• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:01 

Хочешь песенку в награду?
"Жизель" в Стасике уже не в силах спасти даже приглашенные солисты. Впрочем, они и не особо пытались ее спасать. Давно мне не было так скучно в театре: я даже не злилась, я засыпала и в первом, и во втором акте. Разозлилась уже после окончания спектакля, потому что стало жутко жаль потраченного впустую времени. Нет, все, хватит экспериментов, больше я на эту "Жизель" ни ногой, нечего выбрасывать деньги на такую халтуру.
И приглашенные солисты, честно говоря, разочаровали. Вернее, не совсем, Ксандер Париш, которого наши балетоманы, как правило, ругают, мне скорее понравился, чем нет. Он единственный сегодня старался играть - причем играл за себя и за партнершу, она до игры не снисходила, не балеринское это занятие. И в результате получилось, что Альбрехт в Жизель был очень влюблен, а она в него - да пожалуй что и нет. А почему сошла с ума и умерла, а потом спасала от виллис? А по сценарию. Париш, может быть, местами и чуточку переигрывал, и не всегда идеально танцевал, но он был очень красив, на него было приятно смотреть. И он вносил живинку в скучный спектакль.
Олеся Новикова, которую все расхваливают и называют чуть ли не одной из лучших Жизелей вообще и, по крайней мере, лучшей Жизелью в Мариинке, - оказалась безумно унылой. Я сразу оговорюсь: я не знаю, может, в Мариинке это хороший тон - уже с первого появления изображать Жизель какой-то безрадостной утопленницей. Но в результате между Жизелью первого и второго актов нет никакой разницы: большую часть времени она абсолютно невыразительная, бледная, вялая какая-то даже в аллегро, а уж об адажио я и вовсе молчу. Тут еще и оркестр подкузьмил, невыносимо замедляя темпы (сдается мне, это тоже считается хорошим тоном в Мариинке). Так что не только смотреть - временами даже слушать эту тягомотину было невыносимо. Новикова малость оживилась в первом акте в сцене безумия, а во втором акте - уже в самом конце, прощаясь с Альбрехтом. Но большую часть балета она честно проделывала то, что положено было проделывать, и ничего не старалась сыграть. Никакого образа не было, была балерина Новикова, танцующая партию Жизели. Танцевала, кстати, хорошо, легко и музыкально, тут придраться не к чему. Но оттого, что она сама была невыразительна, и танец ее становился невыразительным и никакого особого впечатления не производил. Ну танцует, да, ну, хорошо танцует, и что с того? Правда, вот рядом со мной сидела парочка (о, как мерзко пахло духами от девицы), так они с придыханием называли Новикову гениальной. Проблема в том, что в антракте они еще назвали гениальной Захарову в роли Жизели (в трансляции с Полуниным), так что у меня возникли резонные сомнения касательно их вкуса.
Но я не знаю, в чем тут дело: может, Новикова была не в форме, может, ей было тяжело танцевать в незнакомом театре с незнакомой труппой, может, еще что-нибудь. Вот только, честно говоря, несмотря на чистый танец, ее исполнение сегодня попахивало халтурой. В том смысле - что зачем напрягаться, и так сойдет, и так будут кричать браво. Париш, в отличие от нее, хоть и танцевал не так безупречно, но не халтурил.
Что касается стасиковской труппы - ну, они барабанили свою стопиццотую "Жизель": все давно зазубрено наизусть, можно играть и танцевать, не приходя в сознание. Жесты и реакции отработаны до автоматизма, все четко, все уже до слез знакомо - и безумно скучно. Корда в первом акте хорошо танцевала. Крестьянское па-де-де было, против обыкновения, станцовано почти прилично, но без какого-либо блеска, без прелести и без увлечения. Мирта (Наталия Клеймёнова) была вполне сносная. Ганс (Сергей Мануйлов) ничем новым не поразил: все тоже было давно отработано и знакомо до мелочей. И на фоне куда более тонкой игры Париша его игра казалась слишком уж грубой. И дело даже не в том, что Париш играет пусть переодетого, но аристократа, а Мануйлов - лесничего, а в том, что, опять-таки, Париш заметно старался, а Мануйлов - по-моему, нет.
В общем, уныло все это что пиздец, простите меня.

@темы: "Giselle"

