• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:26 

Хочешь песенку в награду?
Закрыла сезон "Сильфидой" Лакотта в Стасике. Сильнее любить лакоттовскую версию не стала, но все-таки поймала изрядный кайф. Особенно когда вспоминала, как год назад, тоже явившись закрывать сезон в Стасик, сбежала с "Баядерки" после второго акта. С тех пор многое изменилось, и главное положительное изменение - Лоран Илер в должности худрука. Приятно смотреть, как при нем подтянулась труппа: все танцуют с таким драйвом и увлечением, что и не скажешь, будто сезон кончается. Никаких признаков усталости, никакой халтуры, - и балет сильно выигрывает от такого исполнения. Даром что этот балет - ну, по сравнению с версией Бурнонвиля, безделица, bijou, набор дивертисментов с едва обозначенными сюжетными связками. Но если эти дивертисменты хорошо станцованы, то большего и не пожелаешь. Главное - совершенно отвлечься от воспоминаний о датской версии, не пытаться сравнивать, расслабиться и получать удовольствие.
Все сегодняшние дебютанты были молодцы: я шла специально на Сергея Мануйлова, впервые танцевавшего партию Джеймса, но меня порадовали и Сарэл Афанасьев, дебютировавший в шотландском па-де-де, и Алексей Любимов, исполнивший роль Мэдж. Собственно говоря, меня вся труппа порадовала, кордебалет был в ударе и танцевал прелестно - и мальчики, и девочки. Шотландское па-де-де сошло очень мило: Афанасьев прыгал весьма резво и высоко, но не акцентировал внимание на технике, не превращал танец в выставку достижений "быстрее-выше-сильнее", и хорошо контачил со своей партнершей, очаровательной Жанной Губановой. Она очень славная, я прежде ее не выделяла (ну, я и мало ходила в Стасик в последнее время), но она мне понравилась в "Сюите в белом", а теперь и в "Сильфиде". Буду за ней следить. Еще хочется отметить Гурна - Александра Селезнева. Роль Гурна вообще не слишком благодарная, а у Лакотта так еще и не танцевальная (даже Мэдж - и та танцует больше, чем Гурн). Тут запросто можно переиграть и показать Гурна несимпатичным, а то и вовсе придурковатым (правда, тут же возникает законный вопрос, почему Эффи за такого выходит замуж; впрочем, Лакотт такими вещами не заморачивается, недаром у него во втором акте вовсе нет сцены, присутствующей в версии Бурнонвиля: когда Мэдж уговаривает Эффи выйти замуж за Гурна). Но Гурн Селезнева оказался достойным соперником Джеймса - сдержанным, слегка мрачноватым, с благородной осанкой и благородными жестами, симпатичным, не суетливым. И на сцене он обращал на себя внимание. Нет, в самом деле, очень славный получился Гурн.
Что же касается Джеймса - о, на Мануйлова я смотрела и прям жалела, что едва ли ему удастся станцевать Джеймса в "Сильфиде" Бурнонвиля. А там бы он, я думаю, выглядел еще лучше, потому что в версии Лакотта Джеймс сам по себе менее интересен, чем у Бурнонвиля. Впрочем, Мануйлов и в лакоттовской постановке был очарователен. Не все у него, мне кажется, получилось безупречно, в дуэтах он выглядел увереннее, чем в сольных вариациях, что в первом, что во втором актах. Исключение - вариация с шарфом во втором акте, ее он станцевал изумительно легко и грациозно. Но в других вариациях он порою казался напряженным, иногда его танец распадался в набор сухих элементов, иногда даже чудилось, что ему не хватает сил. И все-таки он здорово справился, и опять же повторюсь - в дуэтах он выглядел гораздо увереннее, высокие поддержки проводил безупречно. А еще симпатично играл - даром что у лакоттовского Джеймса меньше возможностей для драматической игры и развития характера, чем у Джеймса в бурнонвилевской постановке, - и в целом был очень, очень хорош. И очень красив. И пожалуй, ради него я с удовольствием выберусь на "Сильфиду" снова. Но надо, надо Мануйлова в версию Бурнонвиля, такой прекрасный Джеймс пропадает!
Анастасия Лименько - Сильфида была очаровательна, игрива и пикантна, этакая кошечка с павлиньими крылышками. Жаль, что у Лакотта так смазана и скомкана сцена смерти Сильфиды, она умирает очень вяло и невыразительно. Только один момент очень трогателен - когда она прижимает к щеке свое отвалившееся крылышко. Впрочем, второй акт в лакоттовской версии вообще предельно "дивертисментен", бессюжетные танцы сильфид и Джеймса хороши, хоть и малость затянуты, а вот сюжетные сцены провисают. В первом акте это не так заметно, там тоже танцев много, но сюжет за ними не теряется. Хотя они и несколько "водянисты", что ли. А кое-где просто мешают - например, в сцене гадания: там все внимание должно быть приковано к Мэдж, Джеймсу, Эффи и Гурну, а вместо этого приходится отвлекаться на кружащихся и пританцовывающих девиц. Впрочем, почти все ударные мимические "бурнонвилевские" сцены у Лакотта либо разбавлены танцами, либо просто смазаны, проговорены кое-как и сквозь зубы. Опять же: тут надо просто отвлечься от воспоминаний о Бурнонвиле и наслаждаться чистым танцем. Хотя все-таки зря, ох как зря Лакотт в первом акте поставил кордебалет и Эффи на пуанты. Сегодня еще и Эффи - Марина Золотова - была внешне немного похожа на Сильфиду-Лименько: они примерно одного роста и сложения, обе темноволосые, да еще и обе на пуантах, - так что Эффи отличалась от Сильфиды разве что костюмом, а так ну почти та же сильфида, только без крылышек. В па-де-труа Джеймса с Сильфидой и Эффи это было особенно заметно. Возникал странный, чуточку забавный эффект. И не было, конечно, такого контраста между земной Эффи и воздушной Сильфидой, как в версии Бурнонвиля.
Да, вот что значит - давно не смотрела версию Лакотта, совсем забыла, что Мэдж в начале второго акта не только колдует, но и танцует. И вот за эту сцену Лакотту решительный зачет. Не знаю, совершенно не могу воспринимать Мэдж в лакоттовской версии - женщиной, колдуньей, ведьмой. И вовсе не потому, что эту роль исполняет мужчина. Просто там и грим, и костюм, и пластика - андрогинные с уклоном в "мужское", ничего женского или старушечьего нет в этой Мэдж. Так что хочется говорить о ней в мужском роде. Любимов был чрезвычайно выразителен и грациозен в этой не слишком-то благодарной роли (пусть и не такой неблагодарной, как роль Гурна). Танцевал в сцене колдовства просто изумительно: легко, полетно, с наслаждением. И так "ошарфовывал" Джеймса, что в голове у меня возникли всякие приятные мысли гомоэротического свойства. Ну, старый слэшер всегда найдет, чем поживиться. И дело тут не только в слэше: кажется, у меня вообще слабость к пейрингу Мэдж/Джеймс, и плевать, идет ли речь о версии Бурновиля или Лакотта, и какого пола Мэдж - господин ли в сером, рыжая ли ведьма, или вот такой андрогинный тип с легким налетом старой drag queen, как у Лакотта.
В общем, я довольна, хорошо провела вечер, хорошо закрыла сезон, и еще раз убедилась, что дела в Стасике идут на лад. И это очень радует. А что до Мануйлова - надеюсь, в следующем сезоне он наконец-то станцует и Альбрехта в "Жизели". И если станцует, то я, конечно, пойду и на этот дебют, даром что сто раз уже клялась, что на стасиковскую "Жизель" больше ни ногой. Но ради Мануйлова можно и нарушить собственные клятвы, чо уж там.

