00:45 

Хочешь песенку в награду?
Гифка маленькая, медитативная, биллибаддовская: каптенармус Клэггарт пришел наводить порядок на вверенном ему корабле. Капитану Виру неуютно, но что капитан может поделать? У него вообще день не задался, кругом туман, в тумане французы, а тут еще и каптенармус с хлыстом.


@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу

02:22 

Хочешь песенку в награду?
Нашла у себя скан, сделанный больше года назад, но так и не выложенный. Алисия Маркова и Эрик в "Жизели", 1955 год. Эрику - да, Алисии - да, но костюмам - нет, нет, нет! Изумительное уродство - что "матроска" Альбрехта, что цветочки и ленточки Жизели. При этом Эрик даже в таком отвратительном костюме умудряется выглядеть почти авантажно: о, этот профиль, о, эта шея. А Маркова, увы, больше похожа на куклу, чем на виллису - но это точно костюм виноват.


Вопрос: Нравится (несмотря на костюмы)?
1. Нравится (несмотря на)! 
9  (100%)
Всего: 9

@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn, "Giselle"

12:59 

Хочешь песенку в награду?
Эрик, Соня Арова и Уолтер Терри в Джейкобс-Пиллоу, 1957 год. Фотограф - John Van Lund, фотография взята отсюда.


@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn

20:56 

Хочешь песенку в награду?
В фейсбуке получила поздравления от Ханны, режиссера Svaneblod. Помню о "пяти рукопожатиях" (я уже выводила эту цепочку: я - Ханна - Леннарт Пасборг - Эрик), поэтому у меня теперь ощущение, как будто - ну, совсем чуть-чуть, - меня поздравил сам Эрик. Ха-ха.

01:15 

Хочешь песенку в награду?
Так. Никто не хочет подарить мне на д/р пять-шесть сотен евро? А то мне, оказывается, позарез нужно в Нидерланды, а я только сейчас об этом узнала, когда денег на новые поездки у меня уже не осталось (внеплановая Прага все-таки пробила маленькую дыру в моем бюджете).
Во всем прошу винить этого ужасного человека - Себастьяна Хейнса, сбежавшего из КДБ в Nederlands Dans Theater. Он там теперь живет припеваючи, репетирует в новом балете Эдварда Клюга, а я смотрю, что он репетирует, и, извините, горю. В самом деле, судя по репетиционному ролику, там будет отличный мужской дуэт в исполнении Хейнса и - Луки Тессарини (он, оказывается, перешел в NDT в прошлом сезоне, а до этого танцевал в Гамбурге у Ноймайера). Хочу. Безумно хочу, но понимаю, что это мне никак не светит. Только если в самом деле прилетит волшебник и даст мне много денег за мои красивые глаза и любовь к балету (и одному такому балетному юноше).
Ладно. Буду смотреть на эту гифку и говорить себе, что всюду поспеть и все увидеть невозможно, чем-то надо жертвовать.


@темы: Sebastian Haynes

16:31 

Хочешь песенку в награду?
Обещанная глава об Эрике из мемуаров Джона Грюна Callas Kissed Me…Lenny Too!. И фотография оттуда же - я почему-то не отсканировала ее в свое время, теперь исправляю этот недочет. Слева направо: Джулия Грюн, Эрик, Лиза Райнхарт, за спиной у Эрика стоит сам Грюн. Фотография сделана в семидесятые годы.




@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn - articles, Erik Bruhn

03:02 

Хочешь песенку в награду?
Я когда-то выкладывала переписанный текст, но вот так, почти в "натуральном виде", это письмо шибает еще сильнее. Конечно, он знал, что умирает, конечно, это письмо было окончательным прощанием. А жить тогда Эрику оставалось всего две недели.
Нашла я это письмо на сайте НБК, в "виртуальном музее". Там много занятного, например, можно прочитать рецензию на ЛО Эрика в Dance Magazine (майский номер 1967 года). Я когда-то поленилась сканировать эту статью из своего журнала, а теперь и сканировать не нужно, добрые люди из НБК все сделали. Молодцы. Пусть продолжают в том же духе и пополняют свой музей.


