• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:40 

Хочешь песенку в награду?
КДБ, что ты со мной делаешь? Я не собиралась ехать на "Опасные связи", последний балетный спектакль сезона, я думала, мне вполне хватит открытой репетиции. А сегодня ночью увидела вот этот крохотный репетиционный отрывок - и потом уснуть не могла. Потому что это же Сорелла Энглунд! Это женщина, в которую я влюблена, и увидеть ее на сцене в балете - это... это что-то такое, на что никаких денег не жалко. Интересно, кого она тут играет, неужели маркизу де Мертей? Интересное решение, а главное - ммм, за такую маркизу я бы отдала, не задумываясь, и Сесиль, и президентшу, и Вальмона с Дансени, и вообще всех. Но не факт, конечно, не факт, что это маркиза, может быть, это госпожа де Воланж или госпожа де Розмонд. Но ужас не в этом, ужас в том, что я теперь безумно хочу это увидеть - и не знаю, как это устроить, потому что финансовые возможности мои небезграничны. Ладно. Дождусь сначала составов. А там посмотрим, стоит ли все-таки влезать в долги и предаваться разврату, или все-таки можно укротить аппетиты. Но Сорелла Энглунд - господи, как она прекрасна.



@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:24 

Хочешь песенку в награду?
Извините, это опять я. Еще одна билетная история благополучно завершилась - с дружным хохотом всех участвующих, присутствующих и сочувствующих. Мне ответили из Republique. Сотрудница, посыпая главу пеплом, призналась, что по ошибке аннулировала оба моих билета - хотя нужно было аннулировать только один. Ну, что тут сделаешь? Я вздохнула, написала, что все ок, главное, что разобрались, потом пошла на сайт и купила тот же самый аннулированный мой билет - первый ряд, одиннадцатое место (он снова появился в продаже, вчера его там еще не было). Уф. Надеюсь, хоть с ним ничего не случится! И как обычно - all's well that ends well.
Попутно увидела на сайте еще несколько фотографий из Svaneblod и и немножко одурела от восторга. Мне чисто внешне очень нравится актер в роли Эрика - пусть там нет стопроцентного сходства, но есть что-то очень "эриковское" в осанке, в легкости, в фигуре. В общем, верю. Но посмотрим, каков он будет непосредственно в спектакле. И оформление тоже потрясающее, на мой взгляд. На этой фотографии можно не только разглядеть (это превью, увеличивается по клику), но и прочитать последнее письмо Эрика к Рудольфу. Ну, вернее, попытаться прочитать, потому что, конечно, почерк у Эрика не каллиграфический, чё уж там. Но это не так важно, а важно то, что вот оно, это письмо, эти письма, вот он, почерк Эрика, все это такое настоящее и такое близкое. Не могу, что-то меня накрыло, как в первый раз, и так хорошо. Какие же они все молодцы, что сделали такой спектакль про Эрика.


@темы: Erik Bruhn

13:31 

Хочешь песенку в награду?
Следующий сезон КДБ можно считать открытым: я сегодня с утра пораньше купила аж семь билетов - и не намерена на этом останавливаться. Сегодня стартовали продажи фиксированных и свободных абонементов: набираешь минимум шесть спектаклей, получаешь десятипроцентную скидку. Ну и главное - можно не ждать начала обыкновенных продаж в августе. Это очень выгодно, если учесть, что народ нынче пошел ушлый и дошлый, расхватывает билеты, как конфеты, только успевай покупать. На фестивальные спектакли в следующем июне нормальных билетов уже почти что и не было: я еле-еле смогла подобрать более-менее приличные места на "Неаполь", "Бурнонвилиану" и гала-спектакль. Да и то их приличность относительна, если передо мной воздвигнется очередная ГОЛОВА, мне будет плохо. Но посмотрим. Еще я взяла билеты на ноябрь - Dans2Go и "Портрет Сореллы", на "Раймонду" между ними пока брать билет не стала, мне еще надо отбивать купленную ранее театральную скидочную карту. И на май тоже взяла билеты - на Rystet Spejl, современный балет, на который были интересные отзывы в прошлом сезоне, ну и на "Жизель", куда же без "Жизели"? Осталось теперь только дождаться прояснения ситуации с февралем - не хочу пока брать билеты на февральские спектакли, чтобы не оказаться в пролете с "Билли Баддом". Ну и не решила пока, брать ли билет на вечер современной хореографии в рамках того же июньского фестиваля. Все равно ясно, что придется делать две "ходки": сначала 1 и 2 июня, потом домой, а потом либо одним днем - 9 июня, либо 8 и 9 июня. Ну, посмотрим. Мне надо сейчас получить хоть какие-то деньги за работу - и тогда уж начинать брать авиабилеты. Недешевые все это удовольствия, конечно. Ну, вернее, были бы дешевле, если б я, допустим, летала с пересадками, а жила в хостелах. Но я уже стара, я "люблю терпеть комфорт", лучше я потрачу побольше, но поймаю свой кайф.
Ну и вот одна из причин моей любви к КДБ - так сказать, причина в причине, любовь в любви. Лапочка моя.



@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Sebastian Haynes

01:44 

Хочешь песенку в награду?
Жизнь какая-то дурацкая: работаю много, денег ниоткуда нет, датчане из Republique не отвечают, пятнадцать новых dancemagazines еле-еле ковыляют через Атлантический океан, надеть нечего, выпить не с кем. Единственное развлечение в такой жизни: резать гифки с Эриком и любоваться. К ночи больше ни на что мозгов не хватает.


@темы: Erik Bruhn

12:29 

Хочешь песенку в награду?
Ну что, написано на лице у Эрика, накатала кляузу "республиканцам", нажаловалась, потребовала разъяснений? Ну-ну. Ничего, тебе полезно встряхнуться, так жить веселее. И ведь я знаю, что все равно ты на спектакль про меня приедешь хоть тушкой, хоть чучелом, куда ты денешься.
И ведь этот Эрик, сволочь такая, прав: приеду, куда я денусь.


