• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
19:13 

Хочешь песенку в награду?
Эрик, Мари Рамбер и Алисия Маркова после съемок телеверсии "Жизели" с Балетом Рамбер, сентябрь 1955 года.


@темы: Erik Bruhn, "Giselle"

21:46 

Хочешь песенку в награду?
Текст про Раймундо и Рудольфа взял первое место на РСИЯ. Как поет Строфокамил, король эфиопский, в "Вампуке, невесте африканской": "Благодарю... бла-го-да-рю - не ожидал!".

@темы: фики, Rudolf Nureyev, Raymundo de Larrain

13:22 

Хочешь песенку в награду?
Ниже падать уже некуда, когда находишь эту фотографию и по шортам - по шортам, черт подери! - безошибочно определяешь, что это Себастьян Хейнс и Ульрик Бирккьяр. Прошлогодние гастроли Королевского датского балета в Китае. Не знаю, что тут еще сказать, пойду, пожалуй, подышу в пакетик. Лишнее напоминание, что с этим балетом никакой порнографии и РПСа не надо, все и так к твоим услугам.


@темы: Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet

12:09 

Хочешь песенку в награду?
Две с половиной минуты балетного позитива вам в ленту: Стенли Холден - вдовушка Симоне танцует clog dance в "Тщетной предосторожности" Аштона. Прелесть же. Хотя вся аштоновская "Тщетка" - это сплошная прелесть, конечно (бубубу, почему у нас ее не ставят, а ставят "Тщетку" в версии Григоровича силами учащихся МГАХ :bubu: ).


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

16:03 

Хочешь песенку в награду?
Я не знаю, товарищи, как там Джеймс и что у него в голове, но я бы от такого Мэджа бежала впереди собственного визга не то что к сильфидам в лес, а желательно куда-нибудь на другой континент. Но Джеймс был мальчик то ли рисковый, то ли безмозглый, то ли просто мазохист, он от Мэджа не сбежал, а зря. Впрочем, не только Джеймс интересовался таким Мэджем, еще как минимум четыре отчаянных мальчика с Мэджем связались - но, в отличие от Джеймса, не пожалели. Один из этой бедовой четверки виден на фотографии - а в миру он Лиам Редхед, очаровательный юный танцовщик родом из Канады.


@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet

03:03 

Хочешь песенку в награду?
Эрик и Карла в моей любимой "Жизели". Знаю все недостатки этого фильма, признаю, сама иногда ругаю, но все равно люблю, наверно, сильнее всех остальных "Жизелей" - что "живых", что снятых на видео. Конечно, это все Карла и Эрик. Они так прекрасны, что заставляют забыть о странных режиссерских решениях. Впрочем, я уже об этом миллион раз говорила.
Кэтрин Блейр, дочь Дэвида Блейра, автора этой постановки, писала в фейсбуке об Эрике: "A highly intelligent, sensitive man, who was a very deep, thoughtful thinker too, whom I listened to for many hours, (in silence, as a child) and learnt so much from him". По-моему, прекрасная характеристика.


@темы: Erik Bruhn, Carla Fracci, "Giselle"

02:15 

Хочешь песенку в награду?
Опять давно не было Константина, а я соскучилась. Фотография старая, но одна из моих любимых: мне страшно нравится птичий профиль Константина, его руки, его шея, а, ладно, он мне весь нравится, вот неожиданное открытие, ну и ну.



В номере Globe and Mail от 14 мая 1982 года прочитала милый, хоть и ужасно короткий отзыв на Мэдж в исполнении Константина: "Constantin Patsalas' Madge was so loveable and harmless in Act I it appeared James was abusing a senior citizen with an unfortunate complexion rather than a witch, but later regained the mood of malice which leads to the ballet's affecting climax". Эх, черт, как обидно, что мне до сих пор не удалось раздобыть фотографий Константина в образе Мэдж. Константин укуренным Коппелиусом - есть, Константин кокеткой-красоткой-вдовушкой Симоне - есть, а вот Константина ведьмой Мэдж - нет, а хочется.

@темы: "La Sylphide", Constantin Patsalas

14:31 

Хочешь песенку в награду?
"Билли Бадд" в номинациях Золотой маски этого года:

1. "Билли Бадд" - Опера/лучший спектакль.
2. Уильям Лейси ("Билли Бадд") - Опера/работа дирижера.
3. Дэвид Олден ("Билли Бадд") - Опера/работа режиссера.