@темы: "La Sylphide"

13:22 

Хочешь песенку в награду?
Эрик Брун и Йорн Мэдсен в балете Ролана Пети La Chaloupée, 1961 год. В Beyond Technique Эрик рассказывал, что фактически схореографировал свою партию самостоятельно: Пети был занят работой над другим балетом (Эрик не говорит, над каким именно, может быть, речь шла о "Сирано де Бержераке", перенесенном на датскую сцену и показывавшемся в одной программе с La Chaloupée) и предоставил Эрику определенную свободу в намеченных им самим границах. В Ballet Annual 1962 пересказан сюжет этого балета-ревю: Эрик изображал современного парижского гангстера, влюбляющегося в смышленую швею. Гангстера окружали соратники в узких джинсах, танцующие ча-ча-ча. Также в балете фигурировал большой банковский сейф, охраняемый служащим в исполнении Нильса Бьорна Ларсена. Гангстеры похищали сейф, но в конце концов их главарь возвращал содержимое служащему, потому что служащий приходился родным папашей возлюбленной гангстеровой швее. На этом все и заканчивалось - никаких свадебных па-де-де и апофеозов. Ну и балет недолго пробыл в репертуаре КДБ. С одной стороны, это была явно небольшая потеря, с другой стороны - зато зрителям выпала возможность полюбоваться Эриком Бруном в джинсах на сцене. Ради этого стоило ставить весь балет.


Вопрос: Эрик в джинсах заслуживает лайка?
1. Заслуживает! И Йорн Мэдсен тоже!  9  (100%)
Всего: 9

@темы: Royal Danish Ballet, Erik Bruhn

12:50 

Хочешь песенку в награду?
В пандан к вчерашнему посту: Эрик репетирует с Михаилом Барышниковым "Сильфиду" в 1974 году. Никогда не устану восхищаться руками Эрика: они изумительно выразительны и красивы.



Залезла к Мейнерцу проверить, правда ли это фотография 1974 года (не то чтобы я сомневалась, но так, на всякий случай), попала, разумеется, на самую зачитанную страницу, посвященную Константину, в стотысячный раз похохотала над тем, как Мейнерц ловко выбрал фотографию с Эриком и Константином, так что слева - текст, в котором Мейнерц ясно дает понять читателю, что Константин Эрика не стоил и вообще, а справа - фотография с абсолютно довольным Эриком в обществе этого самого нехорошего Константина. Ну прелесть же. Почему-то меня это всегда очень веселит.