@темы: Erik Bruhn

02:19 

Хочешь песенку в награду?
Только что получила смс от интернет-банка: мне на карту вернули 390 крон - за два билета на Svaneblod. За два билета, а не за один, то есть, не только за билет на отмененный спектакль 20 мая, но и за билет на спектакль 19 мая. Господи, за что мне все это, Эрик, признавайся, это твои шуточки, ты все это специально устроил. Смешнее всего, что когда я еще в марте списывалась с сотрудницей театра Republique по поводу отмены спектакля 20 мая, я ей так и написала: пожалуйста, верните мне деньги за билет на спектакль 20 мая. А она мне в ответ написала: да, мол, как жаль, что этот спектакль отменили, но как хорошо, что мы вас увидим на спектакле 19 мая. Вроде бы все прозрачнее некуда, но нет, где-то произошел сбой. И теперь надо опять связываться с Republique и все это дело выяснять, а мне только этого не хватает сейчас для полного счастья. И вроде бы ситуация не катастрофическая, даже если по какой-то причине мой билет на 19 мая аннулировали - ничего страшного, мест на этот спектакль полно, я куплю другой билет. Но неприятно все это и нервомотательно.
А в моем личном кабинете на сайте Republique по-прежнему высвечиваются оба билета как оплаченный заказ, и можно их скачать. Ничего я не понимаю. Понимаю только, что черт же меня дернул связаться с этим театром и с этим спектаклем.

@темы: Erik Bruhn, антисоветский роман

13:11 

Хочешь песенку в награду?
Традиционные фотографии с кладбища Мариебьерг в Гентофте, где похоронен Эрик Брун: на этот раз - весенний вариант, и не с тюльпанами, а с лилиями. На моем любимом цветочном рыночке на площади Культорвет продавались прекрасные красные лилии, и я не устояла. Я через эту площадь прохожу от гостиницы до станции Норрепорт, сажусь там на электричку, ну и минут за 10 или около того доезжаю до Гентофте. А оттуда всегда иду пешком до кладбища - там километра два или три, в общем, недалеко. Рассказываю все это и понимаю, что опять ужасно хочется в Гентофте - к Эрику.
Забавное: в последнем своем эрико-константиновом тексте, в самом начале, описывая могилу E, где похоронен Эрик, я ее обозвала "полукругом травы", хотя на самом деле это вполне себе полный круг или даже, пожалуй, овал. Но "полукруг" звучало лучше, и я пожертвовала правдой ради ритма.



@темы: Erik Bruhn

20:04 

Хочешь песенку в награду?
Просто очень хорошая фотография очень хорошего Себастьяна Хейнса. Изумительно, как я за год с небольшим превратилась в сумасшедшую дуру-поклонницу. В свое оправдание могу сказать только одно: он в самом деле изумительно талантливый мальчик. Я это уже сто раз говорила, но что ж не повторить в сто первый, если это правда.