@темы: Erik Bruhn

12:45 

Хочешь песенку в награду?
По-моему, я уже столько матчасти об Эрике выложила в сеть, что могу завести маленькую сетевую библиотеку имени Эрика Бруна. Материалов хватит. Еще одно поступление в фонд: я наконец-то отсканировала интервью с Эриком из книги Джона Грюна The Private World of Ballet. Можно еще раз прочитать об отношениях Эрика с матерью, с Рудольфом, с Баланчиным, с Люсией Чейз, с балетом, с ролями, с самим собой. И как всегда, интересно сравнивать то, что он говорил в этом интервью, - с тем, что он рассказывал при других обстоятельствах, в том числе тому же Грюну - позднее, при работе над биографией Erik Bruhn - Danseur Noble. Эх, как жаль все-таки, что великолепный Грюн не так-то много внимания уделил Эрику в своих мемуарах: как водится, он все больше трепался о Рудольфе, которым был не на шутку увлечен. А может быть - я когда-то уже высказывала такое предположение - что-то в Эрике было такое, что удерживало Грюна от легкомысленного трепа о нем, поэтому Грюн и писал о нем гораздо сдержаннее, чем о многих других людях, угодивших в его круг общения, а потом и в его мемуары.
Может быть, я еще отсканирую главу об Эрике из мемуаров Грюна. Сейчас перечитываю ее и думаю, что она вполне достойна помещения в мою сетевую эрикобиблиотеку.
А пока - вот, много прямой речи от Эрика, немного прямой речи от Грюна, наслаждайтесь:


Продолжение

Ну и вот что. Я вижу, среди моих подписчиков стали появляться люди, которым Эрик интересен. Я не предлагаю непременно вступать со мной в диалог, но если те материалы, что я выкладываю, вам пригодились, заинтересовали вас или развлекли, можно сказать мне в комментах спасибо.

@темы: Erik Bruhn - articles, Erik Bruhn

16:09 

Хочешь песенку в награду?
Сама вырезала гифку, сама зависла, как будто никогда раньше этот момент в трейлере не видела. Не знаю, что нового сказать, все уже сто раз повторено: это сногсшибательный кинк, даже кинкище, это самая крышесносная версия "Сильфиды" - из тех, что мне довелось посмотреть, и до чего жаль, что мне не удалось увидеть Хюббе в роли Мэджа, я, наверно, буду вечно сожалеть об упущенной возможности - и вечно мечтать о том, чтоб всплыла хоть какая-нибудь видеозапись, хоть паршивенький бутлег этой "Сильфиды" - с Бирккьяром, Гриндер, Хюббе и компанией.
Ну вот, я же говорю: ничего нового. Да и ладно. Как же мне нравится здесь Бирккьяр-Джеймс, и не пытающийся сопротивляться, принимающий смертельный поцелуй Мэджа как наказание и искупление своей вины. Хотя... э, чего там, хотя Дин-Джеймс, сам бросавшийся к Мэджу-Хейнсу и целовавший его, мне тоже очень нравится. Но это уже другая история.


@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet

02:03 

Хочешь песенку в награду?
Перелистывала мемуары Фрэнка Аугустина и поняла, что в свое время забыла отсканировать оттуда фотографию с Эриком. Теперь исправилась и отсканировала. Заодно перечитала, как трудно Аугустину было общаться с Эриком: конечно, он был в восхищении и все такое, как же, это ведь великий Эрик Брун, но в то же время ему было очень неуютно оттого, что этот самый великий Эрик Брун обожал рассказывать истории о своих собратьях-танцовщиках - и нисколько не щадил их в этих историях, заставляя Аугустина - вполне оправданно - гадать, что бы Эрик сказал о нем самом, если б его не было в комнате. Язычок у Эрика был острый и жалящий, и сдается мне, Эрик действительно получал огромное удовольствие, вот так насмехаясь над "отсутствующими в комнате". Еще один выразительный штрих к его очаровательному образу. Но вот, кстати, за что люблю мемуары Аугустина - за то, что он хоть и отчетливо уважает Эрика и восхищается им, но пишет о нем без придыхания, рисует его портрет без прикрас - и Эрик выглядит в описании Аугустина, прямо скажем, изрядным врединой. И очень живым, и мне это нравится.