Вопрос: Нравится фотография с Барышниковым?
1. Нравится.  13  (100%)
Всего: 13

@темы: Erik Bruhn, Constantin Patsalas, "La Sylphide", Александр Мейнерц "Erik Bruhn – Billedet indeni"

12:44 

Хочешь песенку в награду?
Жизнеутверждающая гифка "Эрик Брун одобряет все, что видит". В данном конкретном случае, хоть это и остается за кадром, он одобряет Веронику Теннант, репетирующую партию Сильфиды. Вырезано из документалки Veronica Tennant - Dancer of Distinction, вернее, из небольшого отрывка из этой документалки, который я давным-давно стащила с сайта самой Вероники Теннант. С тех пор продолжаю упорно мечтать о том, что случится чудо, и в сети появится эта документалка целиком. Потому что там не только Эрик Веронику хвалит, там, если верить описаниям, еще и Константин отметился. Ну да, 1982 год, небось, там что-нибудь говорится о Canciones, как раз тогда вошедших в репертуар НБК. Без Константина никак не обойтись.
Ну вот, а что касается Эрика - судя по этой документалке, в 1982 году он выглядел просто изумительно.



А еще мне очень нравится в том видео кусочек репетиции первой "Сильфиды" Михаила Барышникова (и вообще его первого спектакля после того, как он остался на Западе) - тоже с Вероникой Теннант и с Сергиу Стефанши, которого я с удовольствием узнаю в лицо. Стефанши, как известно, учился в Ленинграде (вместе с Нуреевым), знал русский язык - и в данном случае играл роль не только репетитора (он тоже танцевал в "Сильфиде", а еще его можно увидеть, например, в "Жизели" НБК, где он танцует в крестьянском па-де-катр), но и переводчика при Барышникове, тогда еще практически не говорившем по-английски.

@темы: Erik Bruhn, Constantin Patsalas, "La Sylphide"

12:21 

Хочешь песенку в награду?
Ну вот, опять: стоит мне пересмотреть пару отрывков из "Смерти в Венеции" Ноймайера - и я начинаю отчаянно хотеть фанфик по этому балету. Да не с Тадзио, и даже не с очаровательными вестниками-близнецами (до чего же хороши братья Бубеничеки в роли этих двойников/раздвоенного персонажа), а с Ашенбахом и его "Фридрихом". Что-нибудь этакое, происходящее то ли до начала балета, то ли в первом акте, до отъезда Ашенбаха в Венецию: взаимоотношения хореографа и его танцовщика, для которого он, собственно, и создает свой балет о Фридрихе Великом. Характер танцовщика, кстати, очень ярко показан в первом акте: он талантлив, он увлечен и балетом, и хореографом, он по-своему избалован - есть там моменты, менее заметные в видеоверсии, но запомнившиеся мне в живом спектакле, - когда он подчеркивает перед остальными свою близость к Ашенбаху, пытается чуть ли не вести репетицию вместо него. Но еще он и очень привязан к Ашенбаху - и один подходит к нему после срыва репетиции, пытаясь успокоить (ничего у него не получается). В общем, можно было бы тут написать недлинную историю, где финал известен заранее: Ашенбах умрет в Венеции, балет о Фридрихе так и останется неоконченным. Но вечная беда: мне не хочется это писать, мне хочется это прочитать.
В последнем моем тексте про Раймундо и Рудольфа, кстати, в одном месте присутствует более чем явная отсылка к ноймайеровской "Смерти в Венеции". Понятна она, наверно, лишь тому, кто смотрел этот балет, но я не могла удержаться и не вставить ее, всего одна фраза, но получилось хорошо. Кстати, раз уж зашел разговор о Раймундо и Рудольфе - отправить ли мне текст о них на RSYA? Или все же лучше "Натюрморт" с Эриком и Константином? Хотя, пожалуй, "Натюрморт" лучше не, он чуточку несамостоятельный - ну, в том смысле, что он привязан к "Экзотическим птичкам", ну и мне начинает сейчас уже казаться, что написан он хуже "Птичек" и вообще весь хуже. Мда. Есть еще третий вариант - вообще ничего не отправлять. Ладно, надо будет при случае устроить голосование, хехехе. А сегодня голосования не будет, а будет старая фотография из "Смерти в Венеции" с Ашенбахом и "Фридрихом" - правда, не из первого, а из второго акта. Там уже настроение совершенно другое, там прощание в первую очередь с образом Фридриха, с неоконченным балетом, а потом только, может быть, с танцовщиком. Но я все равно эту фотографию очень люблю. И до чего же прекрасен был Иван Урбан в роли "Фридриха". О Риггинсе-Ашенбахе я и вовсе молчу, он гениален.


@темы: фики, John Neumeier and his ballets

00:39 

Хочешь песенку в награду?
Ну, тут уже подписано, кто эти люди, где и когда. Добавлю только, что это отсканированная обложка январского Dance Magazine за 1960 год.


Вопрос: Ну?
1. Swan Like!  9  (100%)
Всего: 9

@темы: Erik Bruhn

12:42 

Хочешь песенку в награду?
В копилку недоступных/неизвестных/более не существующих видео/телезаписей с Эриком: телебалет Helios Эльзы-Марианны фон Розен, созданный для датского телевидения в 1960 году. В нем танцевали сама Эльза-Марианна фон Розен, Эрик и кордебалет из шести человек. Любопытно, что через десять с лишним лет фон Розен переделала Helios из телебалета в просто балет - и он вошел в состав репертуара КДБ (тогда в нем, между прочим, станцевала Сорелла Энглунд).

@темы: Erik Bruhn

11:55 

Хочешь песенку в награду?
По-моему, очень славная фотография с первой репетиции первой для Эрика "Жизели" в 1955 году. В зеркале отражаются Эрик, Алисия Маркова и вся замечательная обстановка. Кому как, а мне очень все это нравится.