@темы: Sebastian Haynes

14:13 

Хочешь песенку в награду?
Почти месяц спустя я решила все-таки написать о еще одном увиденном спектакле Королевского Датского балета - программе Giant Steps. Мне удалось зацепить последний прогон шестого апреля - и тем приятнее знать, что лучшие балеты из этой программы я смогу увидеть и в грядущем сезоне. Одного раза мне было мало. Хотя надо признать, что тройчатка Giant Steps была сделана по наилучшему принципу: от худшего к лучшему, от слабого к сильному. Первый балет понравился мне меньше всего - и судя по реакции зала, не только мне: его принимали вежливо, но не так горячо, как другие балеты. Это была Infra Уэйна Макгрегора - балет 2008 года, поставленный Макгрегором под влиянием террористических атак на Лондон в 2007 году. На темном заднике сцены высвечиваются движущиеся фигуры, в кульминационном моменте балета мимо немо рыдающей солистки (Джейми Крэндалл) движется равнодушный кордебалет, в общем, одиночество в замкнутом пространстве, подавленность, страх - вот, наверно, основные идеи этого балета. Танцуют в нем шесть пар, не считая кордебалета, и хоть все участники мне знакомы, всех я люблю, всеми интересуюсь - но даже они не расположили меня к этому балету. Возможно, Infra - это просто not my cup of tea. Я не могу сказать того же о Макгрегоре, его Woolf Works мне понравились, но Infra оставила меня равнодушной. На мой вкус - прошу заметить, я не говорю, что мой вкус безупречен, - в Infra было слишком много очень агрессивной гетеросексуальности в дуэтах. Вернее, даже так - много эротически окрашенной агрессии по отношению к женщинам в гетеросексуальных дуэтах. И эта агрессия была раздражительно однообразна и скучна, даром что сами дуэты, конечно, хореографически отличались друг от друга, да и настроенчески тоже, но в конце концов партнеры снова и снова принимались швырять и ломать своих партнерш и манипулировать ими, как куклами, и меня это в конце концов просто достало. Что еще? Когда на авансцене шесть пар танцуют одновременно, но танцуют каждая свое - очень тяжело смотреть, внимание размывается, пытаешься охватить взглядом всех, в итоге не запоминаешь ничего. Мне понравились - более-менее понравились - сольные вариации Андреаса Коса и Джейми Крэндалл, проблеск женского дуэта Крэндалл и... ой, я забыла, с кем именно, кажется, с Холли Доргер. А вот заключительный дуэт Иды Преториус и Грегори Дина стал антиклимаксом балета: вроде бы все уже было сказано, а они продолжали дотанцовывать-пережевывать одно и то же. Ну, нет, я понимаю, что могла не разглядеть достоинств Infra, что вообще эта вещь не на один просмотр, что это сложный для восприятия балет. Проблема в том, что больше одного раза смотреть мне его не хочется. Так что я совсем не расстраиваюсь из-за того, что в следующем сезоне его не будет.
Вторым номером программы шли Falling Angels Иржи Килиана - балет для восьми танцовщиц, постоянно присутствующих на сцене, на музыку Стива Райха. Я помнила рецензию Евы Киструп на всю программу: она хвалила Infra, а вот Falling Angels считала слабым звеном, - и мы с Киструп опять не сошлись: "Ангелы" показались мне офигительным, а главное - очень освежающим балетом после макгрегоровских выкрутасов. Ноль эротики, ноль агрессии, голый ритм Райха, головокружительно прекрасная, жесткая и насмешливая хореография Килиана. Киструп писала, что килиановский балет выглядит старомодным - вот совсем не согласна, это Infra показалась мне старомодной, с ее чрезмерной агрессивностью и гетероцентризмом. В Falling Angels не было ничего подобного, никаких заигрываний с эротикой - но много заигрываний с танцем и музыкой, легкое поддразнивание, вплетенное в хореографический текст: как будто Килиан дразнил и публику, и танцовщиков, и себя самого. И балет пролетает на одном дыхании: забываешь о времени, глотаешь его как завороженный. Никаких декораций, никаких излишеств, ничего отвлекающего от танца - только черные купальники, женские тела, изумительный свет, изумительная работа всего ансамбля. И при кажущейся акробатичности "Ангелы" были прекрасны именно как танец: неклассический, зверски выматывающий, элегантный, ироничный, очень "килиановский", очаровательный. В то время как Infra, на мой взгляд, гораздо сильнее попахивала акробатикой (все эти манипуляции с женскими телами, в которых было больше чего-то атлетически-циркового, чем балетного). И конечно, весь ансамбль в Falling Angels выкладывался по полной - и все были великолепны, но мне хотелось бы отметить восхитительную Киззи Матиакис, которая сияла и в балете, и на поклонах. Вот прекрасная фотография с нею в Falling Angels. Но я еще раз повторяю - там все были потрясающие: Джи Мин Хон, Лена-Мария Грубер (прелесть, обожаю ее), Киззи, Эми Уотсон, Бригитта Лоуренс, Хизер Данн, Эми Бейл, Каролин Бетанкур.
И зал принимал "Ангелов" намного горячее, чем балет Макгрегора. А в грядущем сезоне Falling Angels войдут в состав all-Kylian программы Silk & Knife 2 - вместе с 27’52”, Sarabande и "Симфонией псалмов". Очень интересно будет посмотреть и пока не знакомые мне килиановские балеты, и уже знакомую "Симфонию псалмов". Я ее видела в БТ - и тогда она на меня не произвела большого впечатления. Но я полагаю, это было не из-за хореографии, а из-за исполнителей. Надеюсь, датчане станцуют это лучше. Одно плохо - пока никак не выходит у меня попасть на эту программу больше одного раза.
А вот на программу Dans2Go в следующем сезоне я планирую попасть минимум два раза - и не в последнюю очередь из-за того, что там снова пройдет Vertical Road Акрама Хана, последний балет в Giant Steps. Это было ошеломительно прекрасно, я готова даже сказать: гениально. Или, по крайней мере, очень близко к гениальности. На фоне белого занавеса встречались одиночка (Себастьян Хейнс) и одиннадцатиглавое кочующее племя (Астрид Эльбо, Вильма Гиглио, Стефани Чен Гундорф, Джи Мин Хон, Альба Надаль, Джонатан Хмеленски, Тобиас Преториус, Лиам Редхед, Гильерме де Менезес, Маклеан Хоппер, Дамир Эмрик), в тишине рассматривали друг друга - вернее, одиночка Хейнс их рассматривал, заходил то с одной, то с другой стороны, а племя было неподвижно. А потом что-то неуловимо изменялось, как будто раскат грома проносился над ними, кочевники резко опускались на одно колено (вот он, этот момент) в клубах взметнувшейся белой пыли - и начинался танец, который я описать не смогу, его видеть надо. Хореография, музыка, свет, исполнители - все были невероятны, все были великолепны. Ансамбль становился то армией, то чудовищным насекомым, то безжалостным механизмом, а Хейнс-одиночка пытался то встроиться в этот ансамбль, то подчинить его, и переходил от отверженности к агрессии - абсолютно не сексуальной, даром что эта агрессия была направлена на женщин из племени чаще, чем на мужчин. Но в том, как он выдергивал их из ансамбля, в том, как он пытался сломить их, пришпилить к земле (придерживая за голову, сдавливая пальцами череп, зажимая рот рукой), - в этом не было именно сексуального насилия, нет, он просто выбирал тех, кто физически слабее, тех, кого он - как ему казалось - может себе подчинить. Но не тут-то было: они сопротивлялись, они вступали с ним в противостояние - и возвращались обратно, к своему племени. А он оставался один, извивался на земле - чувственно, хищно, злобно, не желая ни мужчин, ни женщин, желая только быть с ними, двигаться в их ритме, - и пытался то перенять их движения, то руководить их танцем, но ему не удавалось ни то, ни другое, его отталкивали снова и снова. И в финале все племя уходило за занавес, а Хейнс оставался один и подходил к этому занавесу, прикасался сквозь ткань к протянутым к нему рукам, теням, силуэтам ладоней (вот еще одна иллюстрация), и эти тени уходили все дальше, исчезали, растворялись за занавесом. И он дергал занавес изо всех сил, тот падал вниз, и за ним не было ничего - только тьма и пустота. В пересказе все это звучит невнятно, но в спектакле от этого перехватывало дыхание. И еще дыхание перехватывало от ансамбля - и, конечно, от Себастьяна Хейнса. Он не перестает меня удивлять, он невероятно талантливый мальчик, пластичный, прекрасный, с потрясающе сильным сценическим присутствием. И... ну что там говорить. Я, конечно, пристрастна, у меня к нему слабость. Но он вправду прекрасен - как и прекрасен весь балет Vertical Road: история без истории, внятная и невнятная, сюжетная и бессюжетная, наполненная страстью, упоением, жестокостью, отчаянием и танцем. Одно из лучших моих балетных впечатлений в этом сезоне, а может быть, и вообще - в жизни.
Ну и напоследок - фотография после Vertical Road: а ну, угадайте, с кем обнимается Хейнс? Я предполагаю, что с Гильермо де Менезесом, но на сто процентов не поручусь. Но очень уж хорошо обнимается.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Sebastian Haynes

12:11 

Хочешь песенку в награду?
Репетиция первой полнометражной "Жизели" в Хьюстонском балете, 1967 год. Кто найдет Эрика - тот молодец. Хотя не так уж этот Эрик здесь и прячется. Карла прелесть, как всегда, но когда она не прелесть?


