Большой биографический пост о танцовщике и хореографе Константине Патсаласе: часть I и часть II

Под тэгом Александр Мейнерц "Erik Bruhn - Billedet indeni" собраны (в хронологическом беспорядке) записи с пересказом датской биографии Эрика Бруна, выпущенной в 2008 году.

Bold Steps - документальный фильм о Национальном балете Канады (1984 год). Там есть Эрик Брун, Константин Патсалас, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Карен Кэйн, Селия Франка и еще много замечательных людей. Рекомендую к просмотру.

Canciones - балет Константина Патсаласа. Тоже рекомендую к просмотру (если интересно узнать, что поставил этот Патсалас, о котором я так много пишу).

Моя страничка на Archive of Our Own (там выложены фики, "Донское кладбище", "Чтецы" и балетные тексты)

Фанфики и оригинальные тексты

URL
01:46 

Хочешь песенку в награду?
Догадайтесь, кто это, что это и откуда?
Вопросики у вас, мадам! Давай сразу ответ!


@темы: Royal Danish Ballet

14:26 

Хочешь песенку в награду?
Двадцатого мая посмотрела в Гамбурге "Даму с камелиями" - впервые в исполнении ноймайеровцев. К сожалению, гест-стар Ольга Смирнова в роли Маргариты несколько подпортила впечатление, хотя и не катастрофически - будь на ее месте Светлана Захарова, это был бы совсем кошмар, а так ничего, смотреть можно. Но я бы предпочла увидеть вместо Смирновой Анну Лаудере или Алину Кожокару. Правда, к Лаудере прилагался бы Эдвин Ревазов, зато в паре с Кожокару можно было бы получить Александра Труша, и это было бы идеально, ну ладно, хватит сослагательно наклонять, что получила, то получила. И надо сказать, удовольствие получила тоже, несмотря на Смирнову и несмотря на зал, напоминавший мне о бтшных зрителях (поверьте, это нелестное сравнение). Поразительно: накануне я смотрела "Нижинского", и там зрители принимали спектакль идеально, а на ДсК как будто половина зала явилась случайно, типа провести воскресенье в культурном месте. А, и еще кашляли во время спектакля отчаянно, временами казалось, что собралась группа солидарных чахоточных - поддержать Маргариту: мол, смотри, вот как надо натурально кашлять.
Смирнова кашляла не сказать чтобы очень натурально, но проблема не в ненатуральном кашле, проблема в ненатуральной игре. Вплоть до конца третьего акта она то переигрывала, то недоигрывала, изображала то светскую даму, то безногую собаченьку, а чаще всего была самой собой - балериной С, которая демонстрирует собравшейся публике, как хорошо она умеет танцевать. В первом акте она казалась очень суетливой, во втором акте в дуэте с мсье Дювалем (Иван Урбан) пережала с истерикой, у нее получилась такая неприятная особа, которой и надо бы посочувствовать, да что-то не получается. Лишь в третьем акте, в самом конце, в сцене в театре и в заключительном па-де-труа с Манон и де Грие наконец-то получилось что-то стоящее: она на несколько минут стала Маргаритой. Но это были всего лишь несколько минут. И все-таки надо признать, что могло быть гораздо хуже. А так она меня не раздражала, танцевала себе и танцевала, недурно танцевала (хотя руки у нее мне очень не нравятся), в черном па-де-де в третьем акте пережимала с жертвенностью, а в синем и в белом па-де-де было ничего так. И мне кажется, ей лучше удалось партнерство не с Арманом (Кристофер Эванс), а с герцогом (Дарио Франкони). Франкони вообще был поразительно хорош и импозантен, и очень выразителен в своей маленькой роли. А Эванс - мне в целом понравился его Арман, но Смирнова, по-моему, для него была великовата, и в черном па-де-де это было особенно заметно: все поддержки были очень напряженные. А может быть, он просто устал к тому времени. И забавно, что если говорить о сценической химии, то мне показалось, что у Армана-Эванса куда сильнее искрило с Олимпией (Эмили Мазон). Что и неудивительно: Олимпия была прелестной кошечкой, не наглой и не вульгарной, а совсем юной, кокетливой, изо всех сил старающейся всем понравиться, Арману в том числе. Она очаровательно флиртовала с Арманом в третьем акте и очаровательно приставала к Маргарите, выясняя, что же за письмо вручил ей Арман на "черном балу". Милое дитя не понимало, когда нужно вовремя остановиться, за что и получило от Маргариты совсем легкую, но очень обидную пощечину. Слава богу, тут Смирнова сыграла хорошо, не то что Захарова, которая, помнится, выдала бедной Олимпии (в трансляции ДсК) такую оплеуху, что чуть с ног ее не сбила.
Кто меня страшно порадовал в этом спектакле, так это граф N, незадачливый поклонник Маргариты. Его станцевал совсем молоденький Мариа Юге - и так станцевал, что не только затмил в моих глазах зрелых исполнителей этой роли, но и сделал своего персонажа одним из центральных участников этой (мело)драмы. И благодаря тому, что и он, и Эванс - еще очень молоды, получилось кое-что любопытное: Арман и граф N, в сущности, мало отличаются друг от друга - оба молодые наивные влюбленные щенки, оба смешны в своей влюбленности в Маргариту, оба ластятся к ней и ведут себя нелепо. Но Маргарита выбирает Армана, а графа N всячески третирует - и доходит до того, что в сцене маскарада в первом акте (или "красного бала") вдруг становятся очевидными параллели между графом N и кавалером де Грие (хотя вообще-то кавалер де Грие "зеркалит" Армана): как Манон в спектакле заводит шашни за спиной у влюбленного де Грие, так и Маргарита поступает практически так же с графом N. Хотя, разумеется, она графу в любви не клялась и ничего ему не обещала. Но что еще любопытно: обычно в первом акте граф N действительно кажется очень надоедливым и приставучим поклонником, из тех, кому проще дать, чем объяснить, почему не хочется (ну, или можно в крайнем случае красной камелией от него отмахаться), и сочувствуешь Маргарите, и понимаешь, почему она в конце концов теряет терпение, дает графу пощечину и убегает в свой будуар (а Арман следует за ней). В исполнении Юге бедняжка граф ни секунды не был надоедливым, он себя вел на удивление деликатно, и Маргарита, реагировавшая на него преувеличенно нервно, выглядела неадекватной (и в то же время весьма благосклонно принимала куда более активные приставания Армана в синем па-де-де). Во втором акте он очень мило танцевал с Олимпией - она с ним флиртовала безудержно, а он держался джентльменом (и мне страшно понравилось, как на поклонах Юге и Мазон кланялись друг другу). А в третьем акте он очень интересно вел себя на "черном балу", отвлекая герцога, пока пьяный Арман оскорблял Маргариту. Ведь граф прекрасно видел, что Маргарита в полном смятении, а Арман обращается с ней грубо, но продолжал удерживать герцога, не давал ему вмешиваться. Получилось нечто двусмысленное: то ли граф все-таки не понимал, что Арман оскорбляет Маргариту - но нет, не может быть, чтобы не понимал, там все было очевиднее некуда, то ли он поддался нехорошим чувствам и хотел вот так отомстить Маргарите за перенесенные унижения. Не знаю. Да, еще было интересно, как позднее, в танце на авансцене, где сходятся герцог, Маргарита, Арман, Олимпия, Гастон Рье и Прюданс Дювернуа, герцог очень подчеркнуто не подал Арману руки, когда встретился с ним в танце.