02:26 

Хочешь песенку в награду?
Благодаря Ballet de Luxe я имела возможность дважды посмотреть прелестное бурнонвилевское па-де-де из "Вильгельма Телля" Россини. Раньше я его не видела - и может быть, к лучшему, потому что имеющиеся записи дают представление о хореографии, но им недостает прелести живого исполнения. Мне еще повезло: оба раза станцовано было очень хорошо. В первый вечер танцевали Лена-Мария Грубер и Александр Бозинов - оба молодые, очаровательные и веселые, и оба мне очень понравились, и па-де-де понравилось тоже. А во второй вечер танцевали Киззи Матиакис и Йон Аксель Франссон - и при всем моем уважении к Грубер и Бозинову вынуждена признать, что Матиакис и Франссон обставили их на этом вильгельмотеллевском поле. Не передать, какое это было чудо, с каким юмором и грацией они станцевали эту прелестную маленькую безделушку-bijou, сколько в их танце было маленьких живых деталей, сколько лукавства, кокетства, вот этого чисто бурнонвилевского брызжущего и сияющего счастья. Они изумительно станцованы вместе, Матиакис и Франссон (ах, мои дорогие Эффи и Гурн из одной из "Сильфид" прошлого сезона), и они так тонко реагировали друг на друга, так изумительно контачили и "подсвечивали" и без того светлую и радостную хореографию, что стали для меня, пожалуй, лучшим антидепрессантом и одним из самых ярких и счастливых впечатлений этой поездки. И на поклонах они еще и отожгли дополнительно, когда Киззи, не выходя из образа, требовательно ткнула себя пальцем в щеку: давай, мол, целуй меня, и Йон с выражением абсолютно счастливого и влюбленного... ну, не идиота, но милейшего ослика, - влепил ей потрясающий поцелуй, а потом вприпрыжку унесся за ней за кулисы. Зал был в восторге - а они были явно в ударе. Ох, как бы мне хотелось увидеть их в этом па-де-де еще раз. Вот вроде и маленькая вещичка, и не самая важная у Бурнонвиля, но прелесть же что такое.
Ну и в качестве хоть какой-то иллюстрации выложу запись этого па-де-де в исполнении Дианы Куни и Томаса Лунда - с Бурнонвильского фестиваля 2005 года. К сожалению, станцовано оно тут, на мой взгляд, довольно формально, но виден общий рисунок, настроение отчасти задано, так что для знакомства, наверно, сойдет. Но Грубер и Бозинов и Матиакис и Франссон танцевали гораздо, гораздо лучше.


@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Royal Danish Ballet

10:13 

Хочешь песенку в награду?
Я, наверно, еще напишу о вчерашнем и позавчерашнем спектакле, и может быть, о Копенгагене вообще и о своих блужданиях по нему. Лишний раз поняла, что не хотела и не могла бы тут долго жить. Три дня сходят нормально, на четвертый день начинается дикая депрессия, которую пытаешься снять черт знает чем: сигариллами, коктейлями, прогулками до упаду. Без алкоголя тут и вправду сложновато жить. И без курева. И без балета.
В общем, ладно, потом попробую об этом написать. А пока - хех, на оперном форуме нашла и прочитала запоздалый отзыв на февральского "Билли Бадда" (последний пост на странице). Полезная информация, выжатая из этого отзыва: следующий блок будет вроде бы только весной 2018 года. Черт, как долго ждать, это нечестно! А в остальном... хм, ну ладно, оставим в стороне отношение зрителя к музыке Бриттена. Но черт меня подери, как надо было смотреть и слушать живой спектакль, чтобы увидеть в Клэггарте Гидона Сакса только злодея, который по злодейской своей натуре хотел Билли погубить. И что должен был играть Сакс, чтобы зритель понял, что Клэггарт в Билли влюблен (а зритель этого не понял и не увидел, и при этом явно дал понять, что что-то этакое тут могут увидеть только гомофобы, повернутые на однополости). Наверно, Клэггарт должен был постоянно и активно лапать Билли и делать ему неприличные предложения. Черт возьми, и это притом, что да, можно, по идее, интерпретировать эту роль по-разному, хотя авторы оперы однозначно закладывали в образ Клэггарта эту любовь к Билли, которая губит и Билли, и самого Клэггарта. Но Сакс отыгрывает совершенно ясно и недвусмысленно, что Клэггарт влюбляется в Билли с первого взгляда, и пропевает это, и передает в интонациях, жестах, взглядах, реакциях. Как все это можно не увидеть, я не понимаю. Но факт есть факт - можно. Не видят.
Еще меня посмешили рассуждения автора отзыва на тему, что будь он либреттистом, он бы сделал в "Билли Бадде" хеппи-энд: чтоб от Клэггарта потихоньку избавились, а Билли сделали старшиной бизань-мачты. А Мелвилл пусть вертится в гробу, нечего ему залеживаться.
Хотя вообще-то я тоже за хеппи-энд в этой истории. И за то, чтобы все там жили долго и счастливо. Особенно Клэггарт и Билли. В счастливом гражданском браке.

@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили, Мы очень любим оперу

15:20 

Хочешь песенку в награду?
Вот ведь упорный какой тип завелся у меня в статистике: каждый день приходит, выясняя: "женился ли эрик брун после расставания с нуриевым". Товарищ, успокойтесь: не женился. Однополые браки тогда еще не существовали.