@темы: "Giselle", Carla Fracci, Erik Bruhn

11:29 

Хочешь песенку в награду?
Хуй мне опять, а не "Сильфида", да что ж такое-то.
Очень хочется заплакать и убежать в туман, и не вылезать из тумана никогда. Вообще очень странно все, я пока никак не могу разобраться в репертуаре КДБ на грядущий сезон. С 1 по 9 июня следующего года обещают балетный фестиваль в Копенгагене, в рамках которого покажут "Неаполь" - всего один спектакль в сезоне! - а "Сильфиду" и тогда не покажут, если только не вставят отрывки в "Бурнонвилиану", но даже если вставят, все равно будет непонятно что, я-то рассчитывала на "Сильфиду" целиком. И вообще я пока не поняла, что будет на этом фестивале, как-то все невнятно изложено. Не угадала я ни с "Серенадой", ни с Bella Figura, но вообще будет вечер Килиана, что приятно. Еще будет "Раймонда" - новая постановка Хюббе, из старого будут "Жизель" и "Лебединое", опять программа Dans2Go - где обещают новый балет Хюббе, плюс Vertical Road Акрама Хана и "Па-де-де Чайковского" Баланчина. Лайам Скарлетт поставит "Пиковую даму" - но Скарлетт не тот хореограф, на чьи балеты я полечу сломя голову. Ну что еще? В ноябре-декабре будет то, что пока мне кажется самым интересным в сезоне, - балет, посвященный Сорелле Энглунд. Вот на него непременно полечу. А так пока не очень понимаю, как мне быть, надо будет сесть уже с карандашом в руках, сопоставить Гамбург, Копенгаген, да и Москву, и прикинуть, куда я хочу. Билеты еще ощутимо подорожали. И вообще все тлен. Черт, вот я знаю, что "мне бы ваши заботы, господин учитель", но так обидно, слов нет.
И вообще, черт меня подери, датчане, где Бурнонвиль? Ведь опять в сезоне ни одного постоянного репертуарного балета Бурнонвиля. Я чувствую себя старым ревнителем традиций святее папы Римского, но мне вправду хочется поднять хай из-за отсутствия датской классики в репертуаре. Я понимаю, "Жизель" - это хорошо, "Раймонда" - это любопытно, "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" - это средства пополнения кассы, совмещение приятного с полезным, но где Бурнонвиль-то мой, куда вы его дели?

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

13:52 

Хочешь песенку в награду?
Стасик объявил о планах на следующий сезон. Вот точно - с приходом Илера сразу повеяло свежим ветром. Первая балетная премьера осенью: "Серенада" Баланчина (ахаха, если датчане мне "Серенаду" не дадут, дадут наши), "Ореол" Тейлора, "Онис" Гарнье и "Тюль" Экмана; вторая балетная премьера - в апреле: "Призрачный бал" Брянцева, "Одинокий Джордж" Гёке, "Минус 16" Нахарина; третья премьера - в июле: "Дон Кихот", версия Нуриева. Предвкушаю, какой вой сейчас поднимется на балетофоруме из-за "Дон Кихота". Еще обещают в апреле вечер, посвященный 200-летию Петипа, а в мае - гастроли труппы Анны Терезы Де Кеерсмакер. И пообещали, что в следующем сезоне вернется на сцену "Манон" Макмиллана - а вот насчет "Татьяны" ничего не сказали, и это меня тревожит. Неужели "Татьяну" уберут все-таки из репертуара? Это было бы очень, очень зря. Вот уж такими балетами разбрасываться нельзя.
А КДБ между тем бросил еще один тизер к грядущему объявлению сезонно-репертуарных планов - и судя по этому тизеру, датчане поставят балет Килиана Bella Figura. Как круто! Непременно тогда поеду смотреть, давно хотела увидеть этот балет.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:40 

Хочешь песенку в награду?
Piano Concerto Константина вроде бы вошло в репертуар Бостонского балета в сезоне 1979/80. Позарез нужна подшивка Dance Magazine за 1980 год, чтобы точно узнать, станцевали ли бостонцы этот балет, как и было запланировано, а если станцевали, то что об этом сказали критики.
Нашла у себя веселую фотографию, отсканированную из программки НБК - тоже за сезон 1979/80. Слева направо: Вероника Теннант (Лиза), Джон Обри (Тома), Константин Патсалас (вдова Симоне), а в горизонтальном положении - Дэвид Аллан (Ален). Сил моих нет, как меня позитивит и смешит Константин в образе веселой вдовы. У нее, этой вдовушки, прям на лице было написано: скорее-скорее выдать дочку замуж, чтоб не старила меня, и срочно самой половить женихов, причем молодых и хорошеньких. Много бы я отдала за то, чтобы увидеть, как именно эта вдовушка "флиртовала как сумасшедшая" и с кем именно флиртовала. Эх, как жаль все-таки, что в телеверсии "Тщетки", станцованной НБК, вдовой Симоне был не Константин, а Жак Горрисен.