Возвращаясь к графу N - даже если он и наслаждался унижением Маргариты, этого наслаждения ему хватило ненадолго. И в сцене в театре, куда приехала измученная, уже умирающая Маргарита, он забыл обо всех обидах и опять бросался к ней, поддерживал ее, усаживал, и, сидя позади нее, смотрел последний акт "Манон Леско" и переживал, предчувствуя и смерть Маргариты. Это была очень сильная, ощутимая тоска безнадежно влюбленного мальчика. Очень сильный получился образ, очень выразительный. И танцевал Юге прекрасно - пусть не так уж много у него выходов, но он был чрезвычайно хорош. У него изумительные удлиненные линии.
Ну и самое, самое-то главное: он ведь был внешне - ну чистый Новичок из нашего "Билли Бадда"! Хрупкий, нежный, чуточку нелепый, в круглых очках, да ему бы каптенармуса хорошего, а не мымру Маргариту. Но правда, это было так неожиданно и так приятно: вдруг увидеть Новичка в балете.
Арман - Кристофер Эванс - был не ах, но мил, хорошо танцевал и хорошо играл влюбленного и эгоистичного от любви мальчишку. Мне кажется, им со Смирновой лучше всего удалось белое па-де-де во втором акте. А в финале того же акта Эванс прекрасно провел заключительную "вариацию отчаяния". И очень приятен был в дуэте с де Грие и в па-де-труа с де Грие и с Манон в первом акте. Только сдается мне, это не столько заслуга Эванса, сколько заслуга де Грие - Александра Рябко и Манон - Каролины Агуэро. Потому что эта пара была прекрасна, особенно Рябко. На него смотреть - наслаждение, ему очень к лицу костюм де Грие и грим, а главное - боже, как он танцевал! Становилось жаль, что партия де Грие невелика, но с другой стороны - Рябко сделал и эту небольшую партию яркой (и напомнил мне еще одного образцового де Грие - Хосе Мартинеса). Каролина Агуэро в первом акте показалась мне чуточку тяжеловатой, хотя и очень уверенной, - и Маргарите она строила глазки с первой встречи: вернее, это была еще не совсем Манон, а танцовщица в образе Манон. Но получилось интересно. И с Рябко она очень здорово смотрелась во всем спектакле. Дуэт с Маргаритой во втором акте она станцевала мягче, чем, например, это делала Дельфина Муссан - с Аньес Летестю, зато Маргарита-Смирнова на ее фоне казалась преувеличенно истеричной. Но больше всего Агуэро понравилась мне в третьем акте - сначала в вариации Манон после черного па-де-де, где она была изумительно трогательной, а потом в заключительном па-де-труа с Маргаритой и де Грие. Вот тут хороши были все трое, даже Смирнова мне наконец-то понравилась, особенно в самом конце, когда де Грие уносил мертвую Манон, а Маргарита прижимала ее ладонь к своей щеке и никак не хотела отпускать, и все тянулась, тянулась за ней. Вот это было прямо очень хорошо. И если смотреть в целом, то, как ни смешно, но Смирнова мне куда больше нравилась, когда она контачила с женщинами - с Манон, с Прюданс, с Наниной в конце концов. Как-то она естественнее с ними держалась, что ли.
Нанину играла Патрисия Фриза - и очень она мне понравилась. Ее Нанина казалась откровенно влюбленной в свою госпожу: как она при первом появлении в прологе прижимала к губам дневник Маргариты! И как встречала Маргариту в первом акте, когда та приходила домой: Нанина ее и обнимала, и по щеке гладила. И не пережимала с комичностью в шутливом трио с Гастоном и Прюданс во втором акте - те дурачились, а Нанина сначала пыталась встроиться в их игру, но быстро махнула на них рукой: мол, дети, что с них взять!
Иван Урбан был недурным мсье Дювалем, хотя казался все же слишком моложавым для того, чтобы быть отцом Армана, - и временами напоминал скорее старшего любовника, ревнующего Армана к женщине. Как будто проскальзывали в его игре отсылки к Дягилеву - из "Нижинского" накануне. Ну и я еще вспомнила Белу Миркасяна из Camille, хоть Бела-то был там явным ровесником Армана. И еще мне показалось, что Урбану все-таки не очень интересно играть мсье Дюваля, в этой роли слишком мало танца, а ему танцевать хочется. Поэтому в дуэте с Маргаритой во втором акте он очень оживился, а в остальное время как будто слегка скучал.
Кого я еще забыла? Гастона Рье и Прюданс Дювернуа. Они были, скажем прямо, не очень выразительны, хотя и неплохи. Гастон - Якопо Беллусси - пострадал, на мой взгляд, от неудачного грима: этому "Леле Мясину" (в "Нижинском" накануне он Мясина танцевал) категорически не идут усы. Прюданс - Мадока Сугаи - была получше (ей усов не полагается!), но все же не хватало ей яркости и пикантности. Хотя вариацию с шляпкой во втором акте она провела очень мило. Беллусси тоже был приятен в своей вариации с хлыстиком, но тут, мне кажется, почти невозможно переплюнуть Карла Пакетта - тот сиял и в этой роли, и в этой вариации (и был без усов!).
А еще хочу отдельно похвалить кордебалет. Все были молодцы, особенно во втором акте жгли, в пасторальной сцене в деревне: так зажигательно резвились и танцевали, так приятно было на всех смотреть. И в третьем акте в сцене на Елисейских полях тоже очень хорошо создали осеннее печальное настроение. Нет, в самом деле, пусть не везде хватало синхронности, но зато и не было скуки, и не хотелось, чтобы все эти массовые сцены скорее заканчивались.
И в целом - мне действительно не было скучно, и это очень хорошо, я считаю. А то я вспоминаю, как тосковала на ДсК в БТ, какая это была невыносимая тягомотина. А в Гамбурге - ничего подобного, смотрится очень динамично и увлекательно. И в следующем сезоне, надеюсь, я снова выберусь на ДсК и в Гамбург, и в Копенгаген, где как раз этот балет восстанавливают. А еще буду теперь следить за карьерой Мариа Юге, очень мне этот мальчик понравился.

