялся? А взялся он, как выясняется, из адаптации ДсК под названием Camille работы драматурга Пэм Джемс. Джемс создала эту адаптацию в 1984 году, значительно переработав оригинал: среди всего прочего и среди всех прочих там и появился князь Бела Миркасян, крутящий вполне откровенный роман с Арманом Дювалем. Причем отец Армана, в адаптации Джонс превратившийся из Жоржа Дюваля в маркиза де Сен-Бриё, в курсе этого романа и нисколько не возражает - все-таки сын спит с богатым князем, а не с какой-то там камелийной дамой. И занятно, что при таком раскладе дамой-с-камелиями отчасти получается сам Арман.
Почитала еще немного о Camille - узнала, что там и лесбийская линия есть: намек на связь между Маргаритой и ее товаркой, проституткой Софи. Это мне нравится.
И что еще занятно - режиссером этой постановки был Жан Войт, оформлявший Das Lied von der Erde Константина.
Вот еще одна фотография из той "Дамы с камелиями", маленькая, правда, но славная:


@темы: Royal Danish Theatre, "Дама с камелиями", "Camille"

15:39 

Хочешь песенку в награду?
Справа налево: Эрик, Рудольф и Ролан Пети. И розочки, причем не от бутылок. Это очень приятно.


@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn, Rudolf Nureyev

13:22 

Хочешь песенку в награду?
Итак, на "Нурееве" я не была, но outsatiable подарил мне буклет к "Нурееву", и я с интересом его читаю. Уже похохотала над пролезшим и в буклет "датчанином огромного роста", вернее, над следующей характеристикой Эрика в разделе "В кругу Нуреева": "Воспитанник школы Датского королевского балета, при высоком росте он обладал безупречной классической выучкой, благородством манеры, академизмом стиля". "При высоком росте"! Все-таки у меня такое чувство, будто Эрика упорно путают с Кеннетом Гривом, который как раз и был датчанином огромного роста. А где там находят высокий рост у Эрика, который был даже пониже Рудольфа - тоже не бог весть какого гренадера - вот это для меня загадка.
Ну да ладно, что уж теперь. Давайте я лучше перепишу отрывок из либретто Серебренникова. В самом спектакле эта сцена несколько изменена. Может быть, и к лучшему, что ее изменили, а впрочем, не знаю.

6. Эрик

АУКЦИОНИСТ: Лот 78 - серия черно-белых фотографий (15 штук) из домашнего архива мистера Нуреева. Автор неизвестен. Негативы утеряны. Формат - разный. Качество печати - любительское. Атрибутирование нескольких фотографий дало основание датировать их весной 1962 года, когда господа Нуреев и Брун переехали в Лондон. Три фотографии относятся к лету 1963 года - совместному путешествию в Грецию - и сняты предположительно на острове Родос. На обратной стороне снимков рукой Нуреева есть надписи: "Эрик и я", "Мы плывем на остров", "Я и Эрик на пляже в Греции". Несколько снимков показывают Рудольфа Нуреева и Эрика Бруна в частной жизни в Стокгольме. Снимок с пометкой рукой Нуреева на обороте - "24 ноября 1965 года" - еще одно совместное фото мистера Бруна и мистера Нуреева. Надписи сделаны по-русски синей шариковой ручкой.

Дуэт.
Репетиционный зал. Зеркало во всю стену. Двое мужчин. Концертмейстер за роялем.
Две спортивные сумки с репетиционной одеждой.
У Руди - свитера, кофты, много балеток.
Эрик все время курит.
Дым. Это раздражает Руди.
Идет репетиция. Ее ведет Эрик.
Они тщательно работают над классическими па.

Эрик учит Руди. Показывает.
Руди внимательно смотрит. Потом повторяет.
У него не всегда получается.
Внезапно урок перерастает в любовный танец.
Страстный и откровенный.
Концертмейстер не выдерживает страсти двух мужчин, их поцелуев и ретируется.

Тишина. Дыхание. Музыка. Другая музыка.
Эрик не бросает сигарету. Они оба окутаны дымом.
Ссора.
Почти драка.
Руди швыряет пепельницу Эрика в зеркало. Оно разбивается.
Эрик холодно собирает свою сумку и, не выпуская сигареты изо рта, в кольцах табачного дыма уходит.
Руди остается один.