Вопрос: Хорош ли вредный Эрик?
1. Хорош, еще как хорош! 
12  (100%)
Всего: 12

@темы: Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn

12:40 

Хочешь песенку в награду?
Я в фейсбуке эту историю рассказывала, а здесь, кажется, нет. Когда в 1952 году несколько руководящих морд Королевского датского балета не хотели принимать Хеннинга Кронстама в компанию из-за его гомосексуальности, Вера Волкова свернула газету в трубку и побила одну из руководящих морд по башке, крича: "Если вы вышвырнете этого мальчика, я тоже уйду!".
То ли угроза была убедительной, то ли газета, а только Кронстама взяли в КДБ, и он вырос в одного из выдающихся танцовщиков своего поколения.

Лето кончилось, я решила, что раз осень, то можно уже не сдерживаться, и стала спускать деньги на книжки и все-такое-прочее. Заказала на ebay несколько разрозненных номеров Dancing Times - в том числе, кстати, один номер со статьей, посвященной десятилетию смерти Волковой. Может быть, там будет что-нибудь об Эрике - или от лица Эрика. Потом пошла на abebooks, который на днях падал, но восстал из мертвых, купила разом: биографию Кронстама, еще два сборника Ballet Annual, сборник балетно-критических статей Дики... простите, Ричарда Бакла, сборник статей о международной конференции, проведенной по случаю двадцатипятилетия НБК, и наконец, книгу Dance, Sex, and Gender: Signs of Identity, Dominance, Defiance, and Desire. Хотела еще прикупить биографию Харальда Ландера, да что-то за нее больно много хотят, а я не настолько люблю Ландера, чтоб платить за него тридцать долларов без доставки. Попробую в ноябре поискать его в Копенгагене, мне кажется, я там видела эту книгу (правда, вроде бы на датском, но кто знает, может, удастся и в английском переводе ее раздобыть).
А пока что продолжаю продираться сквозь мемуары Берил Грэй - уже из чистого упрямства. Невыносимая, адская скучища, событий вроде бы много, но все изложено так монотонно и уныло, что после двух-трех глав начинаешь зевать. Честное слово, если выбирать между ее мемуарами и мемуарами сэра Питера Райта - точно выберу Райта, пусть там не хватало крепкой редакторской руки, пусть сэр Питер иногда ощутимо забалтывался и тоже заставлял читателя-меня скучать, но все же интересных событий и историй там было намного больше, чем у Грэй. Так что пока ее мемуары я никому не посоветую. Впрочем, посмотрим, может, дочитаю до конца и изменю свое мнение.

О, кстати, о сэре Питере Райте. Я дней десять назад вспоминала, что он рассказывал о Рэе Барре, но забыла, что год назад даже цитировала его рассказ дословно вот в этом посте. Вообще, кажется, пора наводить порядок и придумывать новые тэги, одного общебалетного тэга становится слишком мало.

@темы: Henning Kronstam, Не только Дягилев или "вообще о балете"

01:01 

Хочешь песенку в награду?
Пересматриваю "Билли" с Лангриджем, Алленом и ван Алланом и кайфую. А в Праге уже выложили полный состав на январь: все незнакомые, кроме Сакса, но тем интереснее. Жаль только, Новичок опять подкачал внешне, ну что за манера ставить на эту роль довольно упитанных теноров? Наши Новички - приятное исключение: что Волков, что Гийсбертсен - оба стройные, Гийсбертсен даже скорее тощий.
Вместе с gr_gorinich шарились по youtube в поисках трейлеров, отрывков и хоть чего-нибудь из разных постановок "Билли Бадда". Наткнулись на Come along, Kid! уже не помню откуда: Друг Новичка там был вполне строен и симпатичен, но Новичком был дюжий и ражий детина, которого еще и раздели догола, так что он пел, развалившись на сцене и целомудренно прикрывая пах какой-то рогожкой. Мы решили, что это Новичок только что из бани: получил двадцать веников, малость угорел, а теперь приходит в себя и жалуется на жизнь. Ему бы пивка холодного, да воблы - закусить. Ой, я поняла, это же Новичок, побывавший на Острове неподдельного счастья. Вобла оттягивает, и все такое. Хотя я чувствую, что постановщик ничего подобного не имел в виду, но ассоциации - они такие, они суровы.
А возвращаясь к ENO'вской постановке: какое удовольствие - пересматривать ее и переслушивать, и замечать новые и новые мелочи. Например, как Вир прикасается ладонью к спине Билли, как будто подталкивая его - ударить Клэггарта. Выглядит это двусмысленно и даже жутковато. Или язык тела Вира в разговорах с Клэггартом: как он напрягается, раздражается, как ему не терпится скорее удрать от этого настырного каптенармуса; а уж когда он слышит обвинения в адрес Билли - тут уже взрывается так, что только держись. На такого капитана не прикрикнешь и дубинкой не пригрозишь (ах, как в БТшной версии Клэггарт-Сакс бьет дубинкой по перилам, повышая голос на капитана), он сам на кого хочешь наорет и ногами затопает. И в этом эпизоде прекрасен Клэггарт, ни на миг не утрачивающий самообладания. Впрочем, Клэггарт во всех эпизодах прекрасен, да и капитан тоже. Не знаешь, кого и выбрать, оба хороши.
Опять пара гифок, простите, не удержалась. Клэггарт гипнотизирует капитана гинеями, а тот почти-почти ведется, но вовремя спохватывается:



И вариант гифки, которую я уже выкладывала. Но здесь она подлиннее, и лучше видно, что капитан еще и поначалу поддерживает Клэггарта за затылок. Ну и если не знать контекста - то выглядит это очень славно, а?


@темы: Мы очень любим оперу, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd)

15:06 

Хочешь песенку в награду?
Ыыыыы. Извините. Я залезла в инстаграм к Йону Акселю Франссону, которого тоже очень люблю и уважаю, а там первый снимок (трехлетней давности) - вот с этим человеком, и я сразу растаяла. Ужас какой-то, ну вот как мне жить весь сезон без Хейнса, как мне без него жить?



А еще я наконец-то припала к передаче I Forreste Række: о молодых танцовщиках КДБ. Причем припала сразу к четвертой серии, а первые три оставила пока на потом. К сожалению, встроить видео в пост нельзя, скачать я его тоже не могу, но все-таки попробую кого-нибудь на него заманить, кинув прямую ссылочку: www.dr.dk/tv/se/i-forreste-raekke/-/i-forreste-...
Там много хорошего, поверьте мне. Там есть моя радость Себастьян Хейнс, репетирующий "Инфру" с молоденькой кордебалетной девочкой Стефани Сальгрен. Там есть моя прелесть Андреас Кос, в том числе в одном бандаже, вид сзади. Там есть мое чудо Ида Преториус с братом Тобиусом и замечательной мамой Каролиной, тоже бывшей балетной танцовщицей (и здорово показаны теплые отношения всей этой семьи с Андреасом). Там есть, разумеется, великолепный Николай Хюббе, как же без него. Ну и наконец, там есть Йон Аксель Франссон, совершенно очаровательный, и все желающие могут залезть в конец серии, примерно в 22:27 и посмотреть, как Беньямин Буза утешает и подбадривает Франссона, разочарованного своим дебютом в "Рубинах". Признаться, я почувствовала, что слэш подкрался незаметно. Ну правда, ну посмотрите, там всего-то несколько секунд, а я что-то аж загорелась. И теперь надеюсь, что в следующем году, в мае, мне повезет, и я увижу Франссона в "Рубинах". Очень-очень хочу. Вообще даешь больше Франссона мне, он чудесный. Хотя, конечно, даже он не заменит мне мою радость Хейнса.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet

01:37 

Хочешь песенку в награду?
Сейчас мне скажут: опомнись, дорогая, ты же эту гифку только что выкладывала. А я отвечу: а вот и нет, эта гифка намного лучше и полнее предыдущей. Олерль любезно указала первоначальный источник - ББСшную документалку Nureyev: From Russia With Love (Олерль, спасибо большое еще раз!), и я не могла удержаться и не вырезать оттуда несколько секунд кинохроники с Раймундо и Рудольфом. Ужасно жаль, что даже в документалке оригинальная аудиодорожка убрана, и не слышно, что там говорит Раймундо. Зато видно, как он это говорит. Право, такого изумительного, такого очаровательного пройдоху еще поискать. Но он вправду прелестен. И они с Рудольфом чудесно дополняют друг друга, нет, шипперить, шипперить и радоваться, что это вполне может быть канон.