@темы: Erik Bruhn

00:58 

Хочешь песенку в награду?
Кратко о сегодняшней программе Ballet de Luxe: у Грегори Дина обалденно прекрасные стопы, да и сам он весь очень даже ничего, Марсин Купински изумителен в баланчинском "Па-де-де Чайковского" (и само па-де-де - прелесть), Ида Преториус и Андреас Кос довели меня почти до слез в балконном па-де-де из РиДж, Лена-Мария Грубер и Александр Бозинов отлично меня посмешили в бурнонвилевском па-де-де из "Вильгельма Телля". "Тема с вариациями" с Джейми Крэндалл и Йоном Акселем Франссоном - угар и восторг.
Мой любимый Хейнс, увы, был маловыразителен в па-де-де из "Коппелии". Но мне сам номер показался неинтересным, честно говоря. Разочаровали Джонатан Хмеленски и Эми Уотсон в "Фестивале цветов в Дженцано" и в балабиле из "Неаполя". Но больше всех расстроила Киззи Матиакис, откровенно завалившая па-де-де Черного лебедя (она танцевала с Дином, и он как раз был на высоте). Не ожидала я такого от нее.
И в целом, конечно, программа несбалансированная. А "Тема с вариациями" прямо требует к себе в пандан "Сильфиду", как в прошлом сезоне.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet

09:43 

Хочешь песенку в награду?
Торчу в аэропорту, приехала слишком рано, еще почти час до отлета. Спать хочу ужасно, вообще как-то ни на что сил нет. Слушаю "Билли Бадда" для ободрения и разгона сна. Как только выходит уважаемый каптенармус - сразу просыпаешься. Но я не могу, сакраментальная сцена с платочком даже на слух - чистейшая порнография, ну нельзя же так подкатывать к Билли при всем честном народе, ну неприлично же, каптенармус, нет, вы не молчите, вы продолжайте, продолжайте. Обожаю этот момент, Сакс так это поет, что надо быть Билли Баддом, чтобы не понять подтекст. Прелесть.
А еще в сцене с Новичком Клэггарт с такой печалью называет имя того, кого Новичок должен оговорить и предать. Вот сам же понимает, что творит ужасное дело, но не может остановиться, и оттого с такой злобой срывается на Новичке, который еще смеет сопротивляться, когда сам Клэггарт не может себе сопротивляться. В общем, ох. Как все сложно с этим каптенармусом. Билли, дай ему, а то сил же никаких нет, и житья никому нет на корабле, даже капитану.