Вопрос: Нравится?
1. Нравится!  9  (100%)
Всего: 9

@темы: "Giselle", Erik Bruhn

00:37 

Хочешь песенку в награду?
Меньше месяца назад я вызывала к милым соседям сверху полицию, озверев от их ночного концерта. Сегодня, когда они врубили музыку около полуночи, я решила, что надо бы попробовать справиться своими силами. Пошла на девятый этаж. Там железная дверь, отделяющая две квартиры. Позвонила в ту квартиру, откуда, как мне казалось, шло тумц-дыц-бац. Выяснилось, что там проживает милая пожилая дама с котом, а дорогие мои меломаны живут в квартире рядом, и звонок у них предусмотрительно не работает. Ну что, я стала дубасить в их дверь кулаком. Пожалела, что не взяла с собой гантелю, гантелей дубасить было бы удобнее, да и они услышали бы стук намного быстрее. Но ничего, достучалась. Музыку вырубили, из-за двери испуганный юный голос спросил: "Кто там?". На что я мрачно сказала, что, господа, двенадцать ночи, или вы выключаете музыку, или я вызываю полицию. Из-за двери пролепетали: "Да-да, хорошо", - и вот теперь я наслаждаюсь блаженной тишиной. Но блядь. Эти детишки там вправду тупые и не понимают, что музыку после одиннадцати вечера надо слушать в наушниках, или думают, что их не слышно, или что? И как часто мне теперь придется подниматься на девятый этаж (желательно с гантелей!) и вразумлять этих малолетних кретинов?

@темы: антисоветский роман

15:49 

Хочешь песенку в награду?
Нет, вы не спите. Нет, это все на самом деле. Год спустя после последнего поста с пересказом Мейнерца меня стукнуло по голове, и я наконец-то решила закончить очередную главу. Самое смешное - я ведь практически все оттуда уже так или иначе пересказывала. И в оставшихся двух последних главах нового материала, по-моему, и вовсе не осталось. Но я вдруг поймала кайф и угар, и так хорошо пошло, что я прям получила удовольствие. Эрик, ты лучший. Мейнерц, ты не лучший, но все-таки хороший (и я наконец-то заказала твою книгу про Веру Волкову, давно было пора).

Эрик вернулся на балетную сцену в сентябре 1974 года - и не где-нибудь, а в Нью-Йорке, в Метрополитен-Опера, и не в чем-нибудь, а в собственной постановке "Сильфиды" с Национальным балетом Канады. Вот только сам он выступил уже не в роли Джеймса, а в роли старухи Мэдж, Джеймсом же при нем был Рудольф Нуреев. Перед спектаклем Рудольф сказал, что им надо бы порепетировать, на что Эрик беспечно ответил, что нет, не надо, я, мол, знаю, что мне делать, и если ты будешь делать так, как я тебя просил два года назад, то я буду знать, что делать мне. Короче говоря, расслабься, Рудик, давай лучше поболтаем. И они превосходнейшим образом болтали в гримерке до самого спектакля. На самом же спектакле случилось то, о чем я уже когда-то рассказывала, но с удовольствием повторю: Джеймс-Рудольф, упав на землю в финале, не умер, а продолжал пялиться на торжествующего Эрика-Мэдж "широко раскрытыми глазами". Так что Эрику пришлось стукнуть его палкой Мэдж по башке, прижать к земле, да еще и прошипеть: "Умирай!", - и только после этого Рудольф, так и быть, "умер". Не сомневаюсь, что это была очаровательная пантомима, и все зрители получили дополнительное удовольствие. А Эрику с Рудольфом была впредь наука: репетируйте перед спектаклем, даже если прекрасно знаете, что вам делать.
Арлетта Кастанье, давняя приятельница Эрика (к которой некогда отчаянно ревновал Рэй Барра - но вроде безо всяких оснований), присутствовала на этом спектакле и была очень удручена - не качеством спектакля, не игрой Эрика, но самим фактом того, что Эрик, ее идеал в мире танца, изображал скрюченную, седую, беззубую старуху в лохмотьях. Она считала, что было что-то "садомазохистское" в выступлении Эрика, в том, как он играл Мэдж - хромую ведьму, нетанцевальную роль, - при танцующем Джеймсе-Рудольфе. Пусть Кастанье не говорила об этом прямо, но совершенно ясно, что она тоже считала, будто в давнем соперничестве Эрика и Рудольфа победу одержал Рудольф - просто потому, что он танцевал, а Эрик уже нет. Но сам Эрик явно не считал себя ущемленным - и, судя по всему, находил определенное удовольствие в том, чтобы играть Мэдж (как он сам признавался в разговорах с Джоном Грюном, он таким образом давал выход своей внутренней злости - так что, возможно, в исполнении этой роли было для него больше психотерапевтического, чем садомазохистского). И кроме того, не следует забывать о том, что Эрик все же принадлежал к датской балетной школе - и там постепенный переход от танцевальных ролей к мимическим был вполне в порядке вещей: никто не видел ничего зазорного или шокирующего в превращении danseur noble в исполнителя характерных партий. И кроме того, Эрик своим исполнением мимических ролей успешно демонстрировал всему остальному миру то, что датчане знали уже давно: "Нету плохих ролей, а есть паршивцы актеры, которые портят все, что им ни дай" (с). Эрик паршивцем не был (ну, в плане драматического дарования - точно не был), поэтому разворачивался в характерных ролях на славу. Год спустя после возвращения в "Сильфиде", в 1975 году, он поставил все в том же Национальном балете Канады "Коппелию" - где создал для себя самого роль доктора Коппелиуса, превратив его из комического элемента в почти трагическую фигуру, в человека, который, по словам датского критика Свена Крэга-Якобсена, был заворожен собственным колдовством. Этот хрупкий, трогательный, но при этом почти маниакально настроенный ученый в разных чулках искренне верил в то, что сумел вдохнуть жизнь в куклу, - и когда обман вскрывался, он был сокрушен, а зрителям становилось как-то не до смеха. Клайв Барнс считал, что Эрик в своей "Коппелии" изменил привычную расстановку акцентов, поставив в центр внимания именно Коппелиуса - а не Сванильду с Францем, как обычно. И это притом, что Францем в премьерных спектаклях снова был Рудольф: можно даже сказать, что их пресловутое "соперничество" (существовавшее ли на самом деле, бог весть) было выведено на новый уровень - теперь они соревновались не в исполнении одних и тех же партий, а в рамках одного и того же спектакля. Что, безусловно, было очень интересно, да и вообще - ну кто бы отказался увидеть Эрика Бруна и Рудольфа Нуреева вместе на одной сцене?
А еще стоит отметить, что далеко не все критики были в таком уж восторге от "Коппелии" Эрика и от его доктора Коппелиуса. Да и от Мэдж тоже. Так, например, Эббе Морк, представитель молодого поколения датских критиков (он следил за карьерой Эрика, приятельствовал с ним и, как писал Мейнерц, в течение недолгого времени испытывал к Эрику личный интерес - причем взаимный, в общем, трактуйте сами как хотите), - Морк считал, что Мэдж у Эрика как образ получилась неинтересной, весь цимес был только в том, что эту роль исполнял сам Эрик Брун; а что касается Коппелиуса - ну тоже, в сравнении с магически-мистическим Коппелиусом признанного мастера характерных ролей Нильса Бьорна Ларсена или потрясающе добрым Коппелиусом Фредбьорна Бьорнсона (да-да, того самого, у которого Эрик некогда одолжил костюм, чтоб было в чем прийти к королю, а потом выслушивал восторги короля в адрес все того же Бьорнсона), Коппелиус Эрика показался Морку невыразительным: "это был просто Эрик Брун в фартуке", вот и все.
И дальше - как обычно: немного многобуков