@темы: Raymundo de Larrain, Rudolf Nureyev

11:42 

Хочешь песенку в награду?
Зашла в youtube и увидела там на первой же странице какой-то любительский клип про Рудольфа. Не обратила бы на него внимания - мало ли на свете таких нарезок! - если б на первом же кадре там не было Раймундо. А он там был, поэтому я клип скачала и аккуратненько вырезала оттуда кусочек с Раймундо. Интересно, из какой документалки он взят? Но тут, наверно, только norakura и может помочь, она разбирается в документалках о Рудольфе не в пример лучше меня.
Не могу, Раймундо в движении еще очаровательнее, чем в статике, даешь больше видео с ним и с Рудольфом. И я что-то прям порадовалась, что написала все-таки фик про него и Рудольфа, додала себе самой Раймундо от души (а то кто бы мне еще его додал?).


@темы: Raymundo de Larrain, Rudolf Nureyev

00:25 

Хочешь песенку в награду?
Очередная медитативная гифка с Эриком сами-знаете-откуда. Какие же у него прекрасные руки, это невероятно.


@темы: Erik Bruhn

02:49 

Хочешь песенку в награду?
Вот она, оборотная сторона слишком глубокого погружения в тему: идешь в гугл поискать новые фотографии с Эриком, а тебя отправляют либо в твой собственный дневник, либо в пинтерест, где сложены либо уже известные фотографии, либо сделанные тобою же сканы. Чувствуешь себя пресыщенным монстром - и так и хочется капризно сказать: удивите меня, ну удивите же, моя фамилия Дягилев! Эрик, кстати, уже в бытность свою худруком НБК тоже требовал от танцовщиков, чтобы они его удивили. А потом припечатывал своим фирменным: "Это было невероятно!" (не уточняя, было ли это невероятно плохо или невероятно хорошо).
В общем, удивлю себя сама и выложу еще статейку из Нью-Йорк Таймс - от 27 мая 1977 года. Там ничего потрясающе нового нет, но все равно приятно.


@темы: Erik Bruhn - articles, Erik Bruhn

14:15 

Хочешь песенку в награду?
Занесла в свое расписание на сезон зимнюю Прагу: 27-29 января буду там, чтобы 28 января припасть к пражской постановке "Билли Бадда" с Гидоном Саксом - Клэггартом. Нет, ну в самом деле, когда вам предлагают Сакса-Клэггарта, надо брать ноги в руки и мчаться через границы с радостными воплями. А там еще и Билли, кажется, симпатичный - пусть исполнителя (Christopher Bolduc) я и не знаю, но кого я вообще в оперном мире знаю, чего уж там. Не знаю, так вот как раз и узнаю. И Вир (Štefan Margita) тоже производит приятное впечатление. И обещают четырехактную постановку - в венской видеозаписи, кстати, тоже четырехактная постановка, но там она мне как-то не зашла. Тем интереснее посмотреть, как все получится в Праге - и как вообще там все будет, как расставят акценты, сделают ли костюмную постановку или как-то осовременят. Короче говоря, даешь больше "Билли Баддов"! И даешь мне Клэггарта-Сакса, а то я что-то ужасно соскучилась.
Ну вот, а в ожидании Сакса выдам-ка я всем окружающим другого Клэггарта, тоже прекрасного - Ричарда ван Аллана. Пересматриваю снова и снова вот эту версию с ним и Лангриджем и тащусь. Ну до чего же они там хороши оба - и вместе, и по отдельности. Ну и не только они. Надо видеть, как переглядываются мистер Редберн и мистер Флинт, когда прекраснодушный капитан распевает: "Where there is happiness, there cannot be harm". "Во малахольный!" - написано у них на лицах.
Но капитан будет в другой раз, а сегодня каптенармус Клэггарт споет нам свою знаменитую арию. Потому что у него, как-никак, "бас и десять лет беспорочной службы" (с), к нему стоит прислушаться.