@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили, Мы очень любим оперу

13:32 

Хочешь песенку в награду?
С огромным удовольствием пересмотрела датскую "Жизель" с Преториус-Косом-Хейнсом-Матиакис. Правда, при пересмотре опять, как после живых спектаклей, ловила себя на мысли: а все-таки надо было записывать спектакль с Доргер и Бирккьяром, только поставить к ним еще Хейнса Илларионом, потому что Хейнс прекрасен. В спектакле с Преториус и Косом было очень много удачных моментов, а первый акт, по-моему, просто очень хорош, но во втором акте им не хватало то ли сил, то ли опыта, и снова - ну, я это еще в живом спектакле заметила, - снова было видно, что у Преториус были проблемы с балансом, и в адажио в некоторых местах ее откровенно пошатывало. И как ни странно, во втором акте, мне показалось, у Преториус и Коса чаще проскальзывало что-то "ромео-и-джульеттовское", чем в первом акте. Хотя и в первом акте тоже были секунды, когда Жизель и Альбрехт превращались в веронских любовников, только что встретившихся на балу и почувствовавших взаимную симпатию. Впрочем, все можно списать на мое субъективное восприятие и на то, что в РиДж Преториус и Кос были настолько изумительны вдвоем, что теперь и на другие балеты, где они танцуют вместе, как будто падают отблески этой риджевской удачи.
Чего я не заметила в живом спектакле - ну, надо было, наверно, для этого сидеть в первом ряду, - как Кос по-детски трогательно и торопливо кивает, когда Мирта приказывает ему прыгать сначала антраша-сис, а потом еще делать две диагонали бризе. Меня эта маленькая деталька - жалобное "да-да-да, я сейчас все сделаю" - умилила и чуточку рассмешила. Но такому юному щенку Альбрехту, каким он получается у Коса, это к лицу. И вот что меня еще порадовало в этом спектакле - здесь вся троица Жизель-Альбрехт-Илларион - очень юны, совсем еще дети, нет возрастного дисбаланса, который часто возникает в "Жизели"- просто потому, что в ролях Альбрехта, Жизели и Иллариона часто оказываются артисты разных поколений, и это все-таки бывает заметно. Я не скажу, что такой дисбаланс - это что-то плохое, нет, его вполне себе хорошо обыгрывают, в более старых версиях "Жизели" Илларион-Ганс вообще часто бывал ощутимо старше Жизели и Альбрехта, так что можно было понять, почему Жизель выбрала Альбрехта, а не Иллариона с рыжей бородищей. Или вот в том же спектакле с Бирккьяром и Доргер получилось наоборот - там Илларион (Магнус Кристофферсен) был совсем юный, застенчивый мальчик, в то время как Альбрехт в исполнении Бирккьяра был тонким, но весьма опытным кавалером, и опять-таки понятно, почему Жизель отдала предпочтение ему, а не Иллариону. А в версии с Косом и Преториус все три стороны этого любовного треугольника очень юны, все по-своему уязвимы - и всех жалко в конце концов.
И еще о Хейнсе - кто о чем, она все об одном - господи, как же он замечательно играет, как он постоянно реагирует в первом акте на каждое появление, чуть ли не на каждое движение Жизели. К сожалению, в трансляции не всегда это показывали, но я-то помню, как во время крестьянского па-де-де Илларион смотрел на Жизель почти неотрывно, ловил каждый ее жест, то улыбался, когда она улыбалась, будто надеялся - что она заметит и улыбнется уже именно ему, то отчаивался и мрачнел, понимая, что все напрасно, она его не видит. А как перед самой диагональю Спесивцевой, когда Жизель улыбалась Альбрехту и явно показывала, что сейчас будет танцевать именно для него, - как Илларион косился на Альбрехта даже не с ревностью, но с невыносимой горечью. И какое у него было потрясенное, перевернутое от боли лицо после смерти Жизели - никакой аффектации, никакого наигрыша, только очень тонко переданное отчаяние, ощущение рухнувшего мира. Нет, не могу, вот пересмотрела, и опять затащилась по Хейнсу "с дикой первозданной силой". Я не виновата, это он такой замечательный.
Что-то еще хотела сказать. А, да, вот пересмотрела в трансляции крестьянское па-де-де - на этот раз внимательно, а то в живом спектакле то и дело отвлекалась и глядела на Иллариона, который глядел на Жизель (подглядывание за подглядывающим, ага). Ну все-таки вот и Балдуин и Хмеленски лучше станцевали в следующем спектакле, с Доргер и Бирккьяром. Тут они выглядели не совсем уверенно, что ли, хотя и были очень милы. Да, еще что касается финала первого акта - как мне нравится, что Шандорф и Хюббе решительно выкинули мизансцену с Альбрехтом, бросающимся на Иллариона с мечом, и вообще весь этот обмен безмолвными репликами: "Это ты виноват! - Нет, ты!". Конечно, и это можно сыграть прекрасно, и играют ведь, но мне больше нравится так, как это получилось у датчан: когда Илларион не обвиняет Альбрехта, и уж тем более Альбрехт - не обвиняет Иллариона, но когда Илларион показывает, как будто сам себе не верит: смотри, она же мертва. Жаль, не помню совсем, как это отыграли Кристофферсен с Бирккьяром. Но все-таки Кристофферсен был менее выразительным Илларионом, чем Хейнс, и эта мизансцена в его исполнении могла быть не такой яркой.
И еще, конечно, хочется отметить Берту - Метте Бёдтчер. В одном отзыве на американском балетофоруме ее назвали "слишком гламурной", а по-моему, она очень хороша. И кто сказал, что Берта непременно должна быть простой крестьянкой в платке? Вот и в моей любимой "Жизели" с Карлой и Эриком Берта тоже была явно не из простых - а как хороша. Ну и здесь, конечно, Берта вполне на своем месте - и мне нравится, что ее мимическую сцену, где она рассказывает дочери о виллисах и предостерегает: мол, не следует слишком увлекаться танцами, - эту сцену не выбросили совсем, а только подрезали. И кордебалет, конечно, здорово реагирует: кто верит, а кто хохочет и рукой машет - мол, бабушкины сказки.
Киззи Матиакис - Мирта - как мне показалось при пересмотре, тоже была лучше в следующем спектакле: с Доргер и Бирккьяром. Но мне нравится ее нетипичное прочтение роли: Мирта в ее исполнении в начале почти мягка и очень печальна, с сестрами-виллисами она - первая среди равных, не повелительница и королева, а как будто вот именно что старшая сестра. Но стоит появиться мужчине - и эта маленькая, хрупкая Мирта становится такой же безжалостной, как и Мирты в других постановках. Ничего личного, она просто выполняет свой долг. И кордебалет виллис, конечно, прекрасен - хотя опять же, опять же в следующем спектакле они были еще прекраснее и опаснее. Но и здесь тоже - ах, они хороши, эти лунные менады.
В первом акте, кстати, кордебалет тоже прекрасен - но я это и во всех живых спектаклях отмечала. Но лишний раз хочется порадоваться: какие они здесь все живые, как играют, как реагируют на происходящее на сцене, а не просто механически оттанцовывают свои выходы и подпирают потом стенки. И лишний раз, опять же, хочется вспомнить Хейнса в спектаклях 17 и 19 ноября - с Доргер и Бирккьяром и с Крэндалл и Дином соответственно. Он тогда тоже был одним из кордебалетных мальчиков - и боже, как он жил на сцене, как заигрывал с девицами, глазки строил, лапки целовал, улыбался, в два счета перетягивал внимание на себя. А в спектакле 19 ноября еще и бросал пламенные взгляды на Альбрехта-Дина, в то время как еще один "вчерашний Илларион", перешедший в корду, - Магнус Кристофферсен - так же смотрел на Крэндалл-Жизель. В общем, в том спектакле прям на глазах рождались очень неожиданные пейринги. Хотя в целом спектакль 19 ноября показался мне слабее и спектакля с Преториус и Косом, и спектакля с Доргер и Бирккьяром.
Уф. В общем, хотела написать об одной "Жизели", написала в итоге о трех, и все невнятно. Эх, перечитывала попутно свои заметки, написанные сразу после этих ноябрьских спектаклей, и думала, что надо бы все-таки взять себя за уши и попробовать хоть о спектакле с Бирккьяром и Доргер написать подробнее. Но это уж если и напишу, то только когда вернусь из Дании. А может, и не напишу, лень будет, как обычно, я себя знаю.