И-и-и...

4. Джон Дашак, Гидон Сакс и Юрий Самойлов ("Билли Бадд") - Опера/мужская роль.

Караул. Я действительно разорвусь. Я хочу, чтобы им всем дали по Маске, потому что они все офигенные. Ну вот за кого болеть, я вас спрашиваю, когда и Дашак, и Самойлов, и Сакс круты безмерно?
Хотя вот обойдут их всех, дадут Маску, допустим, Юсифу Эйвазову за кавалера де Грие в "Манон Леско", и никому обидно не будет.
Но если серьезно - я ужасно рада, что номинировали всех троих: и Дашака, и Самойлова, и Сакса. Они все достойны не то что номинации, но и победы (уверенно сказала она, хотя не видела больше никого из номинированных). Ну, появление "Билли" в номинации Опера/лучший спектакль - это было ожидаемо, потому что "Билли" действительно был огромным событием, может быть, вправду лучшей оперой на российской сцене в минувшем сезоне. По крайней мере, об этом недвусмысленно свидетельствовали отзывы критиков, куда более насмотренных, чем я. Номинирование Олдена и особенно Лейси - тоже приятно, но не слишком неожиданно для меня. А вот появление аж троих исполнителей из "Билли" в номинации Опера/мужская роль - это для меня большой и роскошный сюрприз. Я думала, что номинируют Самойлова или Дашака, на появление Сакса даже не рассчитывала, а тут - ыыы, все. Ура.
Ладно. Хочу, чтоб Маску дали Саксу. Дашак и Самойлов тоже достойны и еще как, но я хочу, чтоб Маску дали Саксу, и все тут.

UPD. Черт, еще две номинации забыла указать:

5. Пол Стейнберг ("Билли Бадд") - Работа художника в музыкальном театре
6. Констанс Хоффман ("Билли Бадд") - Работа художника по костюмам в музыкальном театре.
Вот теперь, кажется, всех назвала.

@темы: Мы очень любим оперу, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили

12:02 

Хочешь песенку в награду?
На youtube выложили всем известное па-де-де из "Коппелии" в исполнении Эрика и Сони Аровой, а в комментарии пришел некто, обозвавший Эрика (правда, с прибавлением imo - in my opinion) "the most overrated maledancer ever". Ах ты ж боже мой, сказала я, да ты моя заичка, да ты не видел хайпа вокруг Сереженьки Полунина, например, вот уж кто overrated так overrated. А что касается Эрика - вот нинада, нинада говорить, что ну дыыыа, ну пируэты ничо так, ну footwork ничо, а ваще ничего особенного для того времени нет. Вот тоже подход к балету как к спорту - "быстрее, выше, сильнее", кто тут прыгает лучше и дальше, тот и молодец. Ничего особенного для того времени нет, то-то в то время все Эрика выделяли в том числе и за технику (но не только за нее) - да не понимали ничего, что с них взять, дураки же. Ох уж мне эти ниспровергатели кумиров: посмотрел несовершенную запись пятидесятилетней давности, пожал плечами и заявил: да фигня ваш Эрик Брун, чо-то так себе танцует, чо все в нем нашли, я не пойму.
Хотя если серьезно - помню, на американском балетофоруме я давно уже читала мнение человека, который, как и я, знал танец Эрика только по записям: он считал, что с технической точки зрения Эрик вполне встает вровень с современными танцовщиками. Его танец не выглядит технически устаревшим и лимитированным. И вот тут я совершенно согласна: Эрик на сохранившихся записях действительно выглядит вполне себе "современно" - а уж в том, что касается чистоты, легкости, музыкальности, - тут он вполне может и поспорить со многими современными танцовщиками.
Все тоже - чистое имхо, разумеется. Ну и фоточку надо, без фоточки скучно: Эрик и Соня в па-де-де Черного Лебедя, 1957 год, Джейкобс-Пиллоу. Забавно - Соня в профиль тут, по-моему, очень похожа на Наталию Осипову.


@темы: Erik Bruhn

00:47 

Хочешь песенку в награду?
Стоило бы приличия ради подождать до завтра, но я не могу. Вот что называется: "подогнали тяжелую артиллерию" (или "тяжелые наркотики", кому что больше нравится). Фейсбук, источник счастья, выдал вот что: Рудольф, Эрик, Соня Арова, Тор Сутовски, год определяйте сами, ставлю на 1973 или около того. Мы с norakura посовещались в комментах и решили, что это примерно 1970/71.