@темы: John Neumeier and his ballets

21:28 

Хочешь песенку в награду?
Я вернулась из Гамбурга, может быть, напишу о том, что увидела (о "Даме с камелиями" точно надо написать, о "Нижинском" - не знаю, хороший был спектакль, но не потряс настолько, чтобы писать о нем подробно), а пока держите вот, что в инстаграме дают. Жаль, водяные знаки слегка портят впечатление, но не катастрофически. Какая тут у Эрика линия талии!..



@темы: Rudolf Nureyev, Erik Bruhn - photos, Erik Bruhn

12:37 

Хочешь песенку в награду?
Как обычно, была в Дании, навестила Эрика на кладбище Мариебьерг. Много зелени и мои розовые лилии. При должном настрое и самовнушении возникает мистическое чувство: кажется, что вот-вот появится сам Эрик, сядет на скамейку, попросит зажигалку, закурит и что-нибудь скажет (зажигалку, кстати, у меня попросили, когда я шла назад с кладбища).



@темы: Erik Bruhn

01:35 

Хочешь песенку в награду?
Три года назад - господи, как время летит! - написала фик по ноймайеровской "Даме с камелиями": откровенный фем с пейрингом Манон/Маргарита. Даже на АО3 очень мало просмотров, а уж о кудосах я и не говорю, кудосов вовсе нет. А жаль, я по-своему люблю этот фик - и не по-своему, а просто люблю этот балет и этот пейринг. Вот и фотографию новую нашла с самой правильной Маргаритой - Аньес Летестю. И мне нравится эта рыжая Манон - Eve Grinsztajn (я не знаю, как транскрибировать ее фамилию), в видеоверсии ДсК с Летестю она была Олимпией. Рыжая Манон - это пикантно, хотя все-таки Маргарита-Летестю больше нравится мне с Манон из видеоверсии - Дельфиной Муссан. А о кавалере де Грие и говорить нечего - Кристоф Дюкенн с этой фотографии, я не сомневаюсь, хорош, но Хосе Мартинес для меня - идеальный кавалер де Грие.



А послезавтра я увижу ДсК в исполнении гамбургской труппы. Жаль только, Маргаритой будет Ольга Смирнова из БТ. Это не моя балерина, и я предпочла бы увидеть любую гамбургскую Маргариту вместо нее. Но ничего не поделаешь. Впрочем, может быть, в окружении гамбургской труппы и Смирнова понравится мне больше, чем на фоне БТшной труппы, как знать, как знать.

@темы: John Neumeier and his ballets

18:46 

Хочешь песенку в награду?
Чудесная norakura поделилась чудесными сканами из Dancing Times за март 1962 года. На сканах - чудесный Хеннинг Кронстам в баланчинском "Аполлоне" (да, это сценический костюм, и на обложке книги Henning Kronstam: Portrait of a Danish Dancer Кронстам изображен тоже в образе Аполлона) и в неопознанной "классической" роли, может быть, в ЛО, но я не уверена. Что-то я опять затащилась по Кронстаму - пусть и не с такой силой, как по Эрику, но все-таки. Он был очень интересный, что ни говори. И очень несчастный.