@темы: Мы очень любим оперу, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd)

01:39 

Хочешь песенку в награду?
Стала перед сном разбирать свои папки с картинками и газетными вырезками, поняла, что у меня лежит много чего интересного об Эрике из Нью-Йорк Таймс: я чуть ли не два года назад сделала себе подписку, натаскала много всего хорошего, начала было выкладывать, а потом отвлеклась и забыла. А между тем там еще есть чем поделиться. Например, вот прекрасная статья Тоби Тобиас - от 29 июля 1975 года. Жаль только, из этой статьи выпал кусок, то ли при сканировании, то ли еще при публикации, черт его знает. Но даже несмотря на эту потерю там осталось много интересного. Всегда приятно еще раз "услышать" голос Эрика, даже если он не говорит ничего особенно нового. Забавно, как тут изложена история его поступления в училище при КДБ: мол, это мать пообещала ему две кроны, если он сумеет поступить. В других вариантах этой истории фигурировала тетушка Минна, а вовсе не фру Брун (верю!), а обещанная Эрику сумма тоже разнилась: Мейнерц писал, что тетушка Минна пообещала дать Эрику 50 эре, если он пойдет на экзамен, и еще 50 эре, если он поступит; а Грюн цитировал самого Эрика, говорившего опять-таки о двух кронах: одну крону тетушка обещала ему, если он пойдет на экзамен, вторую крону - если поступит. Думаю, что и Мейнерц свои данные взял не с потолка, а со слов Эрика, но вот откуда конкретно - поди узнай. Потому что ссылки надо давать на использованные источники, вот что я вам скажу, господин Мейнерц. Сами вы хороши.
Ну да ладно, а вот в этой статье меня еще уморил король, посещавший все прощальные спектакли Эрика в КДБ (я уж молчу о самом Эрике, регулярно подававшем в отставку). Только тут явная ошибка, этим королем никак не мог быть Кристиан X, умерший в 1947 году, еще в самом начале карьеры Эрика. Скорее всего, имелся в виду Фредерик IX, большой балетоман (опустим историю про штаны костюм Фредбьорна Бьорнссона).


@темы: Erik Bruhn - articles, Erik Bruhn

17:27 

Хочешь песенку в награду?
Отрывки из письма Веры Волковой к Колетт Кларк от 11 марта 1961 года. Мейнерц частично цитировал это же письмо в Billedet indeni, а я переводила и пересказывала его с датского вот здесь. Но разумеется, если есть возможность прочитать оригинал - нужно эту возможность использовать. Тем более, что кое-что в датском переводе я, как выясняется, поняла и передала не совсем верно. Правда, кое-где, судя по всему, сам датский перевод был не совсем точен. Ну да ладно. Теперь, когда есть оригинал, можно просто ориентироваться на него и жить спокойно.

Erik Bruhn came back from the gala a bit sad. He told me he danced badly and fell over in all his pirouettes. At first I thought he was trying to be modest but having received your letter I am sorry to hear that he really did dancу better in rehearsals. <...> I am just as worried about him as I am about Margot. They have both reached the top of their careers and still both are in danger but for different reasons.

По мнению Волковой, Эрик был "невротиком", и его психологические проблемы были тесно связаны с его карьерой.

It is a hard illness to cure unless it is detected and checked from the start. He has reached the point of being a really great dancer. He knows it, he feels it and people tell him so all the time. He now finds it hard to live up to his own immense reputation and is consumed by fears. His greatest fear is disappointing his public; that people will one day shrug after a preformance and say, "So, that is the great Erik Bruhn?"
I was told once that it happens inevitably to all great bullfighters. At the height of their fame and powers they develop tremendous fears they will dissapoint the crowds; that they will fail to live up to their expectations. And so they do something desperate, trying deliberately to repeat a previous successfull feat that came spontaneously to them before. In the end some of them get themselves killed. Luckily our dear friends do not put their life at stake, but it's the same thing when nerves get in the way. <...> Erik is a sick boy. This far, physical exercises have saved him from most of it. <...> His appearance is very misleading: he looks so composed and cool with this granite-like profile and blue eyes. But actually he is wearing himself out with worries, complexes, imaginary conversations, self-doubts and cetera.
Most sensititve people know about it, of course, but they scramble their way out of it and come to terms with life. But Danes are so different. They appear so lost when confronted with problems, they seem unable to solve them and don't even try to nine times out of ten. They just wallow in it.