АУКЦИОНИСТ: Лот 875 - записка мистера Нуреева, адресованная мистеру Бруну. Написана на бланке больницы в городе Торонто, где Рудольф Нуреев навещал Эрика Бруна перед смертью последнего, последовавшей в 1986 году от рака легких. Записка не была отправлена и все годы хранилась в конверте с надписью "Эрик" в личном архиве Рудольфа Нуреева. Содержание записки носит интимный и конфиденциальный характер.

Романтичный фанфик в три абзаца - вот что это такое. Нет, пожалуй, даже к лучшему, что в спектакле все-таки обошлись без драк и швыряния пепельниц в зеркала. Панически ретирующийся концертмейстер, не выдерживающий "страсти двух мужчин", искренне меня посмешил. Причем этот уход концертмейстера, если верить видеозаписи, сохранили в спектакле - но там у него нет повода для возмущения: за отсутствием не только поцелуев, но даже особой страсти в дуэте Эрика и Рудольфа.
Чистое имхо: называть Нуреева в либретто "Руди" - по-моему, дурной тон.

@темы: Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

13:08 

Хочешь песенку в награду?
Вот какая прелесть продавалась некогда на ebay - и продалась, вот что обидно. Смотрим, конечно, на снимок слева, снимком справа нас не удивишь, его даже добрый Грюн у себя опубликовал (спасибо доброму Грюну). У Эрика на фоне фортепьяно выражение лица, как на известной его детской фотографии: "я кротко переношу страдания, меня мучают - значит, так надо". Вот после таких фотографий и появляется миф об Эрике - бедной укешечке, жертве абьюза. Хо-хо.



Еще на ebay продавали некогда вот эту фотографию, она тоже известная, но хотелось бы мне раздобыть ее в большом размере и в хорошем качестве.


@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn, Rudolf Nureyev

23:11 

Хочешь песенку в награду?
If I have left the audience with some idea of the performance, I seldom have the strength or the intention to give them any more of that performance at the stage door. There is nothing left; the job is finished. Yet often the audience expects you to continue the image you have given them. They don't understand that there is no longer any relation between me and them except an empty shell. After one performance someone said that she wanted to replace Miss Julie because she felt so involved. Well, that is like it should be - a love affair. Jean is a character that is quite appealing to a lot of women. He is brutal and seductive and what have you. This of course is what the role demands and it does not feel alien to me while I am playing him. Off-stage I am not necessarily that or only that.
Or if I have made the audience feel light-headed - like when I dance Flower Festival - because I have to create such an idea of doing it for sheer joy that I must burst with some kind of life. Well, after the energy it takes to project that, there is no life left in me right away. Anyone who hangs around my dressing room then is likely to get a door right bang in his nose. He'd better wait till I get some life back, even just my breathing. They think this is so natural it must be unlimited. It is quite natural - while it lasts. It's my job to sustain that feeling or atmosphere or idea as long as the curtain is up. Yet here they are waiting to see this idea which did not exist except there at that moment.

Это отрывок из книги Эрика Beyond Technique. Ну, а фотография - из фотобука Ballet and Modern Dance (1974 год), моего последнего копенгагенского приобретения: Эрик и Карла в "Фестивале цветов в Дженцано". Два года назад я вывешивала у себя отрывок из статьи Дорис Херинг в февральском Dance Magazine за 1969 год, где, среди всего прочего, Херинг писала и о "Фестивале цветов" в исполнении Карлы и Эрика (а еще о "Коппелии" с ними же). Приятно теперь перечитать - под эту фотографию.