Вопрос: Лайкнуть Эрика с Мейнерцом?
1. Лайкнуть, они заслужили (даже Мейнерц)  10  (100%)
Всего: 10

@темы: Александр Мейнерц "Erik Bruhn – Billedet indeni", Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

02:17 

Хочешь песенку в награду?
Нет бы спать, а я поняла, что я безумно соскучилась по моим любимым датчанам. И раньше ноября их не увижу, а так хочется. Впрочем, самого любимого датчанина и в ноябре не увижу, и весь год не увижу, и хорошо еще, если только год, а не дольше. Если б не уход Хейнса, я бы, конечно, страдала по Бирккьяру, но без Бирккьяра я как-нибудь переживу этот сезон (пережила же только что закончившийся сезон, увидев Бирккьяра только один раз - в "Жизели", правда, в очень хорошей "Жизели"), а вот без Хейнса мне будет плохо, мне уже без него плохо. Ну ладно. Ну как-нибудь. К счастью, пока что в КДБ - сплюнуть три раза - остаются вот эти замечательные люди Марсин Купински и Йон Аксель Франссон (и много других замечательных людей, не попавших на эту фотографию). А значит, жить можно. Хотя и не так радостно, как жилось с Хейнсом и Бирккьяром.


@темы: Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet, Не только Дягилев или "вообще о балете"

15:50 

Хочешь песенку в награду?
У меня легкая ломка по Константину, ничего нового с ним нет и не предвидится, поэтому будет хорошо забытое (но не мной) старое: фотография из Toronto Star, номер от 23 ноября 1974 года. Джеймс Куделка, Энн Дитчберн и Константин - участники хореографической мастерской Национального балета Канады. В рамках этой мастерской Энн Дитчберн представила маленький балет Kisses - пять па-де-де о "разных поцелуях" (в том числе лесбийское па-де-де с лесбийским поцелуем), а Константин - отрывок из "Весны священной" (в окончательном варианте этого балета тоже присутствовали лесбийские мотивы). Позднее оба этих балета - и "Поцелуи", и "Весна" - вошли в репертуар НБК. Впрочем, и об этом я тоже уже рассказывала.
А фотография прелестная, обожаю ее. Что Константин, что Энн - оба очаровательны.


Вопрос: Лайкнуть Константина?
1. Like без вариантов  11  (100%)
Всего: 11

@темы: Constantin Patsalas

17:35 

Хочешь песенку в награду?
Смешная фотография из Ballet Annual 1961 года (в нем охвачены события предыдущего, 1960 года): слева направо - Джером Роббинс, Свен Крэг-Якобсен, на Крэга-Якобсена косится Карл ван Вехтен, Марта Грэм величественно принимает комплименты коленопреклоненного Дики Бакла, простите, Ричарда Бакла, конечно, из-за Марты Грэм выглядывает Уолтер Терри, а рядом с Терри стоит кто? правильно, Эрик Брун, ради него все это и было отсканировано. Дело происходит в Нью-Йорке на вечеринке, организованной газетой Dance News.