@темы: Erik Bruhn, Rudolf Nureyev

22:54 

Хочешь песенку в награду?
norakura, я почти наверняка уверена, что вы уже сканировали эту фотографию, но я не могу найти ее в своих завалах. А ведь точно помню, что видела ее раньше. По крайней мере, она мне показалась знакомой, когда я ее увидела в фейсбуке (и утащила). В общем, все странно. Но фотография, разумеется, уморительная - не сама по себе, конечно, а подпись к ней. Опять мое любимое: "принял китайского посла за японского и имел с ним продолжительную беседу".


@темы: Erik Bruhn, Rudolf Nureyev

14:47 

Хочешь песенку в награду?
Ну и чтобы немного перебить негатив и паническое ощущение "все пропало, шеф, все пропало" - позитивная, оптимистичная, жизнеутверждающая и депрессоотталкивающая фотография: Рудольф и Раймундо у афиши сами знаете какой "Спящей красавицы". А в одном из номеров Dancing Times за 1961 год я нашла маленькую, мутную, но прелестную фотографию: Раймундо в очках поправляет плюмажи собственного изготовления на красотках, изображающих непонятно кого, наверное, наяд. И вид у Раймундо чрезвычайно деловитый.


@темы: Rudolf Nureyev, Raymundo de Larrain

13:02 

Хочешь песенку в награду?
Я надеюсь - потому что "не верит тело" - что слухи о скорой смерти дайри сильно преувеличены, но все-таки на всякий случай создала запасную площадку: m-lle-lucille.dreamwidth.org Если что - дорогие мои френды и сочувствующие, я буду там. Можно уже сейчас создавать там аккаунты и френдиться, чтобы потом не потеряться, если вдруг все схлопнется. Архив дневника я на всякий пожарный заказала.
Но все-таки очень хочется верить, что как-нибудь пронесет. Я согласна поддержать дайри материально - и так уже сколько лет пользуюсь платными услугами, но могу платить и больше. Просто очень уж не хочется, чтобы этой площадке пришли кранты. Но если придут - что делать, будем эмигрировать.