@темы: Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet, "Giselle"

12:39 

Хочешь песенку в награду?
Ну наконец-то, датские телевизионщики расщедрились и показали вчера ноябрьскую телетрансляцию "Жизели", запись спектакля от 15-11-2016: с Идой Преториус, Андреасом Косом, Себастьяном Хейнсом, Киззи Матиакис, Джонатаном Хмеленски и Кэролайн Балдуин. Эту "Жизель" можно посмотреть онлайн вот здесь: www.dr.dk/tv/se/opera-og-ballet-det-kgl-teater-... Если кто-то сумеет еще ее и скачать - тот будет герой. Я пока не смотрела, до вечера не посмотрю, времени нет, но пока проверяла - идет ли вообще? - нашла в показываемом в самом начале зрительном зале свою рыжекрасноволосую голову.
Ай, нет, не удержалась, прыгнула еще в сцену затанцовывания Иллариона - ох, как хорошо, в "живом" спектакле это воспринималось еще сильнее, но и тут здорово, и Хейнс, моя зайка, просто прекрасен. Ну до чего же он талантливый мальчик, я не могу. Даешь больше, больше спектаклей с ним и видеозаписей! И "Сильфиду", конечно, это мое уже традиционное требование.
UPD. Михаил Александрович с балетофорума выложил скачанную запись на яндекс-диске: yadi.sk/i/U0_JJ-zE3GZXAh

@темы: Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet, "Giselle"

13:00 

Хочешь песенку в награду?
Первое апреля - кому день дураков, а кому еще и день смерти Эрика Бруна. Тридцать один год прошел. Не зря ко мне в дневник пару дней назад приходили по поисковой фразе "эрик брун умер". Протестую! Эрик Брун бессмертен.
И фотография будет жизнерадостная: нет, Эрик, конечно, мрачен, как шпион на допросе, но Сьюз Уолд сияет за двоих. В Копенгагене в книжном листала ее мемуары, искала чего-нибудь про Эрика, естественно. Когда в 1974 году они вместе играли в "Расёмоне", то у них была общая гримерка, и Эрик, пока они готовились к спектаклю, все время смешил Сьюз до упаду, так что она хохотала, как сумасшедшая. Пересказываю, конечно, не дословно, но общий смысл был именно такой. В общем, прелесть что за человек этот Эрик.


@темы: Erik Bruhn

17:59 

Хочешь песенку в награду?
Я когда-то уже выкладывала эту фотографию, но сегодня нашла ее в другом размере, побольше, и просто не смогла пройти мимо. Как же меня бешено кинкает "Сильфида" Хюббе, как меня бешено кинкает этот лощеный, холеный, бессердечный и зловещий колдун Мэдж в исполнении Хюббе, заявляющийся на свадьбу к своему любовнику, хрупкому и нервному Джеймсу (Ульрик Бирккьяр изумителен в этой роли). И их отношения, и разница в возрасте, и вся их линия, вписанная в "Сильфиду", и финальный поцелуй - все это один большой, невероятно прекрасный и возбуждающий кинк, и я не знаю, что еще сказать, разве что опять воззвать к ноосфере: либо сделай так, чтоб "Сильфида" вернулась в репертуар - и чтоб Хюббе снова исполнил роль Мэджа, либо хотя бы пошли мне видеоверсию "Сильфиды" - и да, желательно с Хюббе и с Бирккьяром. Ну пусть это будут пиратские отрывки, я согласна. Хотя лучше бы все целиком. И лучше бы все сразу - и видеоверсию, и "Сильфиду" в репертуаре. И хотя бы я и жадничаю. Зато - от чистого сердца.