@темы: Constantin Patsalas

15:55 

Хочешь песенку в награду?
Что-то завспоминала, как мы 26 февраля с norakura и gr_gorinich сидели в кофейне после "Билли Бадда" и взахлеб обсуждали увиденное, и снег шел, и было, черт возьми, так хорошо. Ужасно хочется повторить, но так долго ждать следующего года. И ах, зачем, зачем я не сходила еще и 28го числа на "Билли", ведь были же билеты!
Ну, что ж теперь говорить. Остается лишь перебирать воспоминания, переслушивать пиратские записи еще первого, ноябрьского блока, перечитывать рецензии. Вот кстати - о рецензиях. Давно уже мне хотелось интереса ради собрать отзывы и мнения критиков об образе Клэггарта в БТшной постановке "Билли Бадда". Вот у меня сейчас есть немножко свободного времени, развлекусь, авось и еще кого-нибудь развлеку.

"Не сухим из воды":
Однако любовная драма присутствует: демонический Клэггарт решает погубить юношу именно за его светоносность, ставшую мучительной для его собственного существования. <...> Антипод капитана – одержимый разрушением Клэггарт предстает неистово сильным (голосом и статью) злодеем в исполнении Гидона Сакса.

"У матросов есть вопросы":
Злой дух этого мира - надзиратель Джон Клэггарт (Гидон Сакс) в черном кожаном пальто и с тонкой дубинкой - садист, наслаждающийся унижением жертвы. Он не может допустить, чтобы эту тьму осветил луч света - простодушный Билли Бадд (Юрий Самойлов), чарующий своей улыбкой и порывистостью, чистая душа, рождающая любовь. Потрясенный Клэггарт пугается этой силы. Его ария "Прекрасное, совершенное, доброе, зачем вы повстречались мне" - монолог зла, вой порока, любым способом обязанного сохранить власть в мрачном, полном агрессии мужском мире. Он ужасается и упивается одновременно, когда прикладывает к глазам красный шейный платок Билли. А дальше раскручивает подлую схему убийства Билли, заставляя избитого, трясущегося от страха Новичка (Богдан Волков) стать провокатором.

"В аду "Неустрашимого"":
...матрос Билли Бадд своей искренностью подкупает весь корабль, включая доблестного капитана Вира, одновременно же становится и источником раздражения каптенармуса и главного интригана на корабле Джона Клэггарта. Последний клянется (фрагмент, достойный вердиевского Яго) во что бы то ни стало уничтожить ненавистного одним своим существованием Бадда. И – пусть и ценой своей жизни (отчаявшийся матрос убивает его на допросе) – добивается казни.

"Левиафан":
Джон Клэггарт, выполняющий на корабле полицейские функции, — образцовый злодей, свое эротическое влечение к Бадду предпочитающий обратить в ненависть.

"На Театральную площадь приплыл британский корабль":
Билли Бадд, красавец телом и душой, простец, не знающий порока, попадает в трагическую ловушку – и убивает своего злого гения, корабельного каптенармуса Клэггарта, не умеющего ни владеть своими тайными желаниями, ни жить рядом с гармонией.

"В пределах совершенства":
В премьерной серии Большого театра (спектакли идут через день) занят один состав во главе с актерски и музыкально-экспрессивно точным Дашаком в партии Вира, Гидоном Саксом в партии начальника корабельной полиции Клэггерта (его существование на сцене — воплощенное абсолютное зло, и если на первом спектакле великолепному голосу самую малость не хватало тембровой выразительности, то к следующему все встало на место)...

"Морская тишь и несчастливое плавание" (увы, на сайте выложен лишь отрывок из статьи, а надо бы попытаться раздобыть газету и прочитать статью целиком):
...одна из самых сильных страниц оперы, монолог “O beauty, o handsomeness…” каптенармуса Клэггарта (корабельного полицейского, воплощенного зла и в то же время, как все на этом корабле — трагического героя, влюбленного в Бадда, поклявшегося его уничтожить и достигающего цели случайно, ценой собственной жизни, когда Бадда, случайно убившего Клэггарта, осуждают на смертную казнь) — свой окончательный вид обрел в спорах с недовольным Форстером. <...> Именно с ним, с залом <...> говорит Клэггарт, вслушиваясь в себя, в непереносимую, ядовитую муку ярости и любви.

"Билли Бадд Superstar":
Билли Бадд, отважный, веселый, добрый, тут же становится предметом любви матросов, нежно кличущих его Красавчиком и Деткой, утонченных чувств высокообразованного капитана (блистательный Джон Дашак), а также темного вожделения Джона Клэггарта (инфернальный Гидон Сакс) – каптенармуса, а попросту говоря, начальника корабельной полиции. Клэггарт, в котором страсть перерождается в лютую ненависть, клянется погубить Билли, капитан клянется его спасти, а кончается тем, что гибнут так или иначе все трое. Клэггарта сражает мощный кулак Бадда, потрясенного клеветой каптенармуса. <...> Клэггарт, которого сопровождают низкие, мрачные, утробные звуки контрафагота, тромбонов и тубы, – ворочающийся в подземной пещере жуткий дракон Фафнир. <...> Найденыш Детка Бадд – младенец Иисус. Клэггарт, доносящий Виру на Билли, – первосвященник Каиафа. Его настойчивое утверждение “этот человек опасен” эхом отзовется в рефрене Каиафы – “he is dangerous!” (“он опасен!”) – из рок-оперы “Иисус Христос Суперзвезда”, написанной Эндрю Ллойдом Веббером в 1970 году, еще при жизни Бриттена. Но образ Клэггарта глубже – он действительно дракон, Сатана, которому созерцание красоты и блага доставляет невыносимые муки. Его любовь к Билли – воспоминание падшего ангела о навеки утраченном рае. Билли сразит этого Змия, как архангел Михаил. <...> Эту линию Олден обозначает лаконично, целомудренно, но совершенно недвусмысленно: Клэггарт медленным чувственным движением снимает с Билли шейный платок и уносит вещицу с собой, а потом в лихорадочном монологе страстно прижимает к глазам. <...> Билли Бадд – “румяный цветочек”, как называет его Клэггарт, пышная роза, срезанная с куста. <...> Хитрый змей Клэггарт таит свое жало в обольстительно-нежном мотиве “один из тысячи, чудо, сокровище”; он усыпляет бдительность простодушного Билли в сцене с платком и в сцене драки Красавчика с соглядатаем каптенармуса. До сих пор звучавший в исполнении характерных тревожных инструментов Клэггарта, в сцене суда над Билли этот мотив подхватывается сладостными, обманчиво безмятежными струнными. Но это дьявольская колыбельная смерти. Другой важнейший мотив, становящийся оркестровым лейтмотивом Билли, – “Прекрасное, совершенное, доброе!”, сначала возникает у Клэггарта, а потом перекочевывает к Виру, который, как зачарованный, вторит тайным мыслям каптенармуса, переняв у него эстафету разрушительности. Мертвый Клэггарт продолжает властвовать над капитаном – Вир не может вымолвить ни слова в защиту Бадда на суде, а в оркестре вновь и вновь навязчиво звучит мотив “я обвиняю тебя”, брошенный Тощим Франтом в лицо Билли.