А еще в том же Ballet Annual была опубликована статья Юрия Слонимского о прошлом и настоящем петербургского-ленинградского балета - явная завлекаловка для балетоманов перед визитом Кировского в Лондон. Среди всего прочего Слонимский писал: "As to the "younger ones" their number is so great that a simple enumeration of their names would have taken up too much space. First among the young we should mention Rudolf Nureyev, a dancer of phenomenal natural lines and abilities. His body is a wonderful instrument for creating a sculptured image, and that, as is known, is the foundation of choreography". И в самом деле, больше никого из "молодежи" Слонимский не называет по имени, только Рудольфа и выделяет. Хо-хо.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

12:30 

Хочешь песенку в награду?
Вчера на Colta.ru появилась, по-моему, одна из лучших статей - а может быть, и самая лучшая, - о "Нурееве", отмене премьеры и реакции общества на эту отмену: "Про это", автор - Богдан Королёк. На фейсбуке я вчера же, замирая от восторга, любовалась реакцией балетно-критического цеха на эту статью. Это было еще изумительнее, чем реакция на отмену "Нуреева", это была агрессивная и именно что цеховая солидарность: как, мол, смеет этот мальчишка хамить в адрес своих коллег, как он смеет не присоединяться к хору славословящих критиков под управлением Кузнецовой, да он просто завидует, что лучшим спектаклем двадцать первого века назвали балет Большого театра, а не екатеринбургского театра оперы и балета (Королёк работает как раз там, в Екатеринбурге), да вообще он стиль у Гершензона украл, о чем с ним говорить!.. Хотя Королёк виноват лишь тем, что назвал все вещи своими именами и мягко, очень даже мягко и дипломатично напомнил своим коллегам, что безудержно расхваливать спектакль, который они толком и не видели, так же нелепо, как и истерически его охаивать. Но, по-видимому, тут же речь идет не столько о "Нурееве", сколько о нарушении внутренней субординации: перед старшими критиками - особенно если это дамы в возрасте, как Кузнецова, как отметившаяся в фейсбучной беседе Анна Гордеева, - положено брать под козырек и не возражать, даже если они несут хуйню.
Все желающие, я думаю, вполне могут пойти и припасть к дискуссии (если можно назвать это дискуссией) по ссылке. Сейчас это первый пост, читайте комменты и наслаждайтесь.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Rudolf Nureyev

21:44 

Хочешь песенку в награду?
А вот какого Эрика я принесла! Увы, качество среднее, но там исходник паршивенький, лицо Эрика как будто расплывается. А отсканировано это из майского Dance Magazine за далекий-предалекий 1955 год. Кто мне скажет, какое событие произошло в карьере Эрика в мае 1955 года? Правильно: его первая "Жизель" - с Алисией Марковой. Ура Эрику. Алисии тоже ура. И Dance Magazine ура - за то, что он опубликовал такую фотографию. У Эрика все-таки была изумительно тонкая талия.


Вопрос: Лайкнуть Эрика с тонкой талией?
1. Like!  11  (100%)
Всего: 11

@темы: Erik Bruhn

21:47 

Хочешь песенку в награду?
Собственно говоря, эта фотография есть в сети, но я не могла удержаться и не отсканировать ее из Мейнерца. Она здесь и побольше, и качество получше (несмотря на мои "золотые" руки). И до чего же тут хороши и Эрик, и Сьюз Уолд: Эрик такой маньячище-маньячище, вражеский шпион и убийца, а Сьюз - очаровательная и беспечная, но с затаенной печалью на лице. Ужасно интересно, каким бы мог получиться их нуарный фильм, если бы они осуществили этот проект. Вот на что угодно спорю, что если бы сценарий там писал Эрик, то его герой непременно бы погиб в финале. А героиня Сьюз Уолд могла бы и остаться в живых. Впрочем, кажется, я уже провожу параллели с "Лебединым озером" Эрика.


Вопрос: Традиционно - нравится?
1. Лайк-like  12  (100%)
Всего: 12

@темы: Erik Bruhn

00:02 

Хочешь песенку в награду?
Балет "Нуреев" на наших глазах превращается в легенду. Вот уже и Татьяна Кузнецова, посмотрев видеофрагменты прогона (черт, а я видела не все, надо еще поискать их в сети), утверждает, что "что ничего масштабнее и значительнее «Нуреева» в XXI веке не производила ни отечественная, ни мировая сцена". При всем моем уважении к ней - может быть, для того, чтобы делать такие выводы, следует а) отсмотреть все балетные премьеры двадцать первого века; б) посмотреть "Нуреева" целиком и, желательно, "живьем"? Впрочем, я понимаю, жестоко задавать такие вопросы. Но честно говоря, тут уже начинается такое мифотворчество, что как-то и не получается воспринимать его всерьез. Даже если занимается мифотворчеством вполне уважаемый балетный критик.