@темы: Henning Kronstam, Royal Danish Ballet

14:27 

Хочешь песенку в награду?
12 мая смотрела в Копенгагене сборную программу Ballet de Luxe (вместо предполагавшейся изначально "Жизели"). Получила удовольствие, хотя и не без оговорок. В частности, мне теперь хочется вместе с Евой Киструп, основным поставщиком новостей о КДБ, сидеть и ворчать, что а) Бурнонвиль сейчас в КДБ совсем позабыт-позаброшен; б) понабрали в КДБ иностранных танцовщиков, которые в датском стиле ничего не понимают, прут на рампу, и линиев никаких. Хотя, разумеется, далеко не все иностранные танцовщики в КДБ ничего не понимают в датском стиле, но все-таки есть такие, которые в хореографии Бурнонвиля выглядят страдальчески. И мне не повезло попасть именно на таких. Но по порядку. Программа состояла из трех отделений: в первом - сборная бурнонвильская солянка: шотландская пляска из первого акта "Сильфиды", па-де-де из "Ярмарки в Брюгге" и па-де-сет из "Народного сказания"; во втором отделении - "Рубины"; в третьем отделении - "Этюды". В самом начале, без всякого предупреждения, меня прибили и размазали увертюрой к "Сильфиде". Я уже всех замучила рассказами о той самой "Сильфиде" в постановке Хюббе и о том, что для меня значит эта постановка, и о том, как я по ней скучаю, и так далее, и так далее. Но когда оркестр заиграл увертюру, это было действительно невыносимо: слушать ее и знать, что весь спектакль ты не увидишь. И кстати, насколько же вяло исполняют увертюру в БТ, у меня еще были свежи воспоминания о последней бтшной "Сильфиде", увиденной в конце марта, - и никакого сравнения: в БТ оркестр размазывает увертюру, как манную кашу по тарелке, а датчане исполняют ее ярко и легко. Но после такой увертюры надо показывать весь спектакль, а не одну шотландскую пляску на голой сцене! Но что греха таить, пляска была прекрасна, вот здесь к труппе никаких претензий, все хороши. И я еще раз поняла, как же я люблю оформление этой "Сильфиды", черно-серые костюмы и белые веночки у девушек, это же прелесть что такое. Вел пляску Андреас Кос - дивно прекрасный, но кто бы сомневался, что он прекрасен? И вот теперь я почувствовала, что я очень, очень хотела бы его увидеть Джеймсом в полноценном спектакле - не в мариинской постановке, где он, кстати, впервые станцевал Джеймса, а в черно-серо-белой "Сильфиде" Хюббе. И чтоб Сильфидой при нем была Джейми Крэндалл или Ида Преториус, а Мэджем - да хоть бы и сам Хюббе, раз Себастьян Хейнс покинул КДБ. Хотя было бы интересно взглянуть и на пару Джеймс-Кос и Мэдж-Хейнс - они же ровесники, это было бы по-своему занятно. Но нет, нет, и этого не будет, и просто "Сильфиды" не будет, и незачем себя растравлять. Но какие ноги у Андреаса Коса, какие стопы! И вот у кого хореография Бурнонвиля буквально "в ногах", он танцует легко, отточенно, безусильно - и глаз от него не отвести. Прямо скажем, он затмил свою партнершу Фемке Мёлбах Слот, хотя она была очень, очень мила. Но еще я смотрела на эту пляску и понимала, что мне не хватает в ней деталей, которые есть в спектакле - но в вырванном из контекста номере их быть не может: два явления сильфиды, отвлекающей Джеймса от пляски, а в версии Хюббе - еще и явление Мэджа, к которому Джеймс тоже бросается, как бросался к сильфиде (и тоже с явным намерением поймать в объятия), и злость и обида Эффи, и заметное опьянение Джеймса, захваченного чувствами к сильфиде (и к Мэджу, пожалуй, тоже). Без этих подробностей пляска многое теряет - но ничего не поделаешь, тут всю систему тогда надо менять и весь спектакль восстанавливать.
Па-де-де из "Ярмарки в Брюгге" - увы, не порадовало. Танцевала его итальянская пара: Сильвия Сельвини и новичок Маттиа Сантини. И хоть оба старались, но было видно, как трудно им справляться с бурнонвильской хореографией. Тут не до легкости и не до передачи того, что скрыто за хореографией (а скрыто там неприкрытое соблазнение: в спектакле в этом па-де-де легкомысленный Карелис кружит голову застенчивой Элеоноре), тут не упасть бы, дотанцевать до конца. Сельвини я помню с прошлого сезона, тогда она восхитила меня в па-де-де из "Коппелии", затмив приму Холли Доргер (и кстати, танцевала она с Косом). В па-де-де из "Ярмарки" она хорошо провела первую вариацию, но все остальное у нее было еще очень сыро и неуверенно. Сантини был и того хуже, еле-еле продирался сквозь свои вариации и сквозь дуэт. Смотрела я на это и вспоминала сохранившуюся видеозапись этого па-де-де в исполнении Метте-Иды Кирк и Иба Андерсена. Прекрасно, конечно, что видеозапись есть и можно увидеть, как надо это танцевать, но грустно, что живое исполнение так меня разочаровало. Ведь прелестное же па-де-де! Кстати, два года назад, на БТшном вечере, посвященном пятидесятилетию творческой деятельности Бориса Акимова, "ярмарочное" па-де-де станцевали Кос и Ида Преториус, и это было прелестно (я видела только запись, но правда, это было прелестно).
Па-де-сет из "Народного сказания" - мило, но не более того. Пожалуй, этот номер тоже проигрывает, когда его вырывают из контекста (и он все же не так эффектен, как, например, тарантелла из "Неаполя", вот ее можно смотреть в отрыве от спектакля, и хорошо получается). Приятно было посмотреть на Киззи Матиакис, я ее очень люблю. И очень хорош был Лиам Редхед, он становится все грациознее, и ему хореография Бурнонвиля и к лицу, и к ногам. Но в целом - вот вроде бы и все хорошо, а не впечатляет.
Второе отделение пошло веселее, потому что "Рубины" - ну, в хорошем исполнении это очаровательно клевый балет. Как я сама для себя это формулирую: в него не сразу въезжаешь, но когда въедешь - не хочется, чтобы он заканчивался. Меня только костюмы Карински раздражают, смотрятся очень уж дешево и безвкусно. Но черт с ними, с костюмами, зато исполнители прекрасны. Ида Преториус затмила Йона Акселя Франссона: он был хорош (особенно в конце - с четверкой кордебалетных мальчиков и в коде), но она была круче. Поразительно, как при внешности записной инженю и хорошей девочки Преториус умудряется быть, когда надо, игривой без малейшей слащавости, пикантной, ироничной, стильной. И солировавшая Эмма Хоканссон тоже была прекрасна. И корда - прелесть, Редхед опять выделялся, очень он изящен. И еще я с удовольствием смотрела на Каледору Фонтану, очень она мне нравится, я всегда рада ее увидеть.
Ну и закончилось все "Этюдами". Простите, но после "Этюдов" в исполнении датчан остро ощущаешь, какая мертвечина и фальшивка - "Этюды" в БТ. И это притом, что у всех танцевавших солистов были технические помарки: Джейми Крэндалл сбилась в фуэте и начала заново, Джонатан Хмеленски, как ни странно, тоже смазал фуэте, нечисто закончил, у Андреаса Коса, заменившего Марсина Купински, кое-где были приземления неуверенные. Но черт возьми, все равно они танцевали так, что нет слов, одно восхищение. Кордебалет прекрасен. Прекрасна тройка мальчиков - Александр Бозинов, Тобиас Преториус, Лиам Редхед. Редхед опять был божественно изящен. И очень хороши все девочки. Крэндалл, кордебалетные девушки и Джонатан Хмеленски очаровательно провели "сильфидную" часть - с прелестными и очень осмысленными отсылками не только к "Сильфиде", но и к танцу с отражением в La Ventana. Андреас Кос снова был восхитителен - какие линии, какое изящество, все при нем: и легкость, и чистота танца (несмотря на помарки), и огромное обаяние. Крэндалл великолепна и в "сильфидной" лирике, и в образе балерины-королевы. Хмеленски был очень хорош, даром что я его не всегда и не везде люблю, но тут он меня покорил. И вообще все в "Этюдах" было как надо - и блеск, и бравура, и проскальзывающая время от времени чуть заметная ирония, и наслаждение танцем. Вот в самом деле приятно было на всех смотреть. Хочу еще. И получу еще: гала-концерт 9 июня завершат именно "Этюды". А до них еще будет "Неаполь" 1 июня и трехчасовая "Бурнонвилиана" 2 июня (и в тот же день - фильм Bournonville Today).