@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet

23:09 

Хочешь песенку в награду?
Почти год спустя посмотрела снова "Орфея и Эвридику" в Стасике. Ох, какая чудесная опера и какая чудесная постановка. Завтра опять пойду - и наверное, 21 июня тоже, я чувствую, что готова смотреть каждый спектакль, пусть только дают. Подробно об этой постановке я уже писала вот здесь, повторяться не буду. Екатерина Лукаш (Орфей) была сегодня изумительна: потрясающий голос, замечательная игра. Она очень тонко исполняет эту двойную роль: Орфея-в-спектакле-для-королевы и графини Полиньяк, фаворитки королевы, играющей Орфея в спектакле для нее. И благодаря тончайшим оттенкам, тончайшим переливам в мимике, в движениях, в жестах видно, как она переходит из одной роли в другую, как в ней сочетаются два образа, два существа. Не знаю, задумывала ли это Ирина Лычагина, режиссер-постановщик "Орфея и Эвридики", но лесбийские, сафические обертоны в этой постановке были очень сильны - и вовсе не потому, что роль Орфея исполняет женщина, а потому, что роль Орфея исполняет женщина, в которую влюблена королева. Сегодня эта линия Орфей-Полиньяк/королева затмила все остальные линии - может быть, в первую очередь благодаря очаровательной королеве в исполнении Анастасии Першенковой. У нее с Орфеем-Полиньяк была очень отчетливая химия: с первой же сцены, где Орфей оплакивает умершую Эвридику, - и до последней сцены, где Полиньяк покидает свою королеву. Эта маленькая, хрупкая, прелестная королева была взбалмошна, кокетлива и беспечна в первом акте, - но во втором акте она становилась все беспокойнее, все печальнее, и даже счастливый конец в сыгранном для нее спектакле не мог совсем утишить ее тревогу. Она будто предчувствовала, что сама станет Эвридикою, навсегда расстанется со своим Орфеем. И Першенкова потрясающе сыграла эти всплески страха и отчаяния, прорывающиеся сквозь веселье. Ну и конечно, ее королева была откровенно и прямо влюблена в Полиньяк-Орфея - гордую, несколько даже холодную, ускользающую в конце. И во втором акте ощутимо ревновала этого Орфея к его Эвридике - хоть и понимала, что это лишь спектакль, но все-таки мрачнела и хмурилась, когда Орфей находил Эвридику в Элизиуме, и уходила, оставляя их наедине, и возвращалась лишь в финале, когда Амур возвращал Орфею во второй раз потерянную Эвридику. И в апофеозе королева почти похищала Орфея у Эвридики, танцевала с ним-ней, словно показывая, что вне спектакля Орфей-Полиньяк все-таки принадлежит ей, это ее фаворитка. И утвердив вот так свои права на Орфея, переставала дуться на Эвридику, улыбалась ей вполне милостиво и дружелюбно.
Эвридикою сегодня снова была, как и год назад, Инна Клочко, и боже мой, до чего она хороша. Опять она потрясающе сыграла преображение бесплотной, равнодушной тени в земную, страстную, требовательную, капризную, чуточку даже стервозную женщину. И голос у нее восхитительный, я ее слушала и жалела, что вот сейчас, сейчас еще немного - и она замолчит, а мне мало, мало. Но завтра я ее опять услышу (а вот Орфей будет другой - Анастасия Хорошилова).
"Vieni, appaga il tuo consorte" Клочко и Лукаш сегодня спели просто потрясающе. Вот правда, в их пении было что-то райское, что-то элизиумное.
А вот Амур сегодня показался мне слабее, чем в прошлый раз. Тогда им была Дарья Захарова - и это был прелесть какой звонкоголосый и шкодливый Амурчик. Сегодня же в этой роли вышла Лилия Гайсина - это был ее дебют, и чувствовалось, что она еще не вполне освоилась и вообще волнуется. И голос ее звучал нехорошо - надеюсь, что только от волнения. И надеюсь, что завтра уже будет лучше. То же самое относится и к другому дебютанту - Андрею Батуркину. Он спел шутливую арию короля не слишком выразительно, Денис Велев год назад был интереснее в этой роли. Но я тоже надеюсь, что Батуркин еще освоится с этой ролью и будет не хуже Велева.
И конечно, нельзя не отметить прелестных фрейлин - Анну Максимову и Елену Подмогову. Они, как и год назад, были очаровательны, лукавы и грациозны.
И хор тоже был хорош. И оркестр. И вообще - ну, очень мне нравится эта постановка, и опера нравится, и как я рада, что в Стасике дают "Орфея и Эвридику" - пусть реже, чем мне бы хотелось, но чаще, чем, например, несчастную "Татьяну". Нет, решительно, непременно пойду еще и в июне. И хорошо бы, чтоб в июне Орфеем снова была Лукаш, а королевой - Першенкова. Хочу еще раз взглянуть на их взаимодействие в этом спектакле. И интересно будет завтра сравнить с их Орфеем и королевой линию Орфей-Полиньяк/королева в исполнении Хорошиловой и Полины Ерлыкиной.

@темы: "Орфей и Эвридика", Мы очень любим оперу

21:14 

Хочешь песенку в награду?
Замечательная поисковая фраза в стаститике: "женился ли эрик брун после расставания с нуриевым". Еще бы не женился. Я этой его жене даже тэг отдельный посвятила.

@темы: Erik Bruhn

22:24 

Хочешь песенку в награду?
Фотография вырезана из газеты, я ни при чем, за качество не отвечаю. Эрик в 1980 году дрессирует мальчиков в Балете Сан-Франциско. Берегитесь и заткните уши: сейчас я опять буду громко восхищаться осанкой Эрика, грацией Эрика, руками Эрика, наклоном головы Эрика, шеей Эрика и вообще всем Эриком с головы до ног. Страшно, да? Ну ладно, не буду я восхищаться. И так уже всем все ясно - и с Эриком, и со мной.


@темы: Erik Bruhn

17:29 

Хочешь песенку в награду?
Режиссер Svaneblod зафрендила меня в фейсбуке, я прочитала уже две восторженных рецензии на этот спектакль, и по-моему, я если и не главный champion "Лебединой крови" в фейсбуке, то совершенно точно - один из основных поставщиков лайков. Но я заранее в страшном восторге и изо всех сил желаю спектаклю успешного проката - сначала в Орхусе, а потом и в Копенгагене. Скорее бы май! Впрочем, хорошо, что май еще не совсем скоро, я все-таки пытаюсь натренировать уши на восприятие датского на слух - и поэтому мне нужно время, чтобы подтянуть "аудиальную восприимчивость" и получить возможность хоть что-то понять в этом спектакле.
И я считаю, что очень удачно подобрали актера на роль Эрика. Пусть тут нет безупречного внешнего сходства, но есть что-то такое в осанке, в чертах лица, в линиях тела, что меня убеждает. Хотя, конечно, посмотрим, каков он будет на сцене и в спектакле.