@темы: Rudolf Nureyev, Не только Дягилев или "вообще о балете"

13:59 

Хочешь песенку в награду?
Не удивлюсь, если в конце концов в сеть сольют все-таки полную, пусть и рабочую запись того самого прогона "Нуреева" восьмого июля. Пока что можно продолжать любоваться репетиционными отрывками, например, вот этим выложенным в сеть номером из второго акта: "Письмо. Дива", танцует Екатерина Шипулина (явственно приодетая под Макарову). Не знаю, кому как, а я на это посмотрела, загрустила и помянула недобрым словом ГНВ и письмо Веры. Тут, на мой взгляд, такая же муть: хореография ни о чем/с ужасно глубоким смыслом, наложенная на словесное сопровождение. Хорошо еще, эти письма не пропеваются, а прочитываются, вот только интонации очень противные. Да и тексты, прямо скажем, пусть душевные, но безвкусные. А еще... вот смотрела я на метания и падения балерины, думала, что мне это напоминает, и поняла: "Вываливающиеся старухи" Ратманского, номер "Жук-антисемит", там очень похоже по настроению, а местами - и по движениям, танцевала несчастная бабочка (с двумя веерами). Так что мне очень хотелось, перекрывая чтеца, запеть печальным голосом: "Бабочка, бабочка, где же твой папочка? - Папочка мой утонул!".



А так все нормально, ожидаемо и местами даже смешно. На балетофоруме активизировались балетоманы, доказывающие, что незачем вообще было показывать в балете "Нуреев" гомосексуальность Нуреева, что это полоскание грязного белья, гадко для него, оскорбительно, надо было демонстрировать только жизнь Нуреева в искусстве, а личное задвинуть куда подальше. Угу. Да, конечно. Что-то мне подсказывает, что будь Рудольф стопроцентным гетеро, никто бы из этих балетоманов, ратующих за чистое искусство, и не подумал бы пищать и возмущаться, если бы в спектакле показали его связи с женщинами. В общем, двойные гетерастские стандарты - они такие. И раздражает вот именно лицемерие: они, эти балетоманы, так стараются казаться толерантными, так упорно доказывают, что нет, упаси боже, они вовсе не против этих геев, только зачем же показывать это всем, зачем же говорить об этом вслух, это дела личные, это совершенно лишнее, давайте лучше о высоком, ко-ко-ко. Право, лучше бы сразу говорили открыто: тошнит нас от геев, долой их, запретить их, это болезнь, извращение, это нельзя. А то от их попыток рыбку съесть и на хуй сесть как-то неловко становится.
А еще вышло интервью с Ильей Демуцким, композитором "Нуреева" (и ГНВ). Там вот что интересно: он мимоходом говорит, что ему "что-то рассказывал Юра Посохов, который близко знаком с семьей Эрика Бруна". Вот что здесь Демуцкий, а может, и сам Посохов, - имел в виду? Вернее - кого имел в виду под "семьей" Эрика? Может, канадских его племянников? Больше вроде бы и некого. Прям заинтриговал (ахаха, тут же вспомнились сплетни про некую дочь Эрика непонятно от кого). Хотя вполне может быть, что "семьей" Эрика были названы какие-нибудь его близкие друзья, а не родственники.
Интересно, если б Константин дожил до "наших дней", мог бы он считаться "семьей Эрика"?

@темы: Rudolf Nureyev, Erik Bruhn, Constantin Patsalas, Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:37 