@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet

01:03 

Хочешь песенку в награду?
Постараюсь еще написать подробнее о "сборном" вечере КДБ Ballet de Luxe, а пока расскажу только о самом сильном потрясении. Первое отделение - "бурнонвильский дивертисмент" - началось с пляски из первого акта "Сильфиды". А перед ней сыграли увертюру. И я слушала ее и чуть не плакала оттого, что после нее не будет спектакля, не будет "Сильфиды", которая мне так дорога. Ну почему ее не хотят восстанавливать, это же такое чудо! А пляска - ах, пусть на пустой сцене, пусть без появления Мэджа и сильфиды, к которым бросался Джеймс, забывая об Эффи, - пляска все равно была прекрасна. И костюмы были те самые, черно-серые, из той самой постановки. И Джеймсом был Андреас Кос - и ах, до чего же он прекрасен в этой роли. И мне так захотелось увидеть его в полноценном спектакле - чтоб он был Джеймсом, Хюббе - Мэджем, а Джейми Крэндалл - Сильфидой. Дело в том, что она сегодня танцевала в "Этюдах", и в "сильфидной" части она была безумно хороша. И можно себе представить, как она прекрасна в "Сильфиде" - и как она чудно смотрелась бы с Косом-Джеймсом.

@темы: "La Sylphide", Royal Danish Ballet

11:31 

Хочешь песенку в награду?
Ужасно соскучилась по Эрику. Сама не знаю, чего хочу, то ли новых материалов, то ли новых фотографий, то ли просто о нем поговорить (хотя что нового я могу о нем сказать?). Подписана в фейсбуке на группу, посвященную Эрику, там в последнее время владельцы активизировались, каждый день что-нибудь выкладывают, да только все материалы и фотографии - известны мне давным-давно. И в основном это общедоступные фотографии с gettyimages или просто известные снимки (при этом владелец не может идентифицировать на фотографии Сьюз Уолд - ну, в общем, тут я промолчу, потому что я очень воспитанная). Вот только сегодня выложили, наконец-то, кое-что, чего я прежде не видела, - но качество скана, увы, оставляет желать. Не мне на это сетовать, конечно, у меня самой сканы не бог весть какие. А все-таки хочется поворчать.
Ну ладно. Выложу-ка я и свой не бог весть какой скан из Мейнерца. Это Эрик и Иветт Шовире репетируют "Жизель" в 1964 году. Ну, все помнят историю о том, как Рудольф, увидев эту "Жизель", признался Эрику, что теперь едва ли сможет танцевать сам в "Жизели" - идеал, созданный Эриком, показался ему недостижимым. Ну а Эрик обозвал Рудольфа дураком и велел танцевать без фокусов. Правильно велел, конечно, трезвый Эрик. А еще он жаловался потом, что вот-де Иветт Шовире все узнавали и у стейдждор ждали, а его никто не узнава-а-ал. Ну, то есть, не жаловался, конечно, так только, обращал на это внимание.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

12:39 

Хочешь песенку в награду?
Мне нужно больше Лангриджа с ван Алланом, вот что я вам скажу. Как хорошо любоваться этой гифкой, особенно если не вспоминать, что там происходит на самом деле. А так можно фантазировать, что у каптенармуса голова закружилась, а капитан его подхватил, на стул усадил, сейчас будет водичкой отпаивать и книжкой обмахивать, и вообще волноваться.


@темы: Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Мы очень любим оперу

12:08 

Хочешь песенку в награду?
Фотография Эрика из буклета, посвященного третьим гамбургским "балетным дням", 1977 год. Эрик выступил - по крайней мере, должен был выступать, - в Nijinsky-Gala, традиционном гала-концерте, завершающем балетный сезон в Гамбурге. Вернее, он сейчас стал традиционным, а тогда он состоялся всего-навсего в третий раз - и был посвящен балетам вокруг и около Шекспира. Так что в том концерте были отрывки из "Сна" Аштона, РиДж Макмиллана, "Укрощения строптивой" Крэнко, "Der Fall Hamlet" самого Ноймайера - и все, надеюсь, помнят, что первая версия "Der Fall Hamlet" называлась "Hamlet Connotations" и была поставлена в 1976 году в АБТ: Гамлетом был Барышников, Офелией - Гелси Кирклэнд, Гертрудой - Марсия Хайде, ну а Клавдием - Эрик. В "Der Fall Hamlet" Гамлетом стал Макс Мидинет. Ну, а что касается Эрика - то он был заявлен и, надеюсь, станцевал в Nijinsky-Gala в "Паване мавра" Хосе Лимона - вместе с Синтией Грегори - Дездемоной, Салли Уилсон - Эмилией и Иваном Надем - Яго.


@темы: Erik Bruhn, John Neumeier and his ballets, Erik Bruhn - photos

12:12 

Хочешь песенку в награду?
Невнятная гифка для ценителей пейринга Раймундо де Ларрен/Рудольф Нуреев. Раймундо, как всегда, в своем репертуаре: если есть возможность прикоснуться к Рудольфу - надо к нему прикоснуться. Чтоб все видели, что это не просто так себе Рудольф, а "мой Рудольф". Ужасно жаль, что и в фильме La Passion Noureev, откуда гифка и вырезана, нет оригинальной аудиодорожки, не слышно, что там Раймундо говорит. А ужасно интересно, хотелось бы послушать.