00:55 

Хочешь песенку в награду?
Наверно, больше на "Орфея и Эвридику" в Стасик я не пойду. В этом сезоне ушла из театра Екатерина Лукаш - лучший Орфей, Орфей первого состава, а Анастасия Хорошилова - Орфей из второго состава - увы, никак не может ее заменить. И пусть все остальные прекрасны - особенно Инна Клочко (Эвридика), и пусть сама постановка мне по-прежнему очень нравится, но с таким бледным Орфеем все теряет смысл. Ладно бы она еще пела хорошо - но нет, поет невыразительно и монотонно, и там, где Орфей у Лукаш всерьез страдал и заставлял сострадать - зрителей, Орфей у Хорошиловой скучно поет то, что ему положено по роли. И мой любимый дуэт "Vieni: appaga il tuo consorte" сегодня не прозвучал именно из-за Хорошиловой - Клочко, конечно, сделала все, что в ее силах, но если в дуэте с Лукаш там слышались и гнев, и боль, и страсть, и отчаяние - и Орфея, и Эвридики, - то в дуэте с Хорошиловой страдала, отчаивалась, проклинала богов одна Эвридика, а Орфей - ну да, пел то, что ему положено. И вот так два акта. Совершенно не проявилась - это уже касается драматической игры - тема "театра в театре": ведь это не просто Орфей, это герцогиня де Полиньяк играет Орфея для развлечения своей Королевы. Лукаш при первом своем появлении - еще до начала "спектакля для Королевы" - была полностью в образе герцогини де Полиньяк, надменной аристократки. И после окончания "спектакля" она из несчастного и счастливого любовника Орфея вновь превращалась в герцогиню де Полиньяк - возлюбленную и подругу Королевы (там очень тонко, но выразительно прослеживалась вполне себе любовная линия между Орфеем-Полиньяк и Королевой - особенно когда Королеву играла Анастасия Першенкова), снисходительно, но охотно принимающую нежности Королевы, а потом оставляющую ее одну перед надвигающейся смертью. Хорошилова не была ни Орфеем, ни Полиньяк, а просто милой пухленькой девушкой, полностью лишенной андрогинной породистости Лукаш, и костюм Орфея ее совсем не красил. И двигалась она довольно неуклюже (а роль требует грации и умения двигаться, это не "вышел и пой", тут нужно и танцевать, и бегать, и в отчаянии падать на пол), и прямо скажем, большую часть спектакля на нее было неловко смотреть.
Все остальные были прекрасны. В партии Королевы я предпочитаю Першенкову, но и Полина Ерлыкина сегодня была очень хороша. У нее Королева более "королевистая": выше, горделивее Королевы-Першенковой, нет в ней такой фарфоровой хрупкости и прелести. Но она тоже, как и Першенкова, очень выразительно отыгрывает переход от беспечной Королевы первого акта - к Королеве второго акта, предчувствующей свою гибель. Ее фрейлины - по-моему, это опять были Анна Максимова и Елена Подмогова, - очаровательны от начала до конца; вот что касается хореографии - мне ужасно нравятся в этой постановке все танцы для Королевы и для фрейлин плюс хореографические коротенькие характеристики Амура и Эвридики. А вот с фуриями хуже: я еще раз убедилась сегодня, что мне категорически не нравится пляска фурий в финале первого акта, она затянута и хореографически неинтересна. А вот все танцевальные выходы фурий во втором акте - вплоть до последнего танца-кошмара Королевы - уже смотрятся намного лучше.
Лилия Гайсина - Амур - с каждым спектаклем становится все очаровательнее. И сегодня она была очень в голосе, не то что в прошлый раз. И все ее ужимки и ребячества прелестны - она не переигрывает, не пережимает, получается чудным Амурчиком. Но опять же - у нее лучше получалось "контачить" с Орфеем-Лукаш, чем с Орфеем-Хорошиловой.
Инна Клочко - боже, как я ее люблю Эвридикой. Как она сегодня пела свою первую арию "Questo asilo di placide calme" - это и вправду был настоящий рай, почувствуй себя в Элизиуме, пока она поет. И когда она стояла под дождем из золотой пыли, озаренная прожектором - словно солнцем, и пела - мне хотелось, чтобы это никогда не заканчивалось. Это и вправду было что-то небесное, несколько секунд абсолютного совершенства. И "Che fiero momento!" она - как в прошлый раз - пела, на глазах превращаясь из отчаявшейся женщины в настоящую демоницу. И как пела, это тоже было головокружительно прекрасно. И в отличие от Хорошиловой - она изумительно играет, она проводит границу между Эвридикой-тенью и живой Эвридикой, и между ролью Эвридики - и актрисой при дворе Королевы. Вот если теперь и ходить на "Орфея и Эвридику" - то в первую очередь ради нее. Хотя тогда лучше приходить сразу к второму акту.
Ну и как всегда - надо отметить хор, потому что хор снова и снова доказывает словом и делом, как он замечательно хорош (фурии-танцовщики, кстати, тоже сегодня были в ударе). Надо было видеть, как в финале, когда вносят торт (украшенный головой Орфея, а может быть, головой самой Королевы), хористки подпрыгивали, азартно потирали руки, предвкушая угощение, а потом растаскивали и куски торта, и королевское добро. Но не только в финале, они весь спектакль радовали и взгляд, и слух, и пели прекрасно, и играли. Хотя надо признать, что в прошлый раз, в июньском спектакле, они провели сцену в аду ("Chi mai dell' Erebo!") круче, чем в этот раз. Но и сегодня они тоже не разочаровали.
В общем, все было бы хорошо, если бы не Орфей. И это печально. Может быть, подготовят еще кого-нибудь на роль Орфея, но пока на это не похоже. А жаль. Вот честное слово, не хочу ничего дурного сказать о Хорошиловой, но роль ей категорически не подходит. А если нет Орфея - то все остальные исполнители, даже такие прекрасные, постановку не спасут. Или спасут, но еле-еле.

@темы: "Орфей и Эвридика", Мы очень любим оперу

15:20 

Хочешь песенку в награду?
Давно хотела сделать вот такую гифку с Эриком и Михаилом Барышниковым в Bold Steps. Мне страшно нравится короткое, но чудесное появление Барышникова в этом фильме: кусочек класса с ним, несколько слов о том, что значит для него Национальный балет Канады. Одно плохо: захотелось тут же все бросить и сесть пересматривать фильм от начала до конца (как будто я его наизусть не знаю!).