Хочешь песенку в награду?
Я бы этот отзыв написала раньше, но тут случилась отмена "Нуреева", меня трясло, мне было не до "Нижинского". Теперь страсти немного улеглись, можно попробовать все-таки написать, как мне было хорошо на ноймайеровском балете. Только сразу предупреждаю - отзыв будет очень сумбурным, потому что пересказывать весь балет, как это в свое время сделала gr_gorinich, - нет, на это я не способна. И кстати, всех интересующихся "Нижинским" отсылаю как раз к ее постам, посвященным этому балету: первому, второму и третьему. А после них, наверно, можно и мой отзыв читать... или не читать, бог с ним.
Итак, шестого июля была я в Гамбурге на "Нижинском". Поняла, что хочу еще, мне мало, этот балет - впрочем, с определенным кастом, не с любым, - я готова смотреть снова, снова и снова. К счастью, он не уходит из репертуара, остается и в следующем сезоне. Останутся ли в следующем сезоне и некоторые исполнители - это вопрос, но я надеюсь на лучшее. И с этой надеждой на лучшее буду ждать начала продаж - и наверняка куплю пару билетов и на "Нижинского". А там, глядишь, подоспеет и выход ДВД - как здорово, что сняли наконец-то видеоверсию, причем выбрали самый лучший действующий состав. Молодцы.
Впрочем, мне и в этот раз очень повезло с составом, даром что Нижинский и Ромола были для меня новыми, не виданными до сих пор (нет, самих исполнителей-то я видела, они мне очень нравятся, - но видела я их в других ролях). Нижинским шестого числа был Александр Труш, дебютировавший в этой роли в нынешнем сезоне. Он очень талантлив, я до сих пор с нежностью вспоминаю его Тадзио из "Смерти в Венеции", увиденного два года назад. Ромолой была Каролина Агуэро (она же исполнила партию Ромолы и в записанном для выпуска на ДВД спектакле) - и она мне чрезвычайно понравилась, может быть, даже больше Сильвии Аццони (и уж точно больше Элен Буше - не в обиду Буше будь сказано, но в том спектакле, где я ее видела, она и вправду казалась тяжеловатой и невыразительной). Остальных исполнителей я уже видела в "Нижинском": и великолепного Ивана Урбана - Дягилева, и угловатую Патрисию Фризу - Брониславу, и трагичного Алеикса Мартинеса - Стасика, и Кристофера Эванса - Арлекина и Призрака Розы, и Карена Азатяна - Золотого раба и Фавна, и Сюе Лин - Карсавину, и Анну Лаудере - Элеонору Береду, и Дарио Франкони - Томаша Нижинского, Врача и Фавна, и конечно, Ллойда Риггинса - Петрушку. Неожиданным открытием для меня стал Лирой Бун, заменивший Джакопо Беллуси в роли Леонида Мясина, мальчика из "Игр". Это маленькая роль, тут легко потеряться, сыграть бледно и невнятно, особенно когда танцует новичок, - но Бун был очень ярок и создал замечательный образ, и сразу обратил на себя внимание.
Лишь в этот раз - значит, лишь во время третьего просмотра, - заметила интересную фишку в начале: в зале отеля Сувретта-хаус, где должно состояться последнее выступление Нижинского (никто не знает, конечно, что оно - последнее, но мы-то знаем), собираются гости. Первой приходит веселая влюбленная парочка, они болтают, смеются, даже вальсируют шутливо, им хорошо. А вот вслед за ними появляется парочка мрачная - и только в этот раз я поняла, что это не кто-нибудь, а Томаш и Элеонора - или Врач и альтер-эго Элеоноры, в общем - Дарио Франкони и Анна Лаудере, которые потом будут появятся уже в образах Томаша и Элеоноры. У них что-то не ладится между собой, она отстраняется от него очень резко, он как будто смущен, но старается держать лицо, - и все же, нисколько не смущаясь, оставляет ее потом, когда выходит Ромола. Вернее, Ромола-то почти выбегает, захлопывая за собой дверь, а вслед ей несутся резкие, злые вопли. Я не помню, как осенью кричали Рябко и Мартинес, Нижинские в двух разных спектаклях, мне почему-то кажется, что там было что-то совсем нечленораздельное, выливающееся в крике возмущение. Но вот Нижинский Александра Труша кричал совершенно отчетливо: "Отстань от меня! Надоело!" - с невозможной злостью. И потом, когда он уже вышел на сцену, было видно, что он ненавидит Ромолу, эта ненависть очень здорово ощущалась. И в первой резкой, жесткой, угловатой вариации он как будто "вытанцовывал" свою ненависть, свое отвращение к Ромоле, к гостям, ко всему, что его окружало в Сувретта-хаусе. И именно после этой вариации, вызывающей недоумение гостей, гостья-Лаудере ушла прочь (гость-Франкони остался) - чтобы через несколько минут (через несколько вариаций - после матросского танца Стасика и Брониславы, после появления Арлекина, отражающего танец Вацлава - но отражающего не совсем точно) появиться снова, уже в образе Элеоноры, и вместе с Брониславой в черном хитончике увести сумасшедшего Стасика. А Вацлав, запнувшийся было о катящегося Стасика, запнувшийся о собственные воспоминания, снова подался вперед, к еще одному воспоминанию - к Дягилеву, который стоял на галерее, раскрыв объятия, и ждал Вацлава, и обнял его, прижал к себе, подхватил на руки и унес из отеля Сувретта - на сцену и в прошлое.
Дальше вроде бы многобуков, но стиль телеграфный, не судите строго

Вопрос: Прочитал?
1. Прочитал, лайк  5  (100%)
2. Многобуков ниасилил  0  (0%)
Всего: 5

@темы: Дягилев и все-все-все, John Neumeier and his ballets

16:52 

Хочешь песенку в награду?
А между тем начали появляться фрагменты репетиционных видеозаписей "Нуреева". Пожалуйста, любуйтесь: первые два фрагмента - та самая якобы скандальная сцена у Аведона и пляски голого Нуреева (на самом-то деле в бандаже) на столе, третий фрагмент - дуэт Нуреева и Бруна.

tv.mk.ru/video/2017/07/10/pervyy-videofragment-...
tv.mk.ru/video/2017/07/10/videofragment-repetic...
tv.mk.ru/video/2017/07/10/tretiy-videofragment-...

И вот что я вам скажу, мои друзья: это все невинно, как моя жизнь, и даже невиннее. Это все настолько беззубо и целомудренно, что у меня слов нет. Сцена с фотосессией интересна разве что изящно раздевающимся Лантратовым - вот я готова взять назад все свое бурчание в его адрес и признать, что раздевается он тут и вправду очень элегантно. Да и танцует потом на столе весело, хотя все эти пляски во втором фрагменте откровенно комичны. А что касается дуэта Нуреева и Бруна - ааа, брось, Посохов, ты не умеешь ставить мужские дуэты. Это ни хрена не эротично и не любовно, это безумно скучно - именно с хореографической точки зрения. Смотреть, право, не на что. Возмущаться нечему. Запрещать не из-за чего. Меня только самое начало дуэта порадовало - с явственными аллюзиями к знаменитой видеозаписи Рудольфа и Эрика в классе. Но и эти аллюзии хореограф не сумел развить не во что внятное. И получилось так невинно и уныло, что просто не знаешь, что и сказать. Лучше бы Ноймайера сплагиатил, что ли.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

Черновики и черт

главная