@темы: Raymundo de Larrain, Rudolf Nureyev

01:35 

Хочешь песенку в награду?
Николай Хюббе поздравляет нового премьера (solodanser) в КДБ - Андреаса Коса. Ура Андреасу! Он чудесный мальчик и чудесный танцовщик, и я очень, очень за него рада.



@темы: Royal Danish Ballet

14:17 

Хочешь песенку в награду?
Объявили очень интересный новый балетный сезон в БТ. Прям хочу абсолютно все и немедленно. 20 ноября - вечер одноактников: "Артефакт" Форсайта и "Петрушка" Клюга. Интересно, как БТшные справятся с Форсайтом, интересно, что за "Петрушка" получится у Клюга (хотя в общем-то я бы предпочла что угодно другое от него, но лишь потому, что не особо люблю музыку к "Петрушке" и сам сюжет). 4 апреля - "Зимняя сказка" Уилдона (привезите нам Эдварда Уотсона на премьеру, ну пожалуйста!). 13 июня - еще один вечер одноактников: возвращение баланчинской "Симфонии до мажор" и премьера "Парижского веселья" Бежара. Я уже предвкушаю бежаровский балет, я о нем много читала, но и не надеялась его увидеть, уж точно - не в БТ. Судя по рецензиям, он очень забавный и клевый. И там - среди всего прочего! - есть и мужской дуэт. Ну и вообще я очень рада, что в БТ будет Бежар. И возвращению "Симфонии до мажор" я тоже рада. Ну и наконец 19 июля состоится премьера нового одноактного балета Самодурова на музыку Красавина. Тоже облизываюсь и жду с нетерпением. Вот хоть в свое время мне не очень зашла "Ундина", но теперь я и по ней скучаю. И новый самодуровский одноактник - это, я считаю, достойное завершение очень любопытного сезона. Короче говоря, зачот и заочный респект, но посмотрим, как оно все будет реализовано.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

11:44 

Хочешь песенку в награду?
Изумительные подробности выясняются: оказывается, Хейнс попросил у КДБ продлить ему отпуск, чтобы еще сезон протанцевать в NDT. Ему отказали и разорвали с ним договор. Ну молодцы. Просто слов нет, датчане в своем худшем репертуаре. Ни хрена не держатся за талантливых танцовщиков. Причем что интересно - Ульрику Бирккьяру, танцевавшему в Сан-Франциско, спокойно продлили отпуск еще на год (значит, Бирккьяра можно в грядущем сезоне не ждать). И Магнусу Кристофферсену, танцевавшему в Лос-Анджелесе, тоже вроде бы продлили отпуск. И только Хейнса вышвырнули. Скрипач не нужен, блин.
В итоге мне теперь точно нужно смотреть в сторону Нидерландов, хотя я и не знаю, на что конкретно туда ехать, если ехать. Я посмотрела всю программу NDT на предстоящий сезон, но пока не поняла, что бы хотела увидеть. Если б знать точно, где будет танцевать Хейнс! Но как это узнаешь?..
Ну вот, выложу хоть фотографию из свежего NDTшного буклета. Можно было бы обойтись и без чьих-то ног, Хейнс сам по себе хорош, без сопровождения.


@темы: Sebastian Haynes

11:31 

Хочешь песенку в награду?
В фейсбуке уже поныла, теперь поною здесь. Новый сезон в КДБ - это зверская тоска, вообще непонятно, на что ехать. Снова на "Жизель"? Или на "Неаполь" - единственный балет Бурнонвиля в грядущем сезоне? Еще будет какая-то "Кармен" неизвестного мне испанского хореографа - но у меня на "Кармен" вообще аллергия, я эту историю могла бы принять только в виде балета Пети и только с Эриком Бруном, но кто ж мне это покажет? Грегори Дин поставит "Золушку" - я верю в хореографические таланты Дина, но не люблю и "Золушку" - на эту историю у меня тоже аллергия. В сборной тройчатке Dans2Go в этом году будет "Симфония псалмов" Килиана - балет, который я искренне старалась полюбить, но так и не смогла, "Па-де-де Дворака" Ландера - чтоб все знали, что Ландер поставил не только "Этюды" (не уверена, что надо это знать), и My Daddy Loves Sugar - новый балет Оливера Старпова. Если и ехать, то только на Старпова. Еще будет любопытная "двойчатка" весной - AFTERITE Макгрегора и "Этюды", причем не на Старой сцене, а на сцене оперного театра. Ну и в мае-июне будет "Дама с камелиями", которую мне бы хотелось увидеть в исполнении датчан, так что на нее, наверно, я съезжу.
Никакой "Сильфиды", конечно, и в помине нет. И мало шансов на то, что она когда-нибудь вернется. И это еще не самое печальное, самое печальное - в списке танцовщиков, которые будут работать в КДБ в грядущем сезоне, нет ни Себастьяна Хейнса, ни Сюзанны Гриндер. О Хейнсе я даже ничего не буду говорить, только заплачу. Мне так не хватало его в этом сезоне! Еще один сезон без него я не выдержу. Надо, конечно, теперь точно разузнать, где он будет, и если он снова будет в Нидерландах - что ж, освою Нидерланды, что мне еще остается. И страшно жаль, что уходит Сюзанна Гриндер. И так было ясно в последние два года, что ее задвигают: она танцевала все меньше, сезон 2015/2016 для нее стал, пожалуй, последним "премьерским" сезоном - когда она танцевала регулярно в основной труппе и танцевала крупные партии. А потом пошел спад, она появлялась все реже. Очень обидно. Как можно восстанавливать "Даму с камелиями" без нее, она же идеальная Маргарита. Как бы я хотела увидеть ее Маргаритой с Арманом-Бирккьяром - тем более, что Бирккьяр-то как раз заявлен в следующем сезоне (ну хоть кто-то остался/вернулся!).
Ну вот, такие дела. С одной стороны - сэкономлю деньги, Дания все-таки страна дорогая, не наездишься туда. С другой стороны - мне будет не хватать моих более-менее частых выездов в Копенгаген. Ну ладно, на что-нибудь я все-таки смотаюсь, да уже и ясно примерно, на что именно: Dans2Go, AFTERITE+Etudes, ДсК, ну и может быть, "Жизель" и/или "Неаполь".
Чтоб не заканчивать совсем уж на кислой ноте - не про балет: а меня, а меня вчера в фейсбуке зафрендил Гидон Сакс. По восторженным ощущениям это близко к тому, как если бы меня зафрендил Эрик Брун - если б был жив, разумеется.