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Erik Bruhn

01:02 

Хочешь песенку в награду?
Эрик и Наталия Макарова на поклонах после "Сильфид". На Эрика смотреть больно, но это 1971 год, так что ничего удивительного, ему-то самому тогда не то что смотреть на себя, ему жить было больно. А тут я со своими претензиями.


@темы: Erik Bruhn

12:46 

Хочешь песенку в награду?
Алессандра Ферри и Михаил Барышников в "Сомнамбуле" Баланчина. Что Ферри, что Барышников - оба изумительны.



Между прочим, в финале датской постановки "Сомнамбулы" - в отличие от, так сказать, традиционной постановки, - Сомнамбула несла мертвого Поэта на руках через всю сцену к себе в башню. В традиционной постановке до входа в башню его доносят кордебалетные мальчики и кладут Сомнамбуле на руки. Поэтому когда КДБ впервые показал свою постановку "Сомнамбулы" на гастролях в США, американская пресса ахала и охала: как же маленькая Маргрете Шанне (ростом около 150 см) несет на руках здоровенного Хеннинга Кронстама (рост 180 см, вес - около 69 кг)? Да легко! - отвечала Шанне и добавляла лукаво, что у сомнамбул, сами знаете, сверхъестественные силы. Но в любом случае, это явно выглядело очень эффектно.
Ну и раз уж вспомнила о "Сомнамбуле" с Кронстамом, то вот и подходящая фотография: Кронстам - Поэт и Кирстен Симоне - Сомнамбула, 1970-е годы.


@темы: Henning Kronstam, Royal Danish Ballet, Не только Дягилев или "вообще о балете"

16:20 

Хочешь песенку в награду?
Товарищи! Граждане! Моряки и береговые крысы! Все на "Неустрашимый"! Вывесили афишу на февраль в БТ: 21, 23, 25 и 27 февраля - "Билли Бадд"! Ну теперь - лишь бы состав не подкачал, читай: лишь бы Самойлов с Саксом приехали! Если они приедут, я, наверно, пущусь во все тяжкие и на этот раз пойду на все спектакли блока.
Дата начала продаж еще не объявлена, будем следить. Конечно, большого ажиотажа и давки за билетами можно не ждать, но все-таки лучше всего запасаться билетами заранее, а то мало ли что.
Но ура! Ура! Даешь "Билли"!

@темы: Мы очень любим оперу, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили

02:01 

Хочешь песенку в награду?
Четыре с лишним часа "Страстей по Матфею" - балета вот этого потрясающего человека, которого я люблю так, что мне самой неловко. Но я сегодня сидела в боковом амфитеатре прямо напротив него и чувствовала себя влюбленной по уши фанаткой, даже краснела. А с ним рядом сидел Ллойд Риггинс, и краснеть приходилось вдвойне, потому что Риггинса я тоже люблю.