"Нелюбовная история":
А ведь здесь нет ни одного женского образа, любовной линии. Впрочем, мотив любви-ненависти не явно, но вплетен в сюжетную канву. Чем юный, чистый душой и при этом смелый, честный и целеустремленный Билли вызвал патологическую неприязнь брутального каптенармуса Джона Клэггарта? В повести на этот вопрос есть почти прямой ответ. И дело не в том, что он заподозрил Билли в измене английскому флагу и капитану Виру. Не просто же так он утыкается в красный платок, сдернутый с шеи Билли…

""Билли Бадд" - полный вперед!":
...здесь зло предельно конкретно и лишено фантастического ореола, будучи воплощено во вполне земной фигуре каптенармуса Джона Клэггарта. <...> А вот как раз в образе коварного каптенармуса, воспылавшего к Билли греховной страстью (а какой еще можно воспылать на военном судне, где одни мужчины?) и от сознания ее полной запретности так же страстно парня возненавидевшего, переплетены в трагический узел и призрачная мечта, и инфернальная злоба (ария "Прекрасное, совершенное, доброе").

""Билли Бадд" на Новой сцене Большого театра":
Полная противоположность Виру и Биллу - мрачный и жестокий каптенармус Джон Клэггарт, следящий за дисциплиной на корабле, но способный только разрушать. Его ненавидела вся команда. Он же невзлюбил Билла за яркость личности, а услышав слова матроса: "Прощайте, "Права человека"!", сразу увидел за ними крамолу, не захотев понять, что молодой человек просто прощался со своим прежним судном, вступая в новую жизнь на военном корабле "Неустрашимый". Клэггарт с помощью интриг и наговоров создал прецедент и тут же доложил капитану об измене Билла и его подстрекательстве матросов к мятежу. <...> Дьяволом, исчадием ада стал у Гидона Сакса Джон Клэггарт, ненавистный всему экипажу корабля. Врезалась в память его ария-исповедь, в которой он поклялся уничтожить матроса Билли Бадда: "Я Джон Клэггарт, каптенармус "Неустрашимого", уничтожу тебя. Ты в моей власти". Она сближает героя Сакса с еще одним изувером - Яго из "Отелло" Верди с его знаменитым "Кредо".

"Билли Бадд" Бенджамина Бриттена на сцене Большого театра:
Каптенармус Клэггарт, воплощённый символ зла, его злоба опережает его реальные возможности. В своей прямолинейности и однозначности образа персонаж Клэггарта выписан если не как герой комикса, то, по крайней мере, мюзикла. И это в своей статуарности блистательно показывает бас-баритон Гидон Сакс. Задача Клэггарта – восстановить безраздельную власть зла на корабле, нарушенную появлением Билли Бадда, о котором сам Клэггарт говорит: “Чудо. Сокровище. Бесценный алмаз”. В своей “программной” арии “Прекрасное, совершенное, доброе! Зачем вы повстречались мне!”, завораживающей и музыкально и литературно, Клэггарт фактически излагает все дальнейшие события оперы: “Сначала я омрачу твоё счастье, затем искалечу и заставлю умолкнуть твоё тело. Оно повиснет на рее, потом погрузится в морские пучины, и всё станет так, как было! Моя ненависть и зависть сильнее, чем любовь”.

"На корабле Бриттена":
Но в любом социуме, даже в таком замкнутом, как военный корабль, являющем собой малую модель государства со своими законами, всегда найдется индивид, стремящийся уничтожить полюс чистоты и невинности. И эта зловещая фигура, исчадие ада, тьмы и порока – Клэггарт по прозвищу Тощий Франт: для него свет и доброта губительны по сути.

@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили, Мы очень любим оперу

01:56 

Хочешь песенку в награду?
UPD. Посмотрела. Ну, честно говоря, ничего особенного, ожидала большего, получила краткий, не очень интересный и местами не слишком аккуратный пересказ основных событий из жизни Рудольфа и Эрика. Причем Рудольфу было уделено намного больше внимания, а Эрика поминали чаще постольку-поскольку и отделывались общими фразами и всякими банальностями. Хотя и о Рудольфе тоже в основном говорили штампами. Визуалка тоже оказалась скучна: секундные отрывки из того самого совместного класса Эрика и Рудольфа, побольше видео с Рудольфом - выступления плюс интервью, а вот видео с Эриком практически нет, показали только несколько секунд из записи жизельного адажио (1955 год, Джейкобс-Пиллоу), которое Эрик танцевал с Алисией Алонсо, но указали почему-то, что это запись из Метрополитен-опера, да и рассказывали при этом о совсем другой Алисии - Марковой, так что незнающие люди вполне могут решить, что тут Эрик танцует с Марковой. И все, больше никаких видеозаписей с Эриком. А фотографии все известные, с gettyimages, я их наперечет знаю. В общем, как-то так, брат Пушкин. А, но я зря наехала было на Ашенгрина, он все-таки назвал Константина по имени, спасибо ему. Только почему-то заявил, что они с Эриком прожили вместе десять лет, а по моим подсчетам получаются все пятнадцать. Ну да ладно. Зато там хорошую фотографию показали, с репетиций "Натараджи", одну из моих любимых.
Но все было бы еще куда ни шло, если б не ведущая. Где нашли эту мерзкую тетку?! У меня от нее скулы сводило, она даже цитату из письма Эрика испохабила своим сладеньким голосом. Нет, ну жутко безвкусная и раздражающая баба. И вообще, честно говоря, осталось от всего фильма ощущение легкой халтуры. Это все можно и нужно было бы сделать намного лучше, а сделали спустя рукава, тяп-ляписто и без особой любви.