@темы: Erik Bruhn

15:16 

Хочешь песенку в награду?
На моем нежно любимом балетофоруме объявилось очередное чудо: некий зритель съездил в Питер на "Сильфиду" в Мариинке и оставил подробный отзыв. Кое-что из этого отзыва я даже процитирую, чтобы показать масштабы идиотизма: "Сильфиду я видел неоднократно. Сам по себе спектакль так себе (понятно почему - ему ж почти 200 лет), не зрелищный, музыка не дотягивает до стандартов будущих балетов, но для основоположника классического балета это все простительно". Фэйспалм. Ну и еще прибавил про "бедность оригинальной хореографии". Двойной фэйспалм. И все это изрекается с таким авторитетным видом, что вот-де раньше жили и ничего не понимали, а тут пришел зритель и открыл всем великую истину.
После таких откровений нужно срочно прочитать что-нибудь хорошее и разумное. А что может быть лучше и разумнее интервью Эрика Бруна как раз о "Сильфиде"? Это 1983 год, Эрик работает над постановкой "Сильфиды" в АБТ. По-моему, прекрасная статья, и Эрик говорит в ней много интересного - кое-что уже было сказано прежде, кое-что уже было прежде напечатано в других статьях, но Эрик умеет сказать одно и то же так, что это не выглядит скучным повторением и пережевыванием давно известной мысли. Ну и конечно, его рассуждения о "Сильфиде" и об иллюзии в балете - замечательны, как всегда.


@темы: "La Sylphide", Erik Bruhn

12:57 

Хочешь песенку в награду?
Все фотографии Константина в образе вдовы Симоне из "Тщетки" в два счета повышают мне настроение, и этот снимок - не исключение. Господи, какая вдова! Молоденькая, свеженькая, зубастая, жаль только, чепчик дурацкий, но чепчик положен по канону. И девицы вокруг хороши: Карин Тессмер, Гизелла Витковски, Мавис Стайнес и Коллин Кул. 1977 год; похоже, именно об этой вдовушке Патрисия Барнс и писала в сентябрьском Dance and Dancers за тот год: "Patsalas in particular produced a thoroughly different interpretation from those we have become accustomed to. His Widow batted her eyelids, flirted outrageously and was altogether madcap and delightful". Ну прелесть же вообще.


@темы: Constantin Patsalas

13:05 

Хочешь песенку в награду?
За что люблю Dance Magazine - за то, что никогда не знаешь, на что там можно наткнуться, в каждом номере тебя могут поджидать пусть не россыпи, но хотя бы крупинки золотого песка. Вот так читаешь, читаешь хронику "что где, кто куда и кто когда" в начале номера и вдруг видишь сообщение о том, что на состоявшемся там-то и тогда-то приеме с ужином и танцами Эрик Брун с Марией Толчиф выдали зажигательный твист. После ужина, конечно. И так это прелестно, что я прям вижу, как они твистуют, зажигая танцпол. Молодцы.
А вообще в танцевальном мире США - скандал. Ну, только не сейчас, а тогда, в 1964 году. Взахлеб читаю о том, как перед самым новым годом Фонд Форда решил поиграть в Санта-Клауса и выделил девять грантов на сумму под 8 млн. долларов - нескольким балетным компаниям США. Сначала все сказали: ура! Потом пригляделись и поняли, что ура-то ура, но как-то все это... Потому что выяснилась, что львиная доля денег достанется Нью-Йорк Сити Балле и "пристегнутой" к нему Школе Американского балета: 2 млн. долл. и 2,5 млн. долл. соответственно (плюс еще дополнительный грант Школе американского балета - в размере 1,5 млн. долл.). Всем остальным огрантованным доставались куда меньшие суммы: около 650 000 долл. - Балету Сан-Франциско, 400 000 долл. - Национальному балету Вашингтона, 295 000 долл. - Балету Пенсильвании (где Баланчин, между прочим, работал artistic advisor), 175 000 долл. - Балету Уты, 174 000 долл. - Хьюстонскому балету, 144 000 долл. - Бостонскому балету. Фонд Форда ясно и недвусмысленно дал понять, что считает достойной развития и поощрения лишь одну, так сказать, "линию" в области балета: линию, проводимую Баланчиным и Кирстайном, линию Нью-Йорк Сити Балле и Школы Американского балета. Все остальные шесть огрантованных компаний оказались так или иначе связанными с НЙСБ и Баланчиным, их художественная политика в той или иной мере отражала вкусы и предпочтения Баланчина - причем до такой степени, что в статье в Dance Magazine, посвященной всем этим волнениям вокруг гранта, прямо назвали все эти компании - сателлитами НЙСБ. Может быть, это преувеличение, но такое чувство, будто преувеличение не слишком большое.
При раздаче грантов очень показательно обошли, во-первых, две значительных балетных компании США, а именно - Американ Балле Тиэтр и Балет Роберта Джоффри (только что вернувшийся с чрезвычайно удачных гастролей по СССР), а во-вторых - все компании современного танца: от Марты Грэм до Мерса Каннингема, от Анны Соколов до Хосе Лимона. Ничего не получили и небольшие региональные балетные компании. В результате после минутного общего вопля восторга: ура! нам дали денег! - танцевально-балетный мир США понял, что денег дали далеко не всем, что, в сущности, очень многих выразительно щелкнули по носу и дали понять, что неверной дорогой они идут, товарищи, а надо двигаться под знаменем баланчинизма, и тогда всем будет счастье. Очень интересно читать в Dance Magazine подборку отзывов с двух сторон: недовольные - от Сола Хьюрока и Теда Шоуна до Аллена Хьюза и Уолтера Терри (Хьюз и Терри - это танцевально-балетные критики, Хьюрок - ну, это Хьюрок, главный импресарио всея Америки, Тед Шоун - Папа Шоун, отец-основатель современного танца в США) - критикуют раздачу слонов-грантов по самым разным поводам, практически не повторяя друг друга (а поводов находится много), а довольные - Баланчин, Кирстайн, Роббинс - рассуждают в стиле "ачотакова" и радуются полученным деньгам. Конечно, так и должно быть, ну не горевать же им из-за того, что им денег дали, а другим не дали. Но производит это странное впечатление. Вроде и понимаешь, что придраться не к чему, а нехороший осадочек остается.
Но чертовски увлекательно читать об этих внутрибалетных разборках пятидесятилетней давности.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Erik Bruhn