Но "Страсти по Матфею" - это балет, от которого дыхание перехватывает. Во втором акте после распятия был момент, когда мне показалось, я действительно упаду в обморок, - потому что это было слишком прекрасно, невозможно, невыносимо почти. Отмечать хочется каждый момент, каждого танцовщика: Марк Жюбет (я его раньше называла Юбете, а он, оказывается, Жюбет) гениален в роли Христа, и когда в первом акте он лежит на красном помосте (во втором акте этот помост станет Голгофой, на него поставят крест, сделанный из черных скамеек), смуглый, с тонким лицом и черными кудрями, в белой рубахе, - я не знаю, как это описать, он действительно кажется ожившим ренессансным святым или ангелом; Эдвин Ревазов жалок, опасен, трогателен Иудой (как он в последний момент, уже готовый предать Христа, не выдерживает, отворачивается, закрывает лицо руками: нет, не могу, не в силах, не сделаю этого; и Жюбет-Христос подходит к нему, мягко отводит его руки и сам целует его), и еще жальче и трогательнее - Пилатом, и прекрасен во втором акте, когда он сначала танцует с Жюбетом и Дэвидом Родригесом па-де-труа под "Приди, явись, мой крест желанный", а в конце сам становится крестом, который Жюбет несет на свою Голгофу; Дарио Франкони пробирает до озноба в сольной вариации под "Будь милостив, Бог мой"; Анна Лаудере - невероятная Мария, олицетворение любви и горя; Алоиш Мартинес сумасшедше прекрасен в первом акте - там он один из учеников Христа, один из апостолов, и еще прекраснее и страшнее во втором акте, когда он вместе с удивительной Юн Су Парк танцует лжесвидетелей ("Однако не преуспели, хоть и много явилось лжесвидетелей"): и у него, и у нее одна нога босая, а другая - обута в пуант, и в их танце вправду есть что-то невыносимо жуткое; Александр Труш - когда он во втором акте просто сидит в стороне вместе с Анной Лаудере, от него невозможно отвести взгляд (а приходится, потому что смотреть надо и хочется на всех), а когда он танцует - кажется, что от него сияние исходит. Как он прекрасен в па-де-труа в первом акте ("С Иисусом рядом я, на страже") - с Мартинесом и Франкони; они тоже великолепны, но Труш даже на их фоне выделяется. А еще в первом акте было изумительное женское па-де-труа ("Сердце, плачь, кровоточи!") в исполнении Анны Лаудере, Присциллы Целиковой и Яйсы Коль: ощущение было чего-то небесного, невероятной легкости, горечи и нежности. Сюе Лин была пронзительно хороша, лучше всего - во втором акте, сначала в соло "Он всем нам нес одно добро", а потом в дуэте с Жюбетом "С любовью ждет Спаситель казни". И Патрисия Фриза, любимая моя Избранница, и здесь была особой, избранной - от нее тоже, как от Труша, сияние исходило. В маленьком соло во втором акте "Голгофа, ах, Голгофа, место мук" она мне сердце разрывала. А в сцене распятия разрывал мне сердце Жюбет - но вот это неописуемо (как будто все остальное поддается описанию), это надо было видеть: как он, обнаженный по пояс, поднимается на этот крест из черных скамеек, и корчится на нем в предсмертной муке, и выгибается в отчаянии, в агонии под вопль: "Mein Gott, mein Gott, warum hast Du mich verlassen?". Я бы заревела, но оно так сильно потрясает, что даже реветь не получается.
И очень страшная сцена бичевания и поругания Христа. Откровенное насилие с явным привкусом насилия сексуального - хотя вроде бы ничего такого нет, но сложно избавиться от мыслей об изнасиловании, когда эта толпа молодых здоровых ребят раздевает Жюбета-Христа до бандажа, набрасывается на него, "бьет" (как будто бьет, конечно), валяет по скамье, натягивает штаны ему на голову, закрывая лицо, глумится, а потом бросает его, обессиленного, и уходит. Возможно, сам Ноймайер ничего подобного в эту сцену не вкладывал. Но у меня возникли и такие ассоциации, и от этого было еще страшнее.
Вся труппа была прекрасна. Оркестр был прекрасен, хор прекрасен, солисты прекрасны, дирижер прекрасен. По-моему, вы все узнали Конферансье. Но я не шучу, все вправду были изумительны. И даже зал не подкачал: конечно, в антракте наблюдался определенный отток зрителей, и в конце второго акта тоже некоторые тихонько уходили (я думаю, скорее из-за того, что очень уж поздно было, а не из-за того, что было скучно), но принимали все равно прекрасно - не болтали, не хлопали, когда не надо, в паузах и немых сценах была абсолютная тишина. И вызывали потом танцовщиков до упаду, а уж когда вышел Ноймайер - ну, стоял такой же восторженный вой, как летом в Гамбурге. Я не выла, но я радостно топала ногами и подпрыгивала. Потому что он невероятный. Как же хорошо, что он к нам приехал. И как жаль, что всего на один спектакль, я еще хочу, пусть он приезжает еще и Гамбургский балет привозит, ну пожалуйста.
А "Страсти по Матфею" я бы с удовольствием посмотрела еще раз (много раз). Но конечно, это балет не на каждый вечер, его нельзя смотреть усталым, чисто для развлечения: тут нужны силы. Но он того стоит, честное слово.