Дождались наконец-то. Уф. Только что нашла, еще не смотрела, только потыкала, чтобы понять, идет нормально или нет. Идет. Константина в самом конце упомянули, но по имени не назвали, а назвали "греческим бойфрендом" Эрика - и на том спасибо. Причем назвал не кто-нибудь, а Эрик Ашенгрин - и Ашенгрин один из основных рассказчиков в этом фильме, насколько я понимаю. Не знаю, будет ли тут вообще что-нибудь новое, но все равно здорово, что год спустя оно все-таки появилось в сети.


запись создана: 19.04.2017 в 00:31

@темы: Erik Bruhn

00:08 

Хочешь песенку в награду?
Рудольф Нуриев и Наталия Макарова в "Очень Странной Сильфиде" (Париж, 1977 год). Ну правда же, очень странная "Сильфида" - и очень странная сильфида, как будто не испытывающая никаких проблем из-за объятий Джеймса, а наоборот, искренне радующаяся, что ее поймали. Прям чую неожиданный хеппи-энд.
А еще прочитала, что в 1977 году в Дании была проведена телетрансляция КДБшной "Сильфиды" с Сореллой Энглунд в заглавной роли. Ооооо! Хочу. Может быть, запись этой трансляции лежит где-нибудь и дожидается своего часа? Ужасно бы мне хотелось увидеть Сореллу в роли Сильфиды.
И осталась неделя до объявления планов КДБ на следующий сезон. Меня швыряет от надежды к безнадежности и обратно, и я уже не знаю, что пообещать ноосфере и провидению в обмен на возвращение "Сильфиды" Хюббе в репертуар.


@темы: "La Sylphide"