@темы: Royal Danish Ballet, Мы очень любим оперу

11:33 

Хочешь песенку в награду?
Поклоны после последнего пражского "Билли Бадда" в этом сезоне. Вот ведь, не приедешь сам - так никто Гидону Саксу и цветов не подарит, ну что за безобразие. Придется ехать в следующем сезоне, потому что по слухам - в следующем сезоне эта опера вернется в репертуар, и Сакс тоже вернется. И на него надо ехать (и цветы ему дарить). Все-таки он самый прекрасный Клэггарт на свете - и просто самый прекрасный. Ему бы Билли Бадда хорошего! Но лучше нашего Юрия Самойлова нет для него Билли Бадда. А Кристофер Болдук, который пражский Билли, - он, конечно, ничего, но куда ему до Самойлова.
UPD. Нет, в следующем сезоне "Билли Бадда" в Праге не будет, все, отбой.
А еще Сакс в фейсбуке написал, что в следующем сезоне будет петь Клэггарта в Варшаве. Ну что? Все в Варшаву!!!


@темы: Мы очень любим оперу, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd)

14:23 

Хочешь песенку в награду?
Труд, труд и труд! - говорит всем Эрик Брун. А тут еще и первое мая приближается. Так что трудицца должна девицца в моем лицце. Эта девицца вон и налоговую деклараццию подала, может теперь открывать новый налоговый год.



А еще я, пользуясь случаем, хочу прорекламировать замечательную рецензию на концерт замечательного Томаса Хэмпсона. Концерт этот был в Стасике позавчера, и я страшно рада, что я на него попала. Хэмпсон был невероятно прекрасен - и это потрясающе, как он обаятелен и как влюбляет в себя. Короче говоря, читайте рецензию, это самая крутая рецензия на его концерт из всех появившихся в прессе.

@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos, Мы очень любим оперу

11:14 

Хочешь песенку в награду?
Сегодня, то есть уже вчера, попала в БТ на "Пьесу для него" - совершенно случайно: мне дали денег, и я поймала билет. Напишу еще подробнее, а пока что скажу вот что: ни один балет мне по-настоящему не понравился, но я провела отличный вечер. И в последнем балете "Юг" мне додали однополых танго-дуэтов - ради них я закрыла глаза на то, что вообще говоря этот балет - безумный китч (в трагическом финале я тихо ржала, радуясь, что в зале темно, и никто моего ржания не заметит). И вообще было в кои-то веки приятно посмотреть на труппу БТ, которая открывала для себя что-то новенькое и наслаждалась этим новеньким. Особенно хочется отметить Дениса Савина - он сегодня был ну очень хорош.