@темы: John Neumeier and his ballets

13:14 

Хочешь песенку в награду?
Перенесу из своего фейсбука, пусть здесь тоже будет. Хотя про Эрика с Марией я уже когда-то писала, ну да ладно, всегда приятно повторить.
Дивное из февральского номера Dancing Times за 1961 год, из статьи Наталии Рославлевой Soviet Reactions to the American Ballet Theatre: "I have not met a single person from any of the audiences, whether ballet people, musicians or ordinary laymen, who liked Theme and Variations. Everyone wanted some espression of the spirit of Tchaikovsky's music, not merely of its rhytm and pattern. As a Bolshoi dancer put it, each note was adequately matched by the choreography, but the music was not danced". Даже и не знаю, что тут сказать. Робко предполагаю, что, может быть, это АБТ так станцевал "Тему с вариациями", что она простым и непростым советским гражданам не понравилась. Жаль тогда, потому что ну прелесть же что за балет, как можно не почувствовать его очарования, я не знаю.
Дальше там еще отмечено, что кордебалетные девушки АБТ все больше низкорослые и пухленькие, и это, мол, "Тему с вариациями" тоже не украсило.
А вот Эрика похвалили от души. Хотя эти похвалы и оставили у меня смутное ощущение, что я все это уже читала и не один раз, но в самом деле об Эрике часто писали примерно в одних и тех же выражениях, так что прочитал одну рецензию - прочитал если не все, то половину точно. Сразу после разделывания "Темы с вариациями" под орех Рославлева пишет: "Perfect understanding of what Tchaikovsky wanted to say was shown by Erik Bruhn, who succeeded in conveying the romantic nature of Prince Siegfried even in the spectacular Black Swan pas de deux, isolated from its proper surroundings in a full length ballet. The greatest personal success of the season fell, beyond any doubt, to this first representative of the Bournonville school we have met in the flesh. His virtuosity and noble manner were very much appreciated by all types of audience".
Мария Толчиф, танцевавшая с Эриком (Рославлева похвалила ее великолепную технику, артистичность и музыкальность), вспоминала в своих мемуарах, сколько нервов ей попортило это па-де-де (и Эрик тоже). Еще до приезда в СССР, когда АБТ выступал в Болгарии, Эрик заявил, что получил травму и репетировать с Марией не может. Мария была в панике, поскольку танцевала па-де-де Черного лебедя очень редко ("от силы раз десять"), да и вообще чувствовала, что ехать в Союз с па-де-де из ЛО - все равно как в Ньюкасл со своим углем. А тут еще и репетировать приходится не с заявленным партнером, а с Роем Фернандезом. Эрик же, хоть и заявлял, что травмирован и едва может встать с постели, однако же прекрасно с постели вставал, разминался у себя в комнате и, скорее всего, просто копил силы перед выступлениями в Союзе. Так что перед первым спектаклем в Москве он был бодр, здоров и в прекрасном состоянии. А когда Мария спросила: мол, какого черта, ты же был болен, Эрик ответил, что подумаешь, ты же все и так отрепетировала с Фернандезом. Очень характерно для Эрика, что и говорить. И судя по отзывам, он по-своему затмил Марию; ее хвалили, да, но его хвалили больше. Забавно, что в январском номере Dancing Times за тот же 1961 год я нашла небольшую рецензию на выступление Эрика и Марии на гала-концерте Королевской академии танца в Лондоне (8 декабря 1960 года): там они тоже танцевали па-де-де Черного лебедя, и практически вся рецензия была посвящена Эрику, а Марию упомянули только постольку-поскольку, хотя и вполне благосклонно.
Но ничего, Мария взяла реванш осенью 1961 года: когда в Копенгагене они с Эриком танцевали в "Фрекен Юлии" Биргит Куллберг (все мы помним, что роль Яна была одной из знаковых ролей Эрика), и датские критики писали, что фрекен Юлия в исполнении Марии затмила даже Яна в исполнении Эрика. Хвалили Марию и за выступление в па-де-де из "Дон Кихота", и фру Брун, милая добрая матушка Эрика, с удовольствием перевела с листа одну из этих рецензий специально для Марии. И хоть Мария писала, что фру Брун вроде бы не понимала, как сильно раздражают ее сына похвалы в адрес Марии (и настойчивое утверждение, будто Мария его затмила), но сдается мне, все она прекрасно понимала. И наслаждалась. Чудесная была женщина, что и говорить.
А Мария, кстати, тоже была чудесная женщина. Я сейчас перелистывала ее мемуары и думала, что ну она же прелесть, и мемуары ее - тоже прелесть. А еще я давно хотела дать ссылку на очень хорошую статью-некролог о ней: Postscript: Maria Tallchief (1925-2013) (автор: Джоан Акочелла).

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Erik Bruhn

Черновики и черт

главная