13:58 

Хочешь песенку в награду?
Вдохновившись статьей в Dance Magazine, посмотрела фильм Герберта Росса The Turning Point - в какой-то степени "наш ответ ''Красным башмачкам". Получилось кое-где слишком отрывисто, кое-где, на мой вкус, слишком сентиментально, но в общем, очень даже ничего, лучше, пожалуй, чем "Нижинский", снятый Россом три года спустя. "Поворотный пункт" стал первым художественным фильмом для Михаила Барышникова - и Барышников, надо сказать, очарователен в этом фильме, даром что роль у него не слишком интересная: русский танцовщик-плейбой, от которого девушки без ума - и который сам от себя без ума. Но есть там парочка сцен, где он неотразим: так, в начале фильма, на вечеринке, он играет на гитаре и поет "Дом хрустальный на горе для нее" - и так хорошо поет, что не хочется, чтобы он останавливался, а эпизод-то совсем крохотный, не успеваешь наслушаться. И еще одна сцена прелестна - где Барышников (Юрий Копейкин в фильме) безудержно флиртует с Кэролин (ее играет Старр Дэниас), и оба так хороши, что смотрела бы и смотрела. Дэниас отлично играет стервочку Кэролин - и эта стервочка у нее получается такой милой и полнокровной, что затмевает в два счета хорошую девочку Эмилию, героиню Лесли Браун.
Лесли Браун, хоть ее героиня действительно довольно бледна и даже малость схематична, производит вполне приятное впечатление. На момент съемок ей было всего девятнадцать лет, в фильм она попала, в общем-то, случайно: изначально на роль Эмилии планировали позвать Гелси Кирклэнд, но от этой идеи пришлось отказаться - из-за проблем Кирклэнд с наркотиками. Вместо нее взяли Браун - ну и в общем, не прогадали, Эмилия и должна быть совсем юной нежной девочкой, этакой инженю, открывающей для себя взрослую жизнь, большой балет, любовь и разочарования. Самый замечательный эпизод с ее участием: когда Эмилия, ставшая свидетельницей флирта третьей степени тяжести между Юрием, ее бойфрендом, и Кэролин, сбегает в бар и методично напивается, а попутно интригует парочку провинциалов, утверждая с акцентом, что приехала из Ленинграда в поисках "artistic freedom". Это было чудесно сыграно и вообще очень смешно. А вот следующий эпизод - где едва стоящая на ногах Эмилия выходила одной из виллис во втором акте "Жизели" и танцевала точь-в-точь как одна из девиц в Mistake Waltz Роббинса - вот этот эпизод был, на мой взгляд, пережат. И возникал законный вопрос: почему Эмилия не получила втык от администрации за такое безобразие? Впрочем, понятно, почему не получила - у нее была сильная покровительница.
Дело в том, что Эмилия и Юрий - они вообще не центральные персонажи этого фильма, хотя им уделяют довольно много экранного времени. Центральные персонажи - подруги-соперницы Диди (Ширли Маклейн) и Эмма (Энн Бэнкрофт), некогда танцевавшие в той же Американской балетной компании (прототипом ее является, разумеется, АБТ), куда теперь попадает Эмилия, дочь Диди (и Эмма, ее крестная, берет Эмилию под свое крыло). Диди оставила балет, когда забеременела, вышла замуж за своего коллегу Уэйна, переехала с ним в Оклахому, родила после Эмилии еще двоих детей, в общем, выбрала семейную жизнь вместо искусства, хотя не раз и сожалела о своем выборе. Эмма, напротив, продолжила строить карьеру в балете - но в фильме ее дни как балерины уже сочтены, и она знает об этом, как, впрочем, и все вокруг. И тем не менее, пусть в фильме как будто бы пытаются намекнуть на то, что из них двоих счастливее все-таки Диди - с домом - полной чашей, хорошим мужем и хорошими детьми, - а не Эмма с тремя собачками, - но в общем, все не так однозначно, и Эмма, возможно, пусть и не счастливее, но хотя бы свободнее Диди. Диди опутана по рукам и ногам детьми, мужем, да еще и внезапно появляющимся любовником (кстати, вот это был абсолютно неверибельный поворот, да и любовник, на мой вкус, был абсолютно непривлекателен - впрочем, муж тоже), а Эмма благополучно расстается со своим весьма потасканным любовником - и правильно делает. Вообще мужчины играют довольно утилитарную роль и в жизни Диди, и в жизни Эммы, а в реальности они крепко завязаны друг на друга - и право, вот тут открываются такие возможности для фемслэша, что если б фильм снимали немного в другое время, то грех было бы этими возможностями не воспользоваться. Диди и Эмма все время контактируют друг с другом, ссорятся, мирятся, беседуют по душам, вспоминают прошлое, смеются, даже дерутся, обнимаются, целуются - и в самом конце фильма стоят вместе на пустой сцене, обнявшись, и смотрят в темноту. Это очень здорово сделано и снято, и мне это понравилось.
Что еще хорошего есть в этом фильме? Изумительная, божественная, невероятно прекрасная Александра Данилова в роли мадам Дахаровой (не спрашивайте, кто придумал эту фамилию!) - балетного педагога. Это тоже в своем роде "наш ответ" "Красным башмачкам" - и Леониду Мясину в роли Гриши Любова. Данилова, как и Мясин в "Башмачках", сияет, жжет и пепелит, и смотреть на нее - это невероятный кайф. Потрясающая женщина. Она играет очень сочно, с большим юмором, и создает пусть и слегка гротескный, но не карикатурный, а очень милый образ. Прелесть. Еще мне очень понравился Дэниел Ливанс в роли молодого и вредного хореографа Арнольда, требующего от юной Эмилии не эмоционировать и не самовыражаться, а просто танцевать - "не под музыку, а вместе с музыкой". Авторы явно похихикали в кулачок над Баланчиным. Но Ливанс был ужасно мил - и так жаль было узнать, что, оказывается, он умер совсем недавно, в 2015 году, и было ему всего 62 года. Ну что ж, в "Поворотном пункте", в 1977 году, ему 24 года, он молод, здоров - и он очень украшает этот фильм. А, чуть не забыла, еще в фильме отжигает мисс Аделаида (Марта Скотт) - глава Американской балетной компании, нежный привет Люсии Чейз, руководительнице АБТ.
Ну и конечно - фильм-то о балете, и в нем хватает места для балетных эпизодов. Пусть не все они сняты хорошо, а кое-что лично мне кажется погрешностью против хорошего вкуса - так, развитие отношений между Эмилией и Юрием показано через репетицию балконного па-де-де из РиДж (постановка Макмиллана), плавно переходящую в постельную сцену, и постельная сцена под музыку Прокофьева получилась, по-моему, довольно пошленькой, хоть и предельно целомудренной. Но к счастью, в фильме есть и хорошие балетные эпизоды: отрывки из второго акта "Жизели" с Барышниковым и Антуанетт Сибли, финал "Этюдов", вариация из "Корсара" в исполнении все того же Барышникова, "Легенда" Крэнко с Марсией Хайде и Ричардом Крэгуном, и мое любимое - финал из "Па-де-де Чайковского" с Сьюзан Фаррелл и Питером Мартинсом. Ну и еще практически полностью показанное па-де-де из "Дон Кихота" в исполнении Браун и Барышникова, но я, если честно, само это па-де-де не слишком люблю.
Ну вот. Наверно, советовать этот фильм к просмотру я не стану, все-таки сам по себе он не слишком сильный ("Красные башмачки", имхо, были сильнее). Но если смотреть его ради балетно-исторических пасхалок и ради небезынтересных отношений двух главных героинь - то да, можно на него потратить время, он того стоит.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:51 

Хочешь песенку в награду?
Эрик Брун и Наталия Макарова в балете Джона Ноймайера Epilogue, 1975 год. Пальцы Эрика - это все-таки произведение искусства. Впрочем, и весь он - objet d'art.


@темы: John Neumeier and his ballets, Erik Bruhn

00:19 

Хочешь песенку в награду?
Давно у меня не было Эрика, что вообще-то нехорошо, этак он решит, что я его в покое оставила. Только что в очередном Dance Magazine встретила вот эту фотографию (скан norakura из книги Грюна) - и так мне от нее хорошо стало. Здесь Эрик и Синтия Грегори танцуют "сцену на кухне" из "Фрекен Юлии" на гала-концерте, посвященном 35-летию АБТ, в 1975 году. Зал счастлив, критики счастливы, Эрик и Синтия счастливы, и я тоже счастлива, конечно. А впереди у Эрика еще праздничный прием, встреча с Рудольфом, побег неизвестно куда и замечательное зависание на диванчике дома у Клайва Барнса.
norakura меня поправила в комментариях: в самом деле, в книге Грюна указано, что эта фотография сделана в 1967 году. Но в мартовском Dance Magazine 1975 года она была опубликована в качестве иллюстрации к статье о гала-концерте АБТ - вместе с фотографиями, которые совершенно точно были сделаны на этом гала-концерте. Так что кому верить - черт знает. Может быть, все-таки у Грюна что-то перепутано?


@темы: Erik Bruhn

15:47 

Хочешь песенку в награду?
Ну не могла пройти мимо вообще, кто знает, тот поймет и оценит. Гидон Сакс - он же каптенармус Клэггарт - с оперным драконом (если правильно помню, дракона зовут Кертис). Зверское мимими из серии "таким вы каптенармуса не видели и не увидите, и не дай вам бог". И еще эта полосатая майка-футболка типа тельняшка... Прелесть.



@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили, Мы очень любим оперу

Черновики и черт

главная