UPD. Ну вот, теперь будет обещанное "подробнее". Четыре одноактника: две мировые премьеры, две российские премьеры. Как часто бывает, расположены они по восходящей: от относительно худшего к относительно лучшему. Первый балет вечера - "Обручение ради смеха" Антона Пимонова на музыку Пуленка, мировая премьера, танцуют Владислав Козлов и еще шесть человек - Маргарита Шрайнер, Элеонора Севенард, Дарья Бочкова, Дмитрий Дорохов, Марк Чино, Якопо Тисси. Ну что сказать? Это очень миленький, очень невинный, стерильный и беззубый балет в голубых тонах, этакая манная каша на воде. Глотается легко, не раздражает пищевод, никакой радости не приносит, но и не бесит: смотришь его и смотришь, а они танцуют и танцуют. Девочки на пуантах, длинноногие мальчики в штанах, на Козлова смотреть очень приятно, потому что он красив и пластичен, он украшает собой даже такую безликую хореографию. Но после "Обручения" я почувствовала, что уже хватила суточную дозу балетной гетеросексуальности, довольно с меня, больше не хочу. Хотя дело не в гетеросексуальности, а в банальности подачи. Ну и меня, разумеется, предупреждали заранее, что "каждая часть в "Пьесе для него", конечно, о любви - о любви к женщине", так что я знала, на что иду. Но все равно - любовь, господа хореографы, бывает не только к женщине. Вернее, у мужчины бывает любовь не только к женщине, а у женщины, соответственно, не только к мужчине. Расширяйте свой кругозор, господа, это полезно. И не ставьте такую манную кашку, как хореограф Пимонов. Впрочем, я думаю, что балетоманы в основном будут хвалить именно его - потому что все доступно, прямолинейно, на пуантах и про любовь мужчины к женщине, и никаких вопросов.
Второй балет - "Фавн" Шеркауи. После пимоновского сахарина смотрится хорошо просто по контрасту, но откровенно говоря - вряд ли я бы захотела увидеть его дважды, это балет на один просмотр. И есть ощущение, что хорошо бы его сократить раза в два, потому что он в какой-то момент становится репетитивным и затянутым: все уже ясно, ты просек фишку хореографа, ты понял, что он хотел показать, ничего нового не будет, давайте закругляться, а оно не закругляется. Но Вячеслав Лопатин, конечно, прекрасен, и Юлия Скворцова тоже.
Третий балет - "Love Song" Андрея Кайдановского. Тут вышло забавно, потому что название балета мне ни о чем не говорило, но когда подняли занавес, и я увидела декорации - столик в углу сцены, Дениса Савина, сидящего за столиком и надевающего наушники, - я вспомнила, что я уже видела этот балет. Два года назад в Стасике была творческая встреча с Кайдановским - после того, как в рамках первой "Точки пересечения" он поставил "Чай или кофе": может быть, не бог весть какой балет сам по себе, но прекрасно смотревшийся на фоне остальных опусов той "Точки" - очень слабых и ученических. Ну вот, и на этой встрече зрителям показали видеозапись "Love Song" в исполнении венской труппы. Тогда - во многом благодаря и этой записи, и отрывкам из других балетов Кайдановского, - я поняла, что он, в общем, весьма однообразен и пользуется одними и теми же приемами. Ну и смотреть его большими дозами невозможно, голова начинает болеть. Вчера, однако, "Love Song" сошла лучше, чем в тот раз, и я думаю, что это было во многом благодаря прекрасным исполнителям. Денис Савин, Игорь Цвирко и Екатерина Крысанова сумели сделать этот балет смотрибельным, а местами и больше чем смотрибельным - своеобразное "па-де-труа" в самом конце было, можно сказать, хорошо. Крысанова меня особенно порадовала - это не моя балерина, обычно она мне не очень нравится, но вчера она была восхитительна. (И вспомнилось, где еще она мне страшно нравится - в "Вываливающихся старухах" Ратманского. Только, конечно, где Ратманский, а где Кайдановский!) Ну и Савин, и Цвирко тоже радовали взгляд. А вот что не радовало и даже бесило - адская мизогиния Кайдановского. Вот здесь она проявлялась во всей красе. И можно, конечно, говорить, что хореограф ничего такого в виду не имел, что это сатира, что это преувеличение, но как бы то ни было, а градус мизогинии тут зашкаливал, и это было трудно выносить. Ну и любимый его приемчик - чтоб танцовщики не только двигались (не скажу: "танцевали", потому что танца как такового там не слишком много), но и говорили, - тоже утомляет.
Но закончился вечер, слава богу, не Кайдановским, а разухабистым танго-балетом "Юг". Стрррррасти в клочья, "где среди пампасов бегают бизоны, а над баобабами закаты, словно кровь", китч, блеск, шик, предательства, измены, драмы, поножовщина, и все это - минут за тридцать пять или типа того. Балет нарративен до умиления: есть положительный герой, которого сначала посадили в тюрягу, а потом выпустили, есть невеста положительного героя, выскочившая замуж за его соперника, есть, собственно говоря, соперник, ух какой отрицательный. Начинается все сценой в тюряге, причем в серых комбинезончиках там щеголяют не только мужчины, но и женщины: ладно, спишем на то, что это не тюрьма для заключенных обоего пола, а травестийный прием, да так оно и есть. Заключенные стучат кружками по столу и по полу, а потом начинают танцевать. Вот скажу честно: в "Юге" мне додали негетеросексуальности. Даром что центральный конфликт гетеросексуален насквозь, но хрен с ним, с центральным конфликтом, мне додали однополых дуэтов (все помнят, что танго - это прежде всего мужской танец? ну вот, мужчины танцевали друг с другом так, что сцена дымилась, но и женщины от них не отставали, и женские дуэты меня порадовали даже чуточку больше, чем мужские, жаль, мало их было, мало). Ну вот, так возвращаясь к сцене в тюрьме - там хватило и разнополых, и однополых дуэтов, а потом еще явился охранник с палкой, напоминающий, прошу прощения, главного героя порнофильма, тоже потанцевал, вытащил из строя положительного героя и увел во тьму. А проснулся положительный герой уже утром, в постели и один. Куда делся охранник - ну, наверно, проснулся пораньше и ушел, и даже телефончик не оставил.
Ладно-ладно, отставить гомоэротические фантазии. Но без них этот балет смотреть было бы скучновато, а с гомоэротическими фантазиями - очень весело. Естественно, положительный герой встретился и со своей неверной невестой - она в него все еще влюблена, а мужу строит мрачную козью морду, так что не совсем понятно, с какой радости она за него вышла замуж, если терпеть его не может; они потанцевали, потанцевали и еще потанцевали, а потом нехороший соперник вытащил нож, и положительный герой вытащил нож, они помахались, ну и естественно, плохой персонаж воткнул нож в невесту-жену, которая невовремя подвернулась под руку. Простите, но тут я начала ржать и зажимать себе рот. Это было дико смешно, китчево, наивно - и от этого мило. Затем потрясенный убийца станцевал при поддержке двух своих друзей - с такими друзьями ну зачем ему эта скучная жена? А закончилось все, естественно, дуэтом положительного героя с умирающей, умирающей, ну вот совсем умирающей, о, ну вот, умерла наконец-то - героиней. Нежный привет всем дуэтам Ромео с якобы мертвой Джульеттой в склепе, приемчики все те же самые. А поцелуй из "Парка" украли, ну ничего, от "Парка" не убудет.
Положительного героя танцевал Игорь Цвирко - и ему чрезвычайно к лицу и этот образ, и эта хореография. Отрицательного героя танцевал Денис Савин - и я необъективна, но до чего же он хорош. Он очень стильный и изящный. И эх, хотелось бы мне, чтоб у положительного и отрицательного героев было побольше взаимодействия: Цвирко и Савин здорово смотрелись вместе в танце. Но это опять мои гомоэротические фантазии, я понимаю. Невесту-жену танцевала Мария Виноградова - ну и сказать о ней нечего, она не слишком выделялась, впрочем, не исключено, что она и по роли должна быть невыразительной. В ансамбле обращал на себя внимание Георгий Гусев, да и вообще ансамбль был хорош, там и юный Оскар Фрейм выделялся, и опытный Виталий Биктимиров, и на Артура Мрктчяна всегда приятно посмотреть.
Что в остатке? Пожалуй, только "Юг" я бы и хотела увидеть еще разок. Все остальное - нет, одного просмотра вполне достаточно. Но все равно я провела хороший вечер. А то БТшный балет в этом сезоне мне так редко доставляет удовольствие.
запись создана: 26.04.2018 в 02:15

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете"

14:14 

Хочешь песенку в награду?
Фотография известная, ну и пусть будет все равно. Профиль, шея и стопа - скульптурно идеальны.


@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - photos

Черновики и черт

главная