Волкова считала, что Эрику нужно переквалифицироваться из танцовщика в педагога (для его же собственного блага).

He is a good teacher and I am sure he will be a much happier man when he stops dancing. But it is tragic. He is only 31 or 32 but I feel it will be a short career.
Everybody told me he danced beautifully in Moscow and Leningrad, and Erik told me he was himself amazed: 'I really enjoyed dancing and everything "came off". It was wonderful. Nobody knew about me...'

Как показало будущее - Волкова во многом ошибалась, считая, что Эрик станет счастливее после завершения карьеры танцовщика. Ошиблась она, к счастью, и в предположении, что карьера эта будет короткой. Отставка - одиннадцать лет спустя после письма Волковой к Кларк - далась Эрику очень тяжело. Тем счастливее, наверно, было для него возвращение на сцену (а уж как зрители и критики радовались, да и коллеги тоже, об этом я и вовсе молчу). И наверно, в каком-то смысле он так никогда и не перестал быть танцовщиком - даже в последние годы жизни. Он был худруком, балетным педагогом, постановщиком, хореографом, но в первую очередь он оставался танцовщиком - даже когда его репертуар сводился к нескольким характерным ролям. Он был пропитан балетом - может быть, так же сильно, как запахом Knize Ten и сигарет. Что-то меня потянуло в лирику.
И еще кое-что о Волковой и ее отношениях с Эриком. Мне почему-то казалось - ну, аберрация, игры памяти, - что Эрик был на ее похоронах в Копенгагене весной 1975 года. Но нет, я залезла к Мейнерцу и нашла отрывок из письма Эрика к Джону Ноймайеру, где Эрик ясно давал понять, что на похоронах Волковой не был - и не стоял рядом с теми, кто "равнодушен или был равнодушен к тому, что она отдавала нам и делала для нас". А о Волковой он говорил, что она будет жить дальше в его сердце.
И еще - я не писала об этом здесь, только в фейсбуке, а мне нравится это странное совпадение. Незадолго до смерти Волковой, никогда не танцевавшей в "Жизели" (ее танцевальная карьера вообще была очень короткой и незначительной), приснилось-привиделось, будто она танцует партию Жизели - всю, целиком, оба акта от начала до конца. И это почти предсмертное видение стало для нее, по словам Мейнерца, и освобождением, и своеобразным катарсисом. Ну, а Эрику - тоже незадолго до смерти - тоже приснилось, как я не раз уже рассказывала, что он танцует в "Жизели", да только не Альбрехта, как следовало бы ожидать, а Мирту. Совершенно случайная, странная, по-своему очаровательная перекличка двух предсмертных снов, не знаю, в чем тут дело - в том ли, что мне просто нравятся всевозможные переплетения, совпадения, внезапные параллели и отсылки, - но я эту перекличку очень люблю.

Да, и еще кое-что, чтоб два раза не вставать. К вопросу о "Сильфиде" в НБК в 1964/65 гг. Проверила себя по Нойфельду: премьеру 31 декабря и спектакль 1 января танцевал Эрик (с Линн Сеймур), 2 января танцевал Эрл Краул (тоже с Сеймур) - ему, бедному, досталось больше всех: он в тот же вечер танцевал еще и па-де-де из "Корсара", так что ему пришлось по-быстрому снимать грим, переодеваться и влетать в необкатанную роль (не говоря уж о том, что на репетициях Эрик уделял больше внимания Рудольфу, чем Краулу); 5 января танцевал Рудольф (все с той же неутомимой Сеймур) - сначала предполагалось, что он выйдет в спектакле 2 января, но потом мудрая Селия Франка решила, что лучше отодвинуть его выход на пятое января, чтобы было время как следует его прорекламировать; ну, а 6 января в партии Джеймса снова вышел жульнически выздоровевший чудесным образом исцелившийся Эрик, а с ним свою первую Сильфиду станцевала Лоис Смит.

@темы: Александр Мейнерц "Erik Bruhn – Billedet indeni", Erik Bruhn, "La Sylphide", "Giselle"

Черновики и черт

главная