@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn, Carla Fracci

12:36 

Хочешь песенку в награду?
Захотелось все-таки написать пару слов о "Портрете Сореллы", танцевальном спектакле о Сорелле Энглунд. Я его видела на малой сцене Королевского театра 25 ноября, и то ли я была не в настроении, то ли сам спектакль все-таки был не настолько хорош, как я рассчитывала. Кроме того, там было очень много проговариваемого текста - естественно, по-датски, а я датский на слух воспринимаю известно как: кое-что и кое-где, да и то при постоянной концентрации. В зале было очень душно, у меня страшно болела голова, так что я очень скоро сдалась и от текста практически отключилась. А танцевальные сегменты показались скучноватыми - да и было их, прямо скажем, маловато. Видеофрагменты с самой танцующей Энглунд производили магическое впечатление - но их тоже было слишком мало. И мне, разумеется, было очень жаль, что ни словом, ни кадром, ни намеком не упомянули в спектакле Das Lied von der Erde Патсаласа - не то чтобы я всерьез на это рассчитывала, но все-таки надеялась, что хоть на минуту, но вспомнят о роли, которую он создал специально для Энглунд. Но нет. Впрочем, по моим ощущениям, в спектакле вообще творческой реализации Энглунд уделялось намного меньше внимания, чем ее личным проблемам, детству, семье, анорексии, сердечному приступу, прервавшему ее карьеру классической танцовщицы.
Но все-таки был в "Портрете Сореллы" момент, когда я расплакалась, - когда Сюзанна Гриндер изображала Энглунд, играющую Мэдж. Энглунд была божественна в этой роли - и Гриндер тоже оказалась божественно хороша (может быть, даже лучше себя-Сильфиды - я видела ее Сильфиду в позапрошлом сезоне, и это было прекрасно, но промельк Мэдж в ее исполнении был еще прекраснее). Все ее движения, нервные жесты, то, как она запахивала драную зеленую шаль, как играла палкой-тростью Мэдж - тут были и Сорелла, и Мэдж, и актриса, и балерина, и ведьма, потустороннее и прекрасное существо. Это было невероятно сильное впечатление. Хотела бы я увидеть Гриндер в роли Мэдж когда-нибудь. Ради этих мгновений, конечно, стоило видеть весь спектакль, он того стоил. Что и говорить, Гриндер в принципе великолепна - и так жаль, что в последние два сезона она очень редко появляется в постановках КДБ на основной сцене.
Подробнее о "Портрете Сореллы" можно почитать у Евы Киструп - главного поставщика новостей о КДБ. А я еще нашла фотографию из спектакля, где есть Сюзанна Гриндер в образе Энглунд в образе Мэдж. Слева Бо Мадвиг и Эстер Ли Уилкинсон переигрывают сцену "ошарфовывания" сильфиды, а справа, спиной к зрителям, стоит она - Сюзанна-Сорелла-Мэдж. И даже здесь она невероятно прекрасна.


@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet

01:58 

Хочешь песенку в награду?
Немного "Жизели". Эрик, Карла, АБТ, 1971 год.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos, Carla Fracci, "Giselle"

17:07 

Хочешь песенку в награду?
Господин Мэдж на примерке у портного. Вот сошьют ему новый сюртук, и пойдет он щеголять и юного Джеймса с ума сводить. Хотя мог бы свести Джеймса с ума и без нового сюртука, но в сюртуке как-то приятнее.


@темы: Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet, "La Sylphide"

12:51 

Хочешь песенку в награду?
Характерное обсуждение на балетофоруме (пунктуация и орфография - как в оригинале):

Юзер А: Пойду [в Стасик] 6-го ради малышки Шевцовой.
Юзер B: Мне кажется такая фамильярность не должна присутствовать на форуме!
Юзер С: ...замечания такого рода могут делать здесь только модераторы. Я не припомню ни одного вашего сообщения, а юзер А - заметный участник дискуссий. Ничего криминального в ее ласковом определении Шевцовой как малышки, превращающего текст из казенного и холодного в живой и теплый, не вижу. И Шевцова - действительно маленькая.

Когда-то я уже писала о том, как меня раздражает вот эта манера наших балетоманов называть танцовщиков - причем в первую очередь женщин - уменьшительно-ласкательными именами: Светочка, Настенька, Ксюшенька, Наташенька, Ваня, Сереженька и проч., как будто они с ними на брудершафт пили. Теперь вот еще определение "малышка", оказывается, превращает казенный текст в живой и теплый. Бля. А чего стесняться, давайте еще будем называть балетных, в первую очередь женщин "цыпочками", "детками", "кисками", "зайками", это же для большей живости и теплоты, это же любя.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

17:10 

Хочешь песенку в награду?
Памятная доска на доме - последнем адресе Эрика: 135 George Street South. Как сам Эрик объяснял в интервью в Toronto Star (номер от 15 апреля 1984 года): "I can fall out of bed and be at the offices in a few minutes". Купил он эту квартиру в 1983 году, после того, как стал худруком НБК. Памятная доска была открыта в 2014 году.


@темы: Erik Bruhn

Черновики и черт

главная