16:45 

Хочешь песенку в награду?
Вот таким вы Раймундо де Ларрена еще не видели. Человек решил радикально сменить имидж: в начале шестидесятых годов это было такое утонченное существо с бутоньеркой и в элегантном костюме, в конце шестидесятых - ну, вот, сами видите, модный фотограф в полосатых штанах. И в каком виде на него ни посмотришь - хорош. Ну да, чуточку смешон, но хотя бы не в змеиной коже с ног до головы, и то ладно.
Пора заводить с ним тэг.


@темы: Raymundo de Larrain

13:50 

Хочешь песенку в награду?
Разорилась на двадцать долларов и сделала себе месячную подписку на Newspapers.com. Надо все-таки взяться посерьезнее за периодику про Раймундо, поискать какой-никакой информации, чтобы, может быть, использовать ее в тексте. Впрочем, может быть, ничего и не использую, потому что текст разгильдяйский и фантастический, но хоть сама буду чувствовать себя увереннее, имея дело с таким типом, как Раймундо.
Пока, однако же, я читаю статьи не про Раймундо, а про Эрика - их много накопилось со времен моего последнего захода на Newspapers.com. Можно даже понадергать фотографий - пусть качество будет газетное и не всегда хорошее, но где еще такие снимки раздобудешь? А в одной из Observer'вских статей небезызвестного Александра Бланда, единого в двух лицах, нашла вообще прелестное: сначала Эрика обозвали норвежцем, а потом рассказали, что он снимался на телевидении в "Фрекен Юлии" вместе с Кирстен Симоне. Жаль, не пишут, была ли это полнометражная телеверсия балета или какой-то отрывочек. Но вот поди ж ты. В копилке неуловимых теле- и видеозаписей с Эриком - новое пополнение. Впрочем, если учесть, что запись эта 1959 года, то, увы, больше шансов на то, что ее смыли или потеряли.
Мрачнейшая фотография Эрика, сделанная в 1972 году или несколько раньше.


@темы: Erik Bruhn

13:17 

Хочешь песенку в награду?
Ульрик Бирккьяр ночью выложил на youtube видеозаписи трех па-де-де из "Дамы с камелиями": постановка КДБ 2014 года, танцуют он сам и Гудрун Бойесен (она уже вышла в отставку). Моя реакция: а) уррррра! б) Ульрик, не мелочись, выкладывай "Сильфиду", желательно с финалом! в) где бы раздобыть целиком запись этой "Дамы", очень уж интересно посмотреть все от начала до конца. Абсолютно иная нюансировка и подача, совсем не так, как, например, у французов или у БТшников в их версиях ДсК. Мне, пожалуй, больше всего понравилось синее па-де-де (оно же "фиолетовое", но у нас принято называть его "синим"). Хотя и белое, и черное па-де-де тоже были интересны. Бирккьяр понравился больше Бойесен, хотя и она была очень хороша (и уж во всяком случае - много лучше Захаровой). Но наверно, Аньес Летестю для меня - идеальная Маргарита, и я не могу не сравнивать других Маргарит с ней.
И кстати, оказывается именно в этом составе - с Бойесен-Маргаритой и Бирккьяром-Арманом кавалером де Грие был кто? ну конечно, он, Себастьян Хейнс. Вроде бы мелочь, а хорошо как. Но теперь тем более хочется увидеть спектакль целиком - у де Грие там партия хоть и не слишком большая, но ее можно сделать очень интересной (что в свое время доказал Хосе Мартинес).






@темы: Royal Danish Ballet, John Neumeier and his ballets

Черновики